Водопады горы Бойка - попытка номер раз

Feb 24, 2020 18:02

О водопадах Бойкинского массива наш крымский турист заговорил совсем недавно, буквально последние несколько лет. В двухтысячных годах о них практически никто не знал, кроме местных, да может ещё нескольких заядлых походников на весь Крым, и даже в начале 2010-ых о них слыхали наверняка лишь единицы. Но мы живем теперь во время, когда информация стала распространяться мгновенно: об одном частном открытии в один день узнает весь мир - такова реальность... Зимы/весны 2014-го, 2015-го и 2017-го  выдались обильными на осадки, наши водопады в те годы, что называется, работали, ну и, в общем-то, ВК, инстаграм и прочие соц. сети сделали свое дело...

О Бойкинских водопадах я узнал несколько лет назад, и до сих пор никак не складывалось сходить к ним. Однако в этом феврале я решил не откладывать.

Кто живет на равнинном Крыму, зимы толком в эту зиму (уж простите за тавтологию) не видел (в горах снег выпадал и в декабре, и в январе). Только в первую декаду февраля она добралась до нашего полуострова. Выпал снег, в районе Ай-Петри - достаточно много. Подморозило несколько дней. Потом - обыкновенная оттепель. Погода испортилась, задождило. Но это у нас задождило, а, как сообщили очевидцы, в горах снова выпал снег. Дальше Крым захлестнули самые обыкновенные февральские окна: яркое солнце, синее небо, днем теплынь и птицы поют по-весеннему, - короче, появилась надежда застать водопады с водой (снег-то тает в горах). Так я засобирался в ПВД.

Не хотелось идти на выходных, когда в районе Большого каньона куча народу: пошел во вторник (18 февраля).

Из автобуса вывалился с рюкзаком в районе начала десятого. Соколиное встречает меня, как и прогнозировалось, ярким солнцем, сияющей голубизной неба и слегка остреньким от ночного заморозка воздухом.

Смотрю в бинокль в на скалу в районе водопада "Весенний" - вроде работает. Эта новость меня подбадривает! Снимаю куртку, надеваю старую безрукавку, врубаю трэкер для записи маршрута и, подкрепившись куском пирога с чаем, я шагаю в сторону Юсуповской мечети (Коккоз--Джами).

После мечети перехожу по мосту Коккозку, сверяюсь с навигатором и узкой улочкой поднимаюсь к лесной опушке. Дальше - по достаточно крутой тропе до полян, появляющихся спустя несколько сотен метров. Это оказался самый крутой участок пути до самих водопадов.

С полян открылся не плохой вид на весь Мангупский отрог Ай-Петринской яйлы. На фото горы Седам-Кая (слева) и Куртлер-Богаз (справа). На вершинах еще белеет снег.

Вид дальше, на продолжение Мангупского отрога...

Затем топаю дальше, тропа перешла в удобную дорогу. Сквозь голый лес просвечиваются постепенно приближающиеся скалы Бойки.

Февральские окна - самое настоящее предчувствие весны: у обочины замечаю первый признак того, что зима скоро отступит - бутончик шафрана узколистного.

Через километр постепенного подъема после шафрана, дорога выводит к ровной площадке и кострищу. Что ж, неплохое место, рядом - родник (его покажу чуть позже).

Здесь - граница света и тени: приблизился к скалам настолько, что они стали закрывать доброе солнышко. В тени еще стоял утренний холод, но я утепляться обратно не стал: навигатор говорит, что далее подъем, придется пыхтеть.

Сразу за кострищем дорога заканчивается, разделяясь на тропы за и перед руслом ручья Хуру-Узень (как раз тот самый, на котором находится водопад Бойкинский), который оказывается сухим. «Мда, - думаю, - один из водопадов я сегодня вряд ли увижу, вся надежда на Весенний». Но для интереса решаю все таки забраться сначала к Бойкинскому (заодно дорогу проверю).

Не переходя сухое каменистое русло, сворачиваю влево, на тропу.

Вскоре эта тропа разделяется на две. Я иду на правую, помеченную ленточкой, чтобы не отклоняться от русла.

Вскоре тропа переходит русло, почти вплотную приближаясь к скалам, и сворачивает, судя по всему, к Дырявому кулуару. Тут уже и снежок встречается.

«Дырявый» мне сегодня не нужен. Туда мы, даст Бог, залезем с другом вместе как-нибудь. Без друга нельзя - договор... В общем, лезу по балочному откосу к месту водопада.

Скалы здесь, конечно, производят впечатление!.. Уж очень величественные.

О! Водопад: вид сверху и сбоку. Но знаю - это на самом деле не основной. Основной прячется выше, за этим порогом. Но туда я сегодня не полезу - смысл, если воды нет?!

Аккуратно по скале сползаю в русло.

Вот такой он - Бойкинский-нижний, сухой. А верхний где-то там, в ущелье/каньоне.

Возвращаюсь к тропе.

Заметил Дырявый кулуар. Скалы здесь, точно шкафные дверцы-задвижки на колесиках. Только вот для любителей горных походов с небольшой долей экстрима открыты они всегда.

Короче, спустился я параллельной тропой снова к той большой развилке, к роднику Апак-Дере.

На месте родника - лужица. Это очень теплая и сухая осень до сих пор передает привет...

Тропа на водопад Весенний промаркирована красным.

Иду себе, иду. На солнышко вышел - сразу хорошо стало.

Перехожу еще одно сухое русло - во влажные годы здесь бывает безымянный ручеек.

До водопада остаются считанные десятки метров. Всё прислушиваюсь: хочу, надеюсь услышать шум падающей воды. Но... «Неееет, обойдешься», - передала мне снова сухая осень и ей ехидно завторила в ветвях дерева улетающая сойка.

Водопад Весенний... мог бы быть...

Ввиду отсутствия воды приходится обратить внимание на любопытные полости в скале.

Померещилось, видно, мне в деревне, когда глядел в бинокль. Ну, неудивительно. В месте падения воды скала промыта и имеет другой цвет, вот и кажется, что водопад работает. Тем более скалы тогда не были освещены солнцем... Не, ну вдумайтесь: середина февраля, в горах тает снег, причем далеко не первый. Спрашивается: где вода?..
Ясно, в общем, одно: после такой сухой осени земля и подземные резервуары настолько истощились, что до сих пор жадно впитывают ценную влагу, и, как итог, нет избытка воды - нет родников, в том числе и тех, что питают ручьи водопадов горы Бойка.

Что делать? Смотрю на часы - 12. Надо пообедать. До автобуса ещё более 5 часов. Заодно подумаю, куда податься дальше.

После обеда отошел в сторону и сделал общий вид на 100-метровый водопад со стороны под веселое дзиньканье синичек. Грустно представил, как бы он выглядел с водой.

Какой-то лед висит сверху, и всё. Скала сухая, по крайней мере, у подножия.

Куда еще можно сходить отсюда, когда есть 5 часов в запасе?! Конечно! Большой каньон. До него всего-то километра 3. Собрался и скоро зашагал по тропе от водопада с играющей в голове песней «Видно не судьба, видно не судьба...».

Наверное, около часа шел по ней на небольшом отдалении от вереницы Бойкинских скал (Буюка-Кая). По такой тропе в такой день ходить одно удовольствие. Тепло, свежо, тихо - хорошо!

В одном месте даже попались подснежники, чуть дальше спугнул стадко косулей.

Тропа стала теряться как раз в том районе, где по карте (OSM) в неё должна была втыкаться другая тропа под названием «с верстовки 1890 г.». На будущее скажу: будьте аккуратны с этими тропами «с верстовки»! Потому что это уже не первый раз я сталкиваюсь с тем, что на современной карте она есть, на местности - нет. По крайней мере, как вы уже поняли, не нашел я её. Неудивительно - 1890 год... Вопрос только, что она делает на современных картах?
Короче, пришлось пару сотен метров прошагать просто по лесу в сторону вершины Коккоз-Бойки...
Вскоре приходится прозреть: натыкаюсь опять стадко косулей, после чего вижу какую-то тропку. Иду по ней; она, правда, тоненькая, больше похожа на звериную, но вполне очевидная. Она меня быстро подводит к скальным участкам, при этом, не теряясь на осыпях, ведет дальше. Сквозь деревья показываются горы.

Вершина Коккоз-Бойки где-то там наверху.

Очень скоро выхожу на совсем голый участок с потрясающей панорамой  Бельбекской и Коккозской долин.

Соколиное и долина вплоть до Бельбекских ворот.

(Слева направо) Сююрю-Кая, Седам-Кая, Куртлер-Богаз, Ялпах-Кая.

Район Барской поляны и кулуара Картал-Кая. Сосули на скалах кажутся такими маленькими, но в действительности измеряются в метрах.

Скалы Буюка-Кая. Больше всего удивляет, откуда эти сосны на скалах берут себе питательные вещества?!

Через еще пару сотен метров тропка забирается на еще более высокий уступ.

Это вид с него в сторону долин и деревень.

Немного полюбовавшись красотами, продолжаю путь. Тропа, огибая вершину Коккоз-Бойки с юга, влезает в какие-то  шибляковые дебри. Здесь она весьма неудобна для прохода из-за часто выпирающих на нее веток кустарника и низких деревьев, однако вполне различима на земле. Думаю себе: либо это реально звериная тропка, либо люди по ней почти не ходят уже. По ней я продираюсь около получаса, пока она не входит в другую тропу, с помощью которой я смог в конце концов таки покорить Коккоз-Бойку (806 метров над у.м.). Однако, несмотря на сложности (назовем её) Звериной тропы, у неё нашлись и свои прелести.

Сначала я приметил тянущийся из-под камня к солнышку такой же желтый, как оно, шафранчик.

А вскоре меня приветствовали целые вереницы этих маленьких солнышек по краям тропы.

С высоты 800 метров над уровнем моря начался снег. Нет, не глубокий, но снег.

Дальше виды с Коккоз-Бойки:

Коккозская - Бельбекская долины

Горы Мангупского отрога уже стали отбрасывать длинные тени - дело к вечеру...

По лесистым склонам вьется шоссе "Бахчисарай-Ялта".

Внизу Большой каньон Крыма.

Интересные скалки далеко впереди поросли соснами.

Ух!.. Сверился с картой - в этой балке судя по всему протекает ручей Алмачук. Сверху - хребет Саламлар (1157 метров) в снегах.

Нашел Комбопло - вон та проплешинка среди лесов чуть левее центра.

Один из утесов над каньоном.

Ух ты! В бинокль вижу на плато горы Кизил-Кая несколько мирно вырывающих из под снега себе корм оленей.

Хорошо сидеть на смотровой. Но время поджимает.

Напоследок делаю панораму.

До автобуса остается пару часов. Перекусив, начинаю спуск.

Сбегаю тропой к, скажем так, официальному входу в БКК.

Почтовый дуб совсем уже дал дубу... А в 2016-ом, когда я был тут последний раз, еще стоял, кажется...

Как же по-мартовски тепло! Ну на то они и окна... февральские.

Прохожу мост через Коккозку.

В иные годы она в это время бывает полноводнее.

Затем час пути по шоссе в Соколиное.

Автобус уже стоял - вон тот, бирюзовый.

В итоге трэкер говорит, что я прошел 23 км. Интересно, что от Соколиного до Соколиного за весь поход не встретил никого! Только по шоссе в конце пару «УАЗиков» проехало мимо. Вот, что значит ходить в горы в будни! Однако вместо похода на водопады, получился поход на Коккоз-Бойку. Ну, бывает... Слава Богу и за такой поворот. Тем более, что ведь по факту получилась отличная прогулка.

P.S.: Закат с Бахчисарайской автостанции.

Всем благословений, и не забывайте ходить в походы! :)