О «буквальной» продолжительности дней творения.

Sep 16, 2009 14:27


Стало уже привычным считать, что эволюционисты понимают продолжительность дней творения «аллегорически», а креационисты, стало быть, - буквально. Подозреваю, что дело обстоит с точностью до наоборот. В эволюционной интерпретации сотворения мира «дни» творения наполняются совершенно буквальным научным смыслом, как некие эволюционные «эпохи», и выносятся определенные суждения об их продолжительности. Такие «дни», дескать, могут продолжаться столько-то миллионов (или сколько нужно) лет. В течении «дней творения» происходят обычные природные явления, в рамках известных законов. Любое предполагаемое отклонение от «естественного» сценария сотворения - возмутительно и неприемлемо с точки зрения физики и биологии. Ибо невозможно себе такого представить. Вот это я понимаю: буквализм так буквализм!
А как же тогда обстоят дела у православных креационистов? Вот, извольте: это слова о.Серафима (Роуза), наиболее яркого представителя православного креационизма:

Теперь давайте рассмотрим святоотеческую модель шести дней творения. Мы не будем занимать себя попытками приблизительно определить, "какой длины" эти "дни" были. Многие фундаменталисты считают свое буквальное толкование бытия ущербным, если не принимать того, что эти "дни" - продолжительностью в 24 часа; тогда как многие другие, те, кто хочет соединить Бытие с современной теорией эволюции, полагают свои надежды на принятие этих "дней" за миллионы или миллиарды лет, так, чтобы это согласовывалось с предположительными данными, добытыми геологией. Я думаю, мы смело можем сказать, что оба эти взгляда не попадают в цель.

Не то, чтобы эти дни не могли быть двадцатичетырехчасовыми, если бы так было угодно Богу; один или два Отца (напр., преп. Ефрем Сирин) даже утверждают, что они были именно двадцатичетырехчасовыми. Но большинство Отцов вовсе ничего не говорит об этом: это не было предметом спора в то время, и им, кажется, не приходило на ум настаивать на перенесении временной шкалы нашего падшего мира назад, на изумительные и чудесные события этих шести дней. Блаженный Августин, я думаю, вполне резюмирует святоотеческую позицию, когда говорит: "Какого рода были эти дни, для нас очень трудно заключить или даже, вполне невозможно; и тем более невозможно для нас - говорить об этом" ("О граде Божием", XI, 6).

Но если нам не обязательно определять продолжительность шести дней творения в 24 часа, то совершенно невозможно относиться к ним, как к миллионам или миллиардам лет - т.е. втискивать их в эволюционистскую временную шкалу. События шести дней просто не соответствуют эволюционистской картине в целом. В Бытии первые живые объекты - травы и деревья на суше, а не микроорганизмы в море, как в эволюционистской теории; эти наземные растения существуют целый день (миллиарды ли лет?) прежде, чем было создано солнце, тогда как в эволюционистской концепции солнце предшествует самой земле. Каждый достаточно объективный наблюдатель заключит, что шесть дней творения, если только это действительно описание, а не продукт произвольной фантазии или умозрения, просто не вписываются в эволюционистские рамки, а посему нет нужды превращать их в миллиарды лет. Ниже мы также увидим, как описание этих дней св. Отцами делает такое истолкование совершенно невозможным. Эволюционистская теория, вполне очевидно, говорит о чем-то другом, а не о шести днях творения.

А в действительности, ни одна научная теория не может сказать нам об этих шести днях. Наука пытается объяснить (иногда с большим, иногда с меньшим успехом) изменения этого мира, основываясь на проекциях естественных процессов, которые можно наблюдать сегодня. Но шесть дней творения - не естественный процесс; они суть то, что произошло прежде, чем начались все мировые естественные процессы. Они суть дело Божие; по самому своему определению они чудесны и не вписываются в естественные законы, управляющие тем миром, что мы видим сегодня. Если мы вообще можем знать, что случилось в эти шесть дней, то это - не посредством научных проекций и предположений, но только по Божьему Откровению.

Эту же позицию разделяют и все православные креационисты, придерживающиеся святоотеческого взгляда на сотворение мира. Эта же точка зрения наиболее полно представлена множеством высказываний Св.Отцов, в противоположность эволюционному буквализму.
От том как вольно «небуквально» обращается с физическим временем один из самых буквальных толкователей Св.Писания Преп.Ефрем Сирин, см. также здесь: "Непреходящая богословская ценность высказываний Св.Отцов по научным вопросам".

Креационизм, Эволюционизм, Святоотеческое, Шестоднев

Previous post Next post
Up