Aug 20, 2009 00:45
“Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты” - народная мудрость. Недаром говорят, что человека делает его окружение.
“Поговори со мной, и я пойму насколько ты компетентен” - это пока не мудрость. Что может говорить нам выбор лексики?
Потянуло на размышления. А ведь хотел написать пост про измеримость результатов обучения.
“Вы не можете управлять тем, что невозможно измерить.
Все, что измеримо, может быть достигнуто”.
Билл Хьюлетт, основатель HewlettPackard.
Сначала пару слов о терминологии.
Данные - любой неструктурированный массив величин, слов, символов, графических рисунков, доступных для восприятия посредством органов чувств.
Например, текст этого поста в моем ЖЖ - это данные.
Информация - массив данных, структурированный (упорядоченный) не менее чем по одному признаку, соотнесенный с контекстом и значениями.
Предположим, Вы прочитали мой пост и для себя решили, что вот с этими пунктами я согласен (а), а эти - спорные. Это уже информация.
Знание - это информация, встроенная в систему представлений и/или отношений, которая может служить руководством к действию. Знания, с одной стороны, формируются благодаря информации и данным, получаемым извне через органы чувств, а также познавательным способностям индивида, с другой стороны, - реализуются в действии. Они являются неотъемлемой частью индивида, будучи встроены в его «когнитивную карту» или систему смыслов. В то же время, знания, выраженные при помощи сообщений различного характера (текст, речь, жест, визуальный образ), в отрыве от действующего субъекта становятся информацией.
На следующий день, Вы встречаете своего знакомого и рассказываете ему о каких-то пунктах из этой статьи без подглядывания в оригинал. Это уже знания.
Умение - способность выполнять действия, приобретенные в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.
В тот же день к Вам поступает коммерческое предложение об обучении ваших сотрудников (или Вас). И Вы спрашиваете у продавца, что из предложенной программы будет в виде данных, что в виде информации, знаний и умений. Это уже умение проверять программу обучения на ”шаманство”
Навык - автоматизированное действие, подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается
Теперь каждый раз, при необходимости обучения сотрудников Вы спрашиваете у продавца, что из предложенной программы будет в виде данных, что в виде информации, знаний и умений. И делаете это автоматически. У Вас сформирован навык отсева “шаманских” учебных программ.
На мой взгляд, это так называемые, прямые результаты краткосрочного бизнес-обучения. Есть еще и косвенные - увеличение продаж, повышение эффективности бизнес-процессов в компании и т.д.
“Про телефонные переговоры мои сотрудники ПРОСЛУШАЛИ (!!!) тренинг в прошлом году. Поэтому в этом году пускай ПОСЛУШАЮТ (!!!) про дебиторскую задолженность” или “Я сегодня прочитал тренинг по продажам, а завтра у меня тренинг по переговорам”.
О чем могут говорить такие фразы?
Предположение 1
Авторы высказываний, знакомы с терминологией выше и говорят о результативности обучения, т.е. о данных и информации. Возможно, и о переданных участникам обучения знаниях. Обратите внимание, подбор слов говорит об ориентации на процесс, а не на результат.
“Шоу говорящая голова” - так назывались у нас, в учебном отделе, тренеры, “читающие” тренинги.
Прослушали? А с какой целью?
Представьте, вы с утра садитесь в свой авто и ездите, ездите. Время потрачено, бензин на исходе, нервы на пределе. И куда Вы приехали? -)
Предположение 2.
Авторы высказываний, не знакомы с терминологией выше. Фраза со стороны клиента может означать попытку отделаться от продавца тренингов, построив китайскую стену из ложных возражений, а со стороны тренера - о семинарской (лекционной) форме обучения.
Как измерять?
Тест, состоящий из вопросов без ответов, позволяет определить наличие информации у обучаемого по теме тестирования.
Кейсы - описание ситуации с просьбой предложить ее решение - один из способов проверить наличие знаний и умение их применить.
Моделирование ситуации с включенным наблюдением экспертов и заполнением бланков оценки - один из способов оценить сформированность умения.
Наблюдение непосредственного руководителя за деятельностью сотрудника с заполнением бланков оценки, различные процедуры Тайный Покупатель - позволяют оценить перешло ли умение в навык или нет.
А как же косвенные результаты бизнес-обучения?
”Не пытайтесь изменить человека, меняйте среду” - тоже мудрость.
Предположим, на тренинге по телефонным продажам участников научили к ним сначала готовиться: формулировать уникальное торговое предложение, выбирать целевую аудитория продукта (услуги) и т.д.
В отделе продаж же действует другая “авторитетная” модель продаж, которая всячески поддерживается руководством и “старичками”: звонить всем по желтым страницам, чтобы звонков было не менее 30-ти в день и продолжительность каждого не более 5-ти минут и нечего время тратить на всякую х…, продавать надо. Лучшие ”звонари” (по числу совершенных холодных звонков в день) награждаются персонально руководителем.
Сотрудник, прошедший обучение, в таком окружении будет больше подражать Дон Кихоту или Санчо Панса ? (вопрос для размышления).
Бизнес-обучение сотрудников - это бизнес-проект, который требует внедрения и управления, на мой взгляд. -)
бизнес-тренинг