Тело и дух.

Dec 03, 2009 22:23


    Вернемся, однако, к самым истокам, непосредственно к сотворению человека. Эволюционная интерпретация непременно требует, «аналитического» рассмотрения человеческого состава: происхождение тела и духа должно рассматриваться строго раздельно. Происхождение тела оказывается, таким образом, в ведении эволюционной теории, и может исследоваться полностью «научно», а дух, и всё, что принципиальным образом отличает человека от прочих существ, признается результатом сверхъестественного акта творения. Такой прием обычно считается очень удачным, для решения задачи согласования эволюционной картины с библейским повествованием. Эволюционная наука, стало быть, имеет право утверждать всё, что ей нужно, или опираясь на некоторые факты, или вовсе без таковых, но нас это не должно смущать, потому что Библия говорит о «сотворении» прежде всего в духовном смысле. Здесь нас даже попытаются убедить, что такая раздельная последовательность творения наиболее подобает и Самому Творцу и человеку, как пишет епископ Александр (Милеант):

Но  образование тела не обязательно надо понимать как мгновенный акт. Если Богу было угодно использовать Свои законы для усовершенствования тела человека, то в  этом была Его святая воля. Возможно, существовал более древний предок, от которого произошли как современные приматы, так и антропоиды.…………… То, что природа совершенствовала миллионы лет, мы унаследовали, как счастливые дети богатых родителей. При этом, имея нечто общее с низшими тварями, мы способны лучше понимать и жалеть своих “подданных,” содействуя их благу. Есть здесь и повод для смирения…[4]

Даже  на первый взгляд, такое однозначное  «разграничение полномочий» в отношении тела и духа, представляется по меньшей мере сомнительным. Православное учение о мире и человеке говорит не только о духе, но и о материи. Бог творит этот материальный мир, и человек - это сложное существо, не только духовное, но и телесное. Таким человек изначально сотворен, таким же он будет восстановлен по воскресении мертвых, в жизни будущего века.

В этой связи надо вспомнить известное изречение Святителя Феофана Затворника, одно из тех, которые особенно любимы для эволюционных интерпретаций:

Созда Господь тело человека из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? - Оно было живое тело - было животное в образе человека с душою животною. Потом Бог вдунул в него Дух Свой - и из животного стал человек [3]

И соответствующий комментарий Андрея Кураева:

Сначала было создано человекообразное существо и затем наделено разумом. Эта мысль святителя Феофана не случайна, он возвращается к ней несколько раз в своих антропологических построениях, утверждая, что человек содержит в себе все иные уровни жизни. [2]

Такой интересный вывод выглядит как бы логичным и совершенно закономерным, тем более, совершенно справедливо указано, что человек содержит в себе различные уровни жизни, как жизнь духовную, так и иные низшие уровни. Но, дальнейшие выводы из этих правильных предпосылок получаются очень странными. Стало быть, эти иные уровни жизни в человеке, мы теперь должны помыслить не просто в рамках целостной и сложной человеческой природы, но в виде отдельного существа, самостоятельного живущего, ходящего по земле и отправляющего свои естественные животные потребности. Боюсь, что в такое представление являет собой вовсе не «повод для смирения», а просто  неподобающую картину.

Сам же Святитель Феофан Затворник еще неоднократно возвращается к вопросу о животной природе человека:

И не понимаю, чем тут  смущаться?! Да вы когда говорите, что человек есть животное, мясо ли одно разумеете, или всю животную жизнь? - Конечно всю животную жизнь, и с душою животною. А прибавляя к сему: разумное - что означаете? То, что хотя человек тоже с одной стороны, что животное с душою животною; но с другой - он несравненно выше животного, ибо имеет разум - nous - что совершенно соответствует слову - дух. Сказать: животное разумное есть то же, что сказать: животное одуховленное.[5]

Именно  так, вопрос рассматривается совершенно реалистично: человек не «происходит» от животного, он просто является животным, в том смысле, что обладает всей полнотой животной природы. Это объективное знание о человеке, в котором вполне единомышленны и биологическая наука, и православная антропология. В то время как эволюционная интерпретация здесь подразумевает рассмотрение не реалистическое, а, скорее, мифологическое. Животная природа человека не принимается как необходимая часть сложной человеческой природы, но «объясняется» тем, что человек когда-то был животным, и, таким образом, эту животную природу унаследовал.

Эволюционизм, Святоотеческое

Previous post Next post
Up