Наконец-то Бойка! Три вершины Бойкинского массива в сентябре

Sep 20, 2020 21:51

Казалось бы, попасть на гору Бойка проще простого: автобусы бороздят просторы Бельбекской долины каждый день с утра до вечера;  тропы да дороги нанесены на карту, так что на гору можно взойти почти с любой стороны и успеть спуститься в течении одного дня и даже меньше; более того, у подножия горы находится так называемая столица горного Крыма - Соколиное, а моя бабушка долгое время жила в каких-то 6 км от нее; и сколько уже этих ПВД было и походов в менее доступные районы Крыма!.. Но нет, вопреки всякой логике, я впервые в жизни попадаю на Бойку после Басмана и Кемаля, после Голого Шпиля и Комбопло, после соседних Сотиры и Коккоз-Бойки, и, наконец, после заповедных Синап-Дага и Бабугана!
Кстати, до краев чашу желания покорить эту гору дополнил побывавший там неделей раньше a_ur , за что ему отдельное спасибо, ибо мое путешествие получилось весьма увлекательным и даже необычным.
Впрочем, это лирика, и пора, пожалуй, перейти к походу...

Воскресный автобус (13.09.2020) прибыл в Соколиное в 9:15.
Вообще, на Бойку проще всего взойти из села Богатырь, с северной стороны, но, поскольку расписания автобусов туда весьма неудобно для похода выходного дня, пришлось ехать в столицу горного Крыма.

В селе, как полагается на выходных, довольно шумно: туристы у остановки, местные предлагают довезти до Большого каньона, из кафешек доносится музыка...
Не обращая на всё это внимание, отхожу в сторону более тихой части села, чтобы переобуться в старые сандалии (их не жалко) и подкрепиться йогуртом перед стартом. Спустя минут 10 включаю навигацию на телефоне, ставлю геотрэкер в режим записи маршрута и направляюсь к мечети - поход начался!

Коккоз-Джами, также известна как Юсуповская мечеть. Название получила по селу, ведь до последовавшей за депортацией крымских татар волны переименований село называлось Коккоз. Это название дословно переводится как "голубоглазый".

Минуя дворы и заборчики, узкой улочкой поднимаюсь к тропе - началу маршрута на Бойку.
Тропа на месте. Первый подъем к старому саду и лужайкам дается не легко: я только вхожу в режим набора высоты. Но мои старания окупаются вполне...

... чудесным видом на на скалы Седам-Кая и небом, которое утро украсило узорами перистых облачков.

Далее нужно выйти на тропу/дорогу, огибающую уступы Бойки с севера, и подняться на массив со стороны перевала Суучкемер!
Самый короткий путь из Соколиного на Бойку лежит через Дырявый кулуар - узкую и крутую расселину в Бойкинских скалах. Однако сегодня мне нельзя идти так: с другом договорились попробовать свои силы там вместе, он не смог пойти со мной в этот раз, а уговор есть уговор.
По навигатору беру левее.
Следующие полтора часа поднимаюсь по дубово-грабовому лесу то широкой, то узкой, то и вовсе теряющейся, но быстро снова находящейся тропой, которая иногда пересекает лесные дороги.

День выдается весьма теплый и даже жарковатый как для подъема в горы, что у нас в сентябре вполне обычное явление; плюс периодически атакуют мухи - оленьи кровососки. Эти два, пожалуй, единственных минуса будут сопровождать меня весь поход, однако красота требует жертв, и я ими (минусами) просто пренебрег (тем более, что плюсы перевешивают чашу весов-то).

Из интересного: спугнул стадко оленей, и они, мелькнув бурыми боками среди стволов, живо унеслись по склону.

Наконец тропа выводит меня к мини-прудику.

Сверху в него впадает маленький ручеек.

Логика и опыт подсказывают, что раз есть ручеек, значит должен быть и источник. Карта тут же это подтверждает: в двухстах метрах выше по склону значится родник «Кружка».
Спешу к нему.

Вот он, собственной персоной! Находится при выходе тропы на дорогу, прямо у обочины.

Ух, водица студеная, но мне жарко, и умыться ей, как говорится, самое то!

Замечаю, рядом на сучке литровую банку. «Ну-ка! - думаю. -  Сейчас мы измерим дебет этого родничка»...
Баночка набралась за секунд 20. Итого: 3 литра в минуту. Весьма хорошо для засушливого периода! Похоже, по пути на Бойку мы имеем замечательный непересыхающий источник воды!

Отдохнул минут с 10: пора двигаться дальше. Смотрю на карту - моя тропа справа. Но слева от меня есть тоже какая-то дорога в сторону Бойки, правда обрывающаяся. Что ж, проверим! Часто на карте просто недоведенными такие дороги оказываются.

Проверил. Действительно, дорога продолжалась и даже потом разветвлялась: одна ветка шла прямо наверх к скалам (скорее всего тупиковая), которые я хотел обойти, поэтому пошел по второй, потянувшейся в сторону изначальной тропы (с той, на которую я бы пошел, если бы не интерес проверить эту дорогу). В итоге, этот путь превратился в тропу, которая скоро и вовсе растворилась в лесу на спуске к изначальной: до нее я уже просто спустился по лесу. Побочный эффект от проверки неизвестного пути - набор высоты, по меньшей мере, лишних метров 50-ти. А как иначе?..
Выхожу на основную тропу к перевалу Суучкемер. Лес к тому времени уже постепенно перешел из дубового в буковый - верный знак, что я уже на северном склоне Бойки.
Иду.
Очень скоро впереди показываются две фигуры: парень и девушка.

Догоняю их как раз в том месте, где в густом лесу начинаются «окна» с видами на просторы Крымских гор и близлежащие села.

- Добрый день!
- Здравствуйте, - откликнулась девушка. - А вы не подскажите, мы правильно идем на храм?
- Христа Спасителя?
- Да.
- Ну, там уже только развалины храма.
- Да? А нам сказали, что там храм.
- Ага, был... но идете вы правильно.

Примерно так можно передать суть нашего первого диалога. В этот момент мы подошли как раз к одному из «окон» в пологе леса.

Окно. Внизу - села Богатырь и Зеленое. А вдали, под самым небом, можно заметить белые купола Крымской астрофизической обсерватории.

Узнав, что ребята из Москвы, а сами гостят у друзей в Плотинном, я предложил им пройтись вместе: все равно в одну сторону. Они против не были, и мы пошли.

Тропа, в общем-то, до слияния с другой из Богатыря, пологая и легко проходится за исключением лишь этого небольшого участка, где она пересекает осыпи под Бойкинской скалой.

Еще одно окошко. Вдали выглядывают из зелени Крымских лесов Чатыр-Даг и г. Черная.

На перекрестке, где к нашей тропе подсоединяется «Богатырская», основная развилка: мы берем правее, к перевалу Суучкемер и, собственно, Бойке. Хотя вершина последней меня интересует в этом походе меньше всего: она заросла густым лесом. Зато нужна смотровая площадка с видом на Бельбекскую долину, а это в пятистах метрах западнее.
Тропа, здесь уже гораздо более крутая, потихоньку подводит нас, скажем так, к Бойкинскому плато.
Где-то на середине пути от той развилки до плато делаю небольшую паузу попить воды, ибо от родника иду фактически без привалов, и во рту уж совсем пересохло. Между тем, следовавшие все время за мной, Яна и Илья, - именно так звали моих новых знакомых,-  благополучно отрываются вперед. Через минутку, освежившись, отправляюсь за их мелькающими среди дерев фигурами.

Возле этого бука тропа снова разветвляется. Однако этой тропы, как раз идущей в сторону Бойки и представленной на фото, на карте нет. "Судя по всему, - думаю, - это срез к Бойкинской обзорке, мне на нее, а та, что на карте, идет прямо к перевалу Суучкемер. Ребята догадливые: как знали - повернули правильно".

Вскоре начинают слышаться сверху голоса. Похоже, догоняем какую-то группу...
И точно!

Илья с Яной уже где-то наверху, а там где заканчивается тропа на этом фото, она впадает в другую: направо - к обзорной площадке, налево к развалинам храма ("интересно, что выбрали мои москвичи?!"). Там же начинается Бойкинское плато, и стоит целая толпа с рюкзаками, слушая своего проводника.

Я, естественно, поворачиваю к обзорной площадке. Спешу, чтобы оторваться чуть-чуть от группы, которая, наверное, последует за мной.
Начинаются поляны, перемежающиеся с перелесками.

По дороге рву шалфей, растирая его листики в пальцах, подношу их к носу и с удовольствием вдыхаю целебный аромат; это у меня с детства: так мы с бабушкой вылечили не одну простуду... Вскоре, уже неподалеку от обзорной площадки, догоняю Яну и Илью. Неужели! Они снова угадали путь, которым я планировал их провести.
Тропа подходит к обрыву.

Это, по сути, уже первая обзорная площадка Бойки. Однако не основная. Здесь мне понравился дуб правильной формы, напомнивший мне чем-то баобаб. Под ним уже расположились, так что мне и моим новым знакомым не посчастливилось отдохнуть под его сенью.

Уже выглянули купола РЛС горы Бедене-Кыр.

Далее попадаем на целую поляну творений рук человеческих.

Не секрет, что гора Бойка популярна у различного рода эзотериков. Также можно услышать о всяких аномалиях случающихся в этих местах и даже выхождениях на связь с НЛО. Впрочем, вынужден заверить читателя, что ничего сверхъестественного я в тот день ни здесь, ни дальше по пути не увидел. Только каменные башенки...

Панорама, открывающаяся взору с основной смотровой площадки, конечно, потрясающая! Градусов этак на 200, не меньше.

Здесь тоже были туристы, даже с детьми. Впрочем, несмотря на то, что именно по этой причине я предпочитаю ходить в горы по будням, это не мешало мне любоваться родными просторами Бельбекской долины и Крымских гор. Здесь, например, можно заметить КрАО и Тепе-Кермен с пещерными городами; ниже - Нагорное.

Симпатичные колоски у кромки. За ними - Бельбекская долина и Бельбекские ворота.

Подходишь к краю - дух захватывает...

Вид в сторону Ай-Петринской яйлы и скал Седам-Кая.

Вид на столицу горного Крыма - Соколиное.

Солнечные ванны.

В общей сложности, мы пробыли здесь около часа. Успели перекусить, полюбоваться видами, пофотографировать и просто отдохнуть; Яна с Ильей -  даже прогуляться по округе. Однако, если даже мой трэкер можно поставить на паузу, то время на неё не поставишь: часики натикали около 14:00, и пора было двигаться дальше...

Возвращаемся к развилке.

Илья и Яна идут за мной.

Дорога к развалинам храма Христа Спасителя проходит большей частью по лесу, спускаясь к перевалу Суучкемер и потом обратно поднимаясь, собственно, к храму. Особых достопримечательностей на этом отрезке нет. Ну, разве что только поляна «7 сосен», которых на деле уже не семь, а все 27: под сенью старых деревьев подросло много деток. Да и сама поляна уже не поляна, в общем-то...
Пока шагали - разговорились. В основном ребята спрашивали, и я рассказывал: то о горе Бойке, то о районе и горном Крыме в целом с его достопримечательностями. А вот познания мои в истории Крыма еще весьма поверхностны. Поэтому, когда добрались до развалин, я лишь в общих чертах мог рассказать им об этом сооружении, и теперь спешу дополнить свой рассказ:

• Храм Спаса оказался одним из самых больших в Горном Крыму. Погиб он от турецко-татарского нашествия.
  • Большой храм был построен из местного, довольно красивого камня - бойкинского конгломерата. Он представляет собой трехапсидный храм базиличного типа. Внутри храма - захоронения, очевидно, священников, служивших в нем. К храму примыкали остатки кузнечно-литейной мастерской.

На развалинах храма Христа Спасителя:

Наш совместный путь подходил к концу. Яне и Илье пора было возвращаться в Плотинное, поэтому я их проводил к Мухульдурскому перевалу (он под боком: в 150-ти метрах ниже храма). Там мы не прощались, но сказали друг другу «до свидания!»: кто знает, горы они зовут многих (и порою, кого только не встретишь в походе!), так что даст Бог - свидимся еще. Благословили друг друга в путь и... расставание...

Вернулся к развалинам.

До автобуса в Соколином уже меньше 2,5 часов, а мне надо успеть на  Ахлаплых (1113 м) и Курушлюк-Бурун (1026 м) - ещё две из семи вершин Бойкинского массива.

Ищу тропу к Ахлаплыху и попутно любуюсь видами.

Тропа находится быстро и ведет по хребту. Шагаю...

Вот такая постройка встречается по пути.

Ахлаплых, наверное, если не считать вообще покрытую лесом вершину Бойки,   наименее интересная макушка на всем массиве (хотя я не был еще на Куш-Кая и Караул-Кая): просто поляна, окруженная лесом.

На вершине Ахлаплыха... Между тем, небо из перистых облаков постепенно соткало довольно плотное покрывало, и солнце уже едва просвечивало через него.

Дары осени.

От Ахлаплыха тропа продолжается, но ведет не к Куршлюку, поэтому просто ухожу левее, и, пересекши балку, нахожу на соседнем хребте нужную мне тропку.

В балке заметил единственный Шафран за весь поход.

Не проходит и десяти минут, как деревья предо мной расступаются, и я оказываюсь на просторной луговине, подернутой кое-где скальными вкраплениями. Это и есть Курушлюк-Бурун. Может быть, именно на фоне многолюдной Бойки (т.е. Бойкинской смотровой) он мне показался гораздо более уютным и спокойным... И, хоть отсюда не видать величественной расщелины Большого каньона, как с соседней Коккоз-Бойки, панорама Главной гряды и её отрогов отсюда открывается просто великолепная!

На западе это массив Седам-Кая и прочие отроги Ай-Петринской яйлы.

На востоке - сначала вершины Бойкинского массива Караул-Кая и Куш-Кая, а потом и видные в седловинах горы Ялтинской яйлы и хр. Синап-Даг.

На юге - Ай-Петринская яйла с отрогами от Саламлара и Бедене-Кыр до гор Рока и Комбополо.

На Курушлюке я долго не задерживаюсь и опускаюсь продолжающейся тропой к лесной опушке.

Кстати, тут уже видны первые мазки волшебной кисти осени.

Спускаюсь лесом по тропе мимо родника Джевизлык-верхний (ток воды весьма скуден). Потом по пути встречаются пару обзорных точек.

Одна из них с видом на хр. Саламлар, легко узнаваемый по "лысине" на макушке.

Затем Коккоз-Бойка остается слева, а я ныряю в кулуар Копек-Богаз.

В кулуаре.

Ну, а далее играю наперегонки со временем и... выигрываю!
По пути в Соколиное:

Мой маршрут сегодня кольцевой и замыкается на этой поляне.

17:10. Умываюсь на Юсуповском фонтане и переодеваюсь.

Юсуповская мечеть провожает взглядом парня, спешно шагающего к остановке...

Автобус уже ждал.

Так закончился мой поход, где я .... скажем так, прошел три новых для себя вершины Бойкинского массива. Слава Богу! И сам не убился нигде, и душой отдохнул, и даже помог другим людям, чем смог. Жму на трэкере стоп. Итого: 24 км.
А за окнами уже плывут любимые пейзажи Бельбекской долины... До новых встреч.
Ходите в походы и не болейте!