“Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты”

Aug 20, 2009 00:45

 “Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты” - народная мудрость. Недаром говорят, что человека делает его окружение.

“Поговори со мной, и я пойму насколько ты компетентен” - это пока не мудрость. Что может говорить нам выбор лексики?

Потянуло на размышления. А ведь хотел написать пост про измеримость результатов обучения.

“Вы не можете управлять тем, что невозможно измерить.
                                                                                                                  Все,  что измеримо, может быть достигнуто”.
                                                                                                                             Билл Хьюлетт, основатель HewlettPackard.
  Сначала пару слов о терминологии.

Данные -  любой неструктурированный массив величин, слов, символов, графических рисунков, доступных для восприятия посредством органов чувств.

Например, текст этого поста в моем ЖЖ - это данные.

Информация - массив данных, структурированный (упорядоченный) не менее чем по одному признаку, соотнесенный с контекстом и значениями.

Предположим, Вы прочитали мой пост и для себя решили, что вот с этими пунктами я согласен (а), а эти - спорные. Это уже информация.

Знание - это информация, встроенная в систему представлений и/или отношений, которая может служить руководством к действию. Знания, с одной стороны, формируются благодаря информации и данным, получаемым извне через органы чувств, а также познавательным способностям индивида, с другой стороны, - реализуются в действии. Они являются неотъемлемой частью индивида, будучи встроены в его «когнитивную карту» или систему смыслов. В то же время, знания, выраженные при помощи сообщений различного характера (текст, речь, жест, визуальный образ), в отрыве от действующего субъекта становятся информацией.

На следующий день, Вы встречаете своего знакомого и рассказываете ему о каких-то пунктах из этой статьи без подглядывания в оригинал. Это уже знания.

Умение - способность выполнять действия, приобретенные в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.

В тот же день к Вам поступает коммерческое предложение об обучении ваших сотрудников (или Вас). И Вы спрашиваете у продавца, что из предложенной программы будет в виде данных, что в виде информации, знаний и умений. Это уже умение проверять программу обучения на ”шаманство”

Навык - автоматизированное действие, подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается

Теперь каждый раз, при необходимости обучения сотрудников Вы спрашиваете у продавца, что из предложенной программы будет в виде данных, что в виде информации, знаний и умений. И делаете это автоматически. У Вас сформирован навык отсева “шаманских” учебных программ.

На мой взгляд, это так называемые, прямые результаты краткосрочного бизнес-обучения. Есть еще и косвенные - увеличение продаж, повышение эффективности бизнес-процессов в компании и т.д.

“Про телефонные переговоры мои сотрудники ПРОСЛУШАЛИ (!!!) тренинг в прошлом году. Поэтому в этом году пускай ПОСЛУШАЮТ (!!!) про дебиторскую задолженность” или “Я сегодня прочитал тренинг по продажам, а завтра у меня тренинг по переговорам”.

О чем могут говорить такие фразы?

Предположение 1
Авторы высказываний, знакомы с терминологией выше и говорят о результативности обучения, т.е. о данных и информации. Возможно, и о переданных участникам обучения знаниях. Обратите внимание, подбор слов говорит об ориентации на процесс, а не на результат.

“Шоу говорящая голова” - так назывались у нас, в учебном отделе,  тренеры, “читающие” тренинги.

Прослушали? А с какой целью?
Представьте, вы с утра садитесь в свой авто и ездите, ездите.  Время потрачено, бензин на исходе, нервы на пределе.  И куда Вы приехали? -)

Предположение 2.
Авторы высказываний, не знакомы с терминологией выше. Фраза со стороны клиента может означать попытку отделаться от продавца тренингов, построив китайскую стену из ложных возражений, а со стороны тренера - о семинарской (лекционной) форме обучения.

Как измерять?

Тест, состоящий из вопросов  без ответов, позволяет определить наличие информации у обучаемого по теме тестирования.

Кейсы - описание ситуации  с просьбой предложить ее решение - один из способов проверить наличие знаний и умение их применить.

Моделирование ситуации с включенным наблюдением экспертов и заполнением бланков оценки - один из способов оценить сформированность умения.

Наблюдение непосредственного руководителя за деятельностью сотрудника с заполнением бланков оценки, различные процедуры Тайный Покупатель - позволяют оценить перешло ли умение в навык или нет.

А как же косвенные результаты бизнес-обучения?

”Не пытайтесь изменить человека, меняйте среду” - тоже мудрость.

Предположим,  на тренинге по телефонным продажам участников научили к ним сначала готовиться: формулировать уникальное торговое предложение, выбирать целевую аудитория продукта (услуги) и т.д.

В отделе продаж же действует другая “авторитетная” модель продаж, которая всячески поддерживается руководством и “старичками”: звонить всем по желтым страницам, чтобы звонков было не менее 30-ти в день и продолжительность каждого не более 5-ти минут и нечего время тратить на всякую х…, продавать надо. Лучшие ”звонари” (по числу совершенных холодных звонков в день) награждаются персонально руководителем.

Сотрудник, прошедший обучение, в таком окружении будет больше подражать Дон Кихоту или Санчо Панса ? (вопрос для размышления).

Бизнес-обучение сотрудников - это бизнес-проект, который требует внедрения и управления, на мой взгляд. -)

бизнес-тренинг

Previous post Next post
Up