Шестоднев. День четвертый.

Sep 14, 2009 17:05

Как известно из Св.Писания, небесные светила были сотворены в четвертый день. Это произошло уже после сотворения Земли и растительности на ней. Такая последовательность творения является одним из камней преткновения при попытках согласования библейской картины мира, с так называемой научной картиной. Не буду утверждать, что этого противоречия нет, оно есть, и оно очень глубоко. Но здесь свидетельство Св.Писания сталкивается не с научными данными как таковыми, а с определенным типом миросозерцания, которое называется научным мировоззрением.

Библейская же последовательность такова:
В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт.1:1)

Земля постепенно оформляется и обустраивается, вплоть до появления растений в третий день. К этому времени уже есть свет, и есть смена дня и ночи, но нет физических источников света. И они были созданы:

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый.
(Быт.1:14-19)

Освещение земли и управление днем и ночью как-бы перепоручается светилам, вписывается в рамки естественного процесса. В этот же четвертый день сотворен и весь остальной космос, все космические тела: звезды, туманности, галактики, распростертые на миллиарды световых лет.

С точки зрения библейского геоцентризма, именно такая последовательность будет наиболее естественна для творения: настроить весь космос так, чтобы создавались необходимые условия на Земле, но не подстраивать Землю под космос.

Весь процесс творения не может полностью укладываться в известные нам понятия пространства и времени, потому что и пространство и время - тоже сотворены. Нужно помнить, что физическое время - только одна из абстракций, применяемая нами для описания реальности.

Сам же день творения вовсе не обязан измеряться физическим временем. Это время творения, когда творились законы этого мира, в том числе и само время. Поэтому, бессмыслены попытки наукообразной интерпретации дней творения, когда "день" понимается как "эпоха", или этап развития. Я бы сказал, даже еще более бессмысленны, чем буквальные 24 часа. Когда говорят о буквальных сутках, по крайней мере понятно, что в эти "сутки" произошли удивительные события, которым трудно найти соответствие или понять нашим ограниченым разумом и научными методами. Но вот "эпохальное" понимание дней оказывается буквализмом худшей разновидности, такую интерпретацию саму воспринимают слишком буквально, как подлинную реальность. И если почти весь Шестоднев иногда умудряются перетолковать на такие "эпохи", то вот как раз последовательность сотворения: Солце после растительности - звучит явным диссонансом в такой мелодии.

Но библейская мелодия творения совсем другая. Творец не располагается Сам в потоке времени. Время астрономов, физиков и часовщиков не описывает время творения. Поэтому и нет никакого противоречия между физическими и астрономическими данными и свидетельством Св.Писания. Солнце, Луна и звезды могут существовать на миллионы и миллиарды лет физического времени больше растительности, но сотворены они после растительности.

Итак, понимание Шестоднева никак не противоречит научным данным об устройстве вселенной и каким либо космологическим концепциям. Другое дело, что Шестоднев (а в особенности день четвертый) достаточно явно противоречит такой картине мира, где эти концепции поставлены во главу угла. И особенно явно Шестоднев протворечит любой эволюционной картине мира, когда всё существующее рассматривается только как следствие  естественных законов и постепенного эволюционирования по этим законам. В такой картине Творец может только "вдохновлять" процесс где-то на заднем плане, но ни в коем случае не повелевать, а если Он и повелевает, то это тоже надо понимать весьма расплывчато, чтобы не разрушать общее эволюционное "благолепие".

А вот, что пишет о четвертом дне творения иеромонах Серафим Роуз, с подкреплением этих мыслей многими цитатами из Св.Отцов:

Иеромонах Серафим Роуз. Православное понимание книги Бытия.

IV. День четвертый (Быт. 1, 14-19)

1, 14-19 "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию, и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета, и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако. И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды; и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю, и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый".

Четвертый день творения служит источником великого замешательства для тех, кому хотелось бы подстроить Шестоднев под эволюционистские рамки. Это абсолютно невозможно, если солнце действительно было создано в четвертый день.

Из-за этого таким апологетам эволюционистского толкования Писания приходится полагать, что на самом деле солнце было сотворено вместе с небом в первый день, а в четвертый - только появилось, - видимо, после того, как поднялось облако, покрывавшее землю первые три дня. Однако, нам вновь следует напомнить самим себе, что первые главы Бытия рассказывают не о естественном развитии земли в соответствии с законами, которые управляют этим развитием теперь; но это - рассказ о чудесном начале всех вещей. Мы не вольны переставлять дни творения, чтобы подогнать их под свои теории; скорее, нам следует смирить собственное мудрование, чтобы постигнуть, что на самом деле говорит Священный Текст. И тут как всегда ключом к такому постижению будут святые Отцы. Как они понимали четвертый день?

Св. Отцы единодушно утверждают, что солнце и светила небесные в четвертый день были созданы; они не просто появились тогда *.

* Некоторые Отцы говорят, что творение небес (в четвертый день) включает в себя ангельский мир; другие говорят, что ангельский мир был сотворен раньше.

У Отцов не было бы никаких оснований отказываться от по-видимому более "естественного объяснения", что солнце светило первые три дня творения, но солнечный диск стал видим с земли на четвертый день, если бы Писание разрешало это. То, что они все как один отбрасывают такое объяснение, может означать только то, что текст Бытия не допускает этого.

Свят. Иоанн Златоуст пишет:

"...(Он) создал солнце в четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день" (Беседы на книгу Бытия, VI, 4, с. 45).

Свят. Василий учит:

"Всему предшествовали небо и земля; после них сотворен свет, разлучены ночь и день; потом опять твердь и явление суши; потом вода совокуплена в постоянное и определенное собрание; земля наполнилась собственными порождениями, произрастив бесчисленные роды трав и обогатившись растениями всякого рода. Но солнца и луны еще не было, дабы неведущие Бога не именовали солнца начальником и отцем света, и не почитали его зиждителем земных произрастений... Если сотворение света предшествовало; то почему говорится, что солнце теперь сотворено также "освещати"? Тогда (в первый день - прим. авт.) произведено было само естество света, а теперь приуготовляется сие солнечное тело, чтобы оно служило колесницею тому первобытному свету... И не говори, что нельзя отделить их друг от друга. Я не утверждаю, чтобы для меня или для тебя было возможно отделение света от солнечного тела; но говорю только, что представляющееся нам раздельным в мыслях может быть в самой действительности разделено Творцом их природы... "Да будут", сказано, "и во дни," не для того, чтобы производить дни, но чтобы начальствовать над днями. Ибо день и ночь были до сотворения светил" (Шестоднев, VI, 2, 3, 8; сс. 87-89, 99).

Свят. Амвросий делает на этом предмете особое ударение:

"Взгляни сперва на твердь небесную, которая была создана прежде солнца; взгляни сперва на землю, которая стала видимой и была уже сформирована до того, как солнце явилось; взгляни на растения земли, которые предшествовали по времени солнечному свету. Тернии предварили солнце, былинка старше луны.

Посему не почитай сей предмет богом, к которому в первую очередь представляются относящимися дары Божии. Три дня миновало. Никто, между тем, не искал солнца, хотя блеск света был очевиден повсюду. Ибо день тоже имеет свой свет, который есть предтеча солнца" (Six Days, IV:1, р. 126).

Мысль о том, что жизнь на земле с самого начала была обусловлена солнцем, и что даже самая земля произошла от солнца - эта новоявленная идея есть ни что иное, как чистейшая догадка; она даже не связана напрямую с проблемой истинности так называемой теории эволюции жизни на земле. Поскольку на протяжении последних столетий люди были заняты поисками "нового" и "естественного" объяснения происхождения мира, отбросив объяснение, происходящее от Божественного Откровения, стало казаться само собой разумеющимся, что солнце, которое настолько больше и значительнее астрономически, чем земля, и является центром земной орбиты - должно предшествовать земле, а не наоборот.

Но Божественное Откровение, по толкованию св. Отдов, говорит нам обратное: Земля идет первой и по времени, и по значению, а солнце - вторым. Если бы наше дознание не было бы так сковано современной интеллектуальной модой, если бы мы меньше боялись прослыть "отсталыми" в мнении других, нам бы не было так трудно раскрыть наши умы для такого альтернативного объяснения начала мира.

С точки зрения Библии и писаний св. Отцов земля как дом человека - вершины творения Божия, есть центр вселенной. Все прочее - несмотря на научное объяснение его нынешнего состояния и движения или на его огромные, по сравнению с землей, размеры - второстепенно, и было сотворено ради земли, то есть ради человека. Наш Бог обладает таким могуществом и величием, что у нас нет оснований сомневаться в том, что единым мгновенным проявлением Своей творческой мощи Он привел в бытие целую землю - для нас большую, но лишь пылинку для целой вселенной и что другим мгновенным действием Своей силы Он создал все необычайное множество звезд небесных. Он мог бы сделать неизмеримо больше этого, если бы захотел; в Богодухновенном тексте книги Бытия Он оставил нам простейший план того, что Он сделал, и нет нужды, чтобы этот рассказ согласовывался с нашими человеческими рассуждениями и догадками.

В наши дни стало просто и модно считать, что все "эволюционировало" по совершенно единообразным законам, которые мы можем наблюдать сейчас, из некоего первичного сгустка энергии или материи; если тут и нужен кому-нибудь "Бог", то только в качестве "Творца" этого сгустка или инициатора "большого взрыва", который будто бы произвел все, что есть. Ныне требуется сознание более серьезное, менее привязанное к "общественному мнению", чтобы начать видеть громадный размах описанных в книге Бытия творческих актов Бога. Вызволить наше скованное сознание могут св. Отцы, наиболее "искушенные" и "ученые" умы своего времени.

Но, без сомнения, скажет кто-нибудь, Божии твари должны быть осмыслены и с "естественной" точки зрения. Почему же тогда Господь сотворил такое огромное тело, как солнце, чтобы оно служило такому маленькому телу, как земля? Разве не мог Он удержать Свое действие и создать солнце более соответствующим масштабам земли?

Конечно, иной выдумал бы солнце гораздо меньшее нашего и находящееся гораздо ближе к земле, чтобы для земного наблюдателя сохранились его видимые размеры. Но такое солнце расходовало бы энергию во много раз быстрее, чем наше. Очевидно, Бог создал солнце нужных размеров и на нужном расстоянии от земли, раз оно должно дать земле количество света и тепла, необходимое для поддержания жизни до скончания нынешнего века, когда "солнце померкнет" (Мф. 24, 29).

См.также: "Четвертый день творения - камень преткновения теологического эволюционизма".

Креационизм, Святоотеческое, Шестоднев

Previous post Next post
Up