Моя золотая осень 2020 (Часть 1, Яман-Таш)

Oct 31, 2020 22:50

Вечер. Вечер поздний. За окном луна едва пробивается сквозь сгущающиеся тучи. На выходные обещают дожди и похолодание... Что ж, похоже, самое время рассказать о золотой осени 2020.
Многие походники, да и обычные, нормальные люди :), которые не таскаются с тяжеленым рюкзаком по горам, ждут ее целый год. И я здесь не исключение. Я тоже ждал ее, строил определенные планы, однако, хоть не всё вышло так, как ожидалось, должен сказать, что осень удалась!

Итак, начнём-с!

Ну, вот и в моей тетрадке
Об этом строки легли,
Что горы в своем порядке
В осень меня позвали.
В осень! Уеду я скоро:
Автобус и в окнах закат,
Дорога, и теплые взоры
В долину сквозь стекла глядят…
Задремлет деревня ночная,
И, тайной мерцая чуть,
Звезда у небесного края
В осень укажет мне путь.
В осень войду, и шуршанье
Пути, что листвою укрыт,
Нарушит лесное молчанье,
Нарушит, но только на миг.
Тишь здесь под сводами леса.
Пожалуй, и я помолчу:
Это октябрьская месса…
Вот, осень уж теплит свечу,
С которой по склонам витает,
Туманов куря фимиам,
Огнища свои разжигает
По чащам, чаирам, лугам.
То пламя увижу я вскоре,
Лишь звезды настигнет рассвет:
Дерева в огнистом уборе
И солнышка кроткий привет…
Что ж, юные грезы сладки -
Манят меня в горную даль.
В осень, скорей, без оглядки
На летнюю пастораль!..
@ dmitriy_antares

Такие строки у меня родились накануне первого похода, и, в общем-то, стали к нему прелюдией. Ну, а дальше был сам поход, в который я отправился с другом, другом неизменным в походах с ночевкой, - Егором.

В некоторой спешке мы все же успели на последний автобус в Счастливое. Закат настиг нас еще между Симферополем и Бахчисараем, так что в деревне мы оказались уже в ночи, а на маршрут вышли где-то в 20:00. До Яман-Таша около 8 км по дорогам/тропам. Ладно, ОК, что впервые что ли? И вообще, наш первый совместный поход с ночевкой именно так и начался! Поэтому, что называется, глаза...эм... не боятся, а ноги идут! :)

А ведь вечер-то выдался и впрямь замечательный: звездный, он был тих и по-октябрьски свеж.

Первая фотка с поднимающимся созвездием Персея и только взошедшими Плеядами удалась с привала на полянке у вершины Хаплы-Кая.

А дальше до родника Эпсари мы шли почти без привалов... Уже под Биюк-Таушаном в свете фонариков мелькнули чьи-то зеленые глаза. Так мы и не поняли кто это был, предположительно лиса.
На сам Таушан решили не заходить - нет смысла: во-первых, уже были на нем, во-вторых, времени нет, к тому же, только лишний набор высоты. Притормозили лишь на созвучной горе поляне Биюк-Тапшан (ниже и восточней вершины), и то на всякий случай: прогноз синоптиков перед походом обещал смену погоды, и хотелось насладиться тишиной и звездами. Как мы поняли позже, такое решение было совершенно правильным, хотя в тот момент мне думалось, что ночь должна быть спокойной, а погодные изменения начнутся на следующий день. И действительно, в тот момент вся округа поляны хранила глубокое молчание. Казалось, на многие километры вокруг было тихо, и даже совы своими таинственными «у-у-ууу» не нарушали этого ночного покоя. Осенние звезды, Млечный путь, черные очертания дерев, плотно обступивших поляну, и тишь...

Но вот мы повернули на лесную дорогу к роднику. Прошло минут 10, как легкий шелест прошел над нами пологом леса. Спустя ещё минут 5 мы были на стоянке «Эпсари», у одноименного источника. Ветер уже во всю здесь гулял по кронам высоченных буков, проникая и внутрь чащоб. Не думаю, что глядя на россыпи звезд Биюк-Тапшана, мы бы в той тишине не услышали, хотя бы отдаленного шума крон у Эпсари, если бы он действительно был, нет, ведь они отстоят друг от друга всего на 1 км по прямой. Просто погода, видимо, начала меняться именно на подходах к источнику...

До полночи остается меньше часа. Мы быстро набираем воду, и, чтобы не мерзнуть на ветру, продолжаем путь. Благо, осталось меньше полутора километров, хотя и набора высоты 140 метров...

23:55 - Яман-Таш. Здесь тоже ощущается ветерок, и, как ни странно, даже более слабый, чем у родника.

Отдыхаем пару минут, глядя на звезды и огни далеких деревень, затем спешим распалить костер в надежде, что ветерок утихнет...

В ожидании чая.

Однако, нет! Тишине поляны Биюк-Тапшан суждено было быть в этом походе последней. Южный, несущийся по склонам прямо с просторов Ялтинской яйлы ветер не то чтобы не утихал - он усиливался, медленно, но верно. Более того, между тем как мы, попутно травя шутки, ставили палатку, ждали пока чайник закипятится и, собственно, пили чай, по небу средь звездных узоров поплыли перистые и перисто-слоистые облака - верный признак смены погоды...

После чаепития, в борьбе с непрекращающимися порывами ветра, приводящими штатив в легкое дрожание, мне все же удалось сделать несколько кадров ночного Яман-Таша:

Скромные звезды осени после полуночи потихоньку клонились к западу, и над нашей стоянкой восходили яркие зимние созвездия. Над кострищем уже во всю мерцал Орион, а меж ветвей путались лучики едва показавшегося над кромкой гор Сириуса - ярчайшей звезды нашего небосвода.

Егор полез в палатку.

А ветер всё усиливался, так что, похоже, в какой-то момент даже сдул облачка с неба, и просияла серебряная дорожка Млечного пути.

Полтретьего. Пора спать, тем более, что большого удовольствия от фотографирования на диком ветру едва ли получаешь...

Ночь прошла для меня беспокойно. К непогоде ещё добавился ни с того ни с сего зашаливший живот, так что я почти не спал, и лишь легкая дрема иногда посещала меня в те часы.
Тем временем ветер тоже не спал и только крепчал. К утру он достиг такой силы, что наверняка уже классифицировался как ураганный. Лес шумел без перерыва, а бешеные порывы налетали на Яман-Таш и всеми силами сопротивлявшуюся им палатку так яростно, что порою казалось мы взлетим и окажемся на Басмане раньше срока...

Да, мы планировали во второй день похода добраться до Басмана. Однако ветруганище и мой живот судя по всему решили посоревноваться, кто создаст более сильную бурю, и внести коррективы в наши планы. Короче говоря, штормило у меня и внутри, и снаружи, и нужно было что-то решать!
«Проснувшись» около семи утра, мы, недолго обсуждая сложившуюся ситуацию, поняли, что лучше всего будет впервые в жизни сойти с маршрута и вернуться в Счастливое.
Такое решение было не очень утешительным, ведь на Басман в золотую осень мы мечтаем попасть вот уже 2 года и с трудом выкроили время среди рабочих/учебных недель для этого похода. Но вместе с тем оно (решение) ещё было удивительным и даже в некотором смысле радостным. Особенно удивлялся мой 18-летний друг: это настолько нетипичный выбор для нас, поскольку обычно мы идем до конца, несмотря на все препятствия. И правда, что значит для молодых людей, которым еще нет и 25, ход мыслей, в котором здравый смысл и понимание, что здоровье собственное или товарища гораздо важнее любого, даже самого интересного, похода, побеждают юношеские беспечность и веру в собственные силы, приправленные еще немалой долей любви к авантюризму? Неужели мы выросли, неужели повзрослели? Неужели юность подходит к концу?!
Так или иначе, а это решение мы не переменили, даже когда спустя 3/4 часа сборов мне полегчало, рассудив, что это может быть лишь временным явлением. Да и ветер не успокоился. Более того, родилась мысль, что может быть Некто там вверху, Кто видит всё наперед, решил таким образом уберечь нас от чего-то более непредвиденного, опасного или даже фатального?!

Что же, дабы не наскучить читателю этими рассуждениями и вопросами, пожалуй, вернусь непосредственно к походу.

Около 7:45 наши до тех пор разобранные рюкзаки вновь приняли должную форму, вместив в себя все, что мы притащили в этот дикий край. Можно было отправляться. Но я - не я, если не унесу с собой с вершины хоть несколько фотографий. Тем более момент был самый подходящий: на кромке Ялтинской яйлы заблистал утренний бриллиант!

Восход солнца.

Далее я просто ходил с края на край, скажем так, Яманташского плато.

Взгляд на запад, в сторону Счастливого и Бельбекской долины. Только с рассветом можно было оценить реальное состояние леса: золотая осень только начиналась.

Вид на север. Тень постепенно отступает. Пейзаж рассекает газопросека "Бахчисарай-Ялта", на которую мы выйдем не позже, чем через полчаса.

Вид в сторону скал Сары-Хая и выглядывающего из-за них Басмана, на который мы к счастью или сожалению на сей раз не попадем...

Вид в сторону Биюк-Таушана.

Вот оно - золото осени - разбросано по поляне.

Засуха внесла свою лепту в этом году: часть деревьев не вспыхнули красками, а просто пожухли и побурели после знойного и сухого сентября.

Об обратном же пути в Счастливое пусть расскажут в основном фотографии.

У "ворот" Яман-Таша.

Спуск по газопросеке.

Яман-Таш постепенно остается позади.

Осинки по дороге.

Дубовый букетик прямо на пути.

Поскольку, убегая от ветругана, мы даже не думали о завтраке, решили подкрепить силы на т/с Три Лещины, что у брода через Стилю.  Здесь тоже дул ветер, но внутри леса он ощущался совсем иначе, чем на просторе Яман-Таша. К тому же, мы могли созерцать листопад, а перед этим проводили взглядом несколько косуль, в 3 секунды скрывшихся в чаще.

Отдых после вкусного чаю с галетным печеньем затянулся минимум на час. Кое-кто даже успел немного поспать. После такой ночи - неудивительно.

А это уже вид от Биюк-Таушана справа до Яман-Таша слева с дороги на Счастливое. Там мы шли вчера.

Облачная птица летит со стороны Бойкинского массива, где я побывал в сентябре. Дуть (что видно по фото) продолжало до самого Счастливого, где ветер вдруг исчез. Может оно так по-особому расположено?..

На обходе Счастливенского водохранилища.

Вышли к деревне и замкнули кольцо маршрута.

Так закончился мой первый поход в золотую осень 2020. А в следующую же ночь по всему Крыму прошли дожди...
Но на этом Пушкинская пора «очей очарованья» для меня не закончилась!