Начало здесь. Как уже упоминалось, после восстания 1831 года владелец Толочина Роман Сангушко был подвергнут жестоким репрессиям. На сей раз у него полностью конфисковали все земельные владения, и некоторые из них - такие, как Толочин, - навсегда. Конфискованное местечко было приобретено местным шляхтичем Винсентом Славинским из рода герба Налеч, который был известен на землях Оршанского уезда по крайней мере со времён войны с Москвой в 17 столетии. Винсент Славинский был майором российской армии и считался для империи в целом человеком благонадёжным. Однако в Толочине его деятельность приобрела сначала подозрительный, а затем и совершенно экстремистский характер! Во-первых, Славинский решил закончить в Толочине строительство костёла, которое продолжалось уже почти 40 лет. Предыдущий деревянный храм был сожжён в кострах 1812 года, а на строительство нового каменного не хватало средств. При помощи Винсента Славинского эти средства были найдены, а также для строительства им были пожертвованы 100 тысяч кирпичей. Новый приходской храм был освящён в 1853 году в честь Рождества Девы Марии и стал важным духовным центром для окрестных католиков преимущественно из числа шляхты, которой в то время вокруг Толочина проживало совсем не малое количество.
Толочинский костёл на фотографии начала 20 века.
А в 1863 году Винсент Славинский, будучи к тому времени уже не очень-то молодым человеком, поддержал восстание против Российской империи. Конечно, ничего существенного сделать для этой поддержки он не сумел, однако приговор властей был беспощаден - арест и ссылка в Сибирь. Вместе с ним были арестованы двое его сыновей, Витольд и Станислав, однако им с большим трудом удалось доказать свою непричастность к «польскому мятежу». Также, должны были подвергнуться конфискации все земельные владения Винсента Славинского. Этого удалось избежать лишь благодаря его жене Анне. Благодаря её титаническим усилиям, поездкам в Минск, Вильню и даже Петербург, имение в Толочине удалось оставить собственностью рода и передать в наследство сыновьям, хотя последние, как известно, сами долгое время были под следствием.
Анна Славинская, жена Винсента.
В 1865 году в наследование усадьбой в Толочине вступает Витольд Славинский и начнётся, пожалуй, самая счастливая и благополучная глава в истории местечка. Витольд в 1852 году окончил факультет «дипломатических наук» Дерптского университета и работал в канцелярии могилёвского генерал-губернатора, где впоследствии разбиралось его дело о причастности к восстанию. Там он имел небольшой чин и жалование меньше 100 рублей в месяц. Но основной его доход был вовсе не от этой службы, а от своей земли и имений. Это была уже эпоха без крепостного права, поэтому землевладелец уже не мог, как рассказывают в коммунистических агитках, для дохода просто лежать на подушках и время от времени стегать плётками крестьян. Требовались глубокие знания, предпринимательские таланты и управленческие умения, чтобы вывести свой, не побоимся этого слова, бизнес на высокий доходный уровень. Стоит учитывать также и то, что таким, как Славинский, довелось быть здесь первопроходцами на ниве нового фабрично-заводского уклада. И Витольд с честью справился с этой миссией. Он заложил в Толочине настоящий промышленный городок, кое-какие остатки которого могут увидеть даже наши современники. К началу 20 века в местечке работали крахмальный, дрожжевой и пивоваренный заводы, водяная мельница и лесопилка. В окрестностях Толочина находился целый ряд фольварков, которые обеспечивали эти заводы сырьём, а также занимались собственным сельскохозяйственным производством. В 1887 году на всероссийской сельскохозяйственной выставке в Харькове сливочное масло из толочинских имений Славинских получило серебряную медаль! В 1901 году серебряную медаль от имперского министерства финансов получило толочинское пиво, которого на заводе варили три сорта! Толочинские дрожжи медалей не получали, но на продажу их возили даже в Варшаву, где их раскупали за считанные дни. Витольд Славинский был первым массовым распространителем посевов картофеля на толочинской земле. Для этого он приобретал заграницей новейшие сорта, а также ставил агрономические опыты, чтобы выяснить, какой сорт лучше приживётся в белорусских условиях. Во время голода в Повольжье и Черноземье Витольд Славинский пожертвовал бедствующим регионам железнодорожный вагон картофеля из своих имений.
Комплекс заводов Витольда Славинского в Толочине.
Во всём своём хозяйстве Славинский внедрял самые передовые технические достижения и механизмы, а для коммуникации использовал лишь недавно появившуюся в крае телефонную связь. Телефон связывал заводы в Толочине с фольварком Райцы (нынешняя деревня Райцы), где стояла крупная паровая мельница, а в начале 20 века линия была продолжена до фольварка Томашполье, заложенного Витольдом Славинским для своего сына. Неудивительно, что к преуспевающему землевладельцу съезжались на заработки со всей страны. В 1903 году в лесничество Славинских под Толочином пробовал устроиться даже Ян Луцевич, будущий народный поэт Янка Купала. Но, между прочим, молодого поэта не взяли из-за отсутствия у него опыта работы.
Комплекс заводов Витольда Славинского в Толочине.
Кроме промышленного комплекса, Славинские имели возле Толочина и свою родовую усадьбу. Она называлась Юзефполье и находилась возле дороги на Друцк в излучине реки. Здесь стоял белокаменный усадебный дом на высоком цоколе с деревянной верандой в готическом стиле у паркового фасада. Вокруг дома был разбит большой парк в английском стиле с редкими породами деревьев. От главного гостинца к дому вела широкая въездная аллея, которая завершалась фонтаном.
Предположительное фото усадебного дома в Юзефполье. Фотография 1918 года.
На рубеже 19-20 столетий местечко Толочин процветало, насчитывая у себя более 70 различных лавок и магазинов, среди которых были даже оптовые. Была большая рыночная площадь, где проводились традиционные крупные ярмарки 3 раза в год. Удивительно, но небольшая речка Друть в те годы являлась торговой артерией, по которой отправлялись товары, в первую очередь зерно и лес. Лодки с толочинской продукцией доходили по Днепру даже до украинского Кременчуга. В 1897 году в местечке была создана пожарная команда и добровольная пожарная дружина, поскольку раз в 10 лет в Толочине стабильно происходил крупный пожар, уничтожавший целые улицы. Пожарные являлись одновременно и местным духовым оркестром, который играл на рыночной площади в дни праздников. Возглавлял пожарную дружину и оркестр местный еврей Яков Щур.
Старые еврейские лавочки Толочина.
Евреи составляли большинство населения Толочина на рубеже 19-20 веков. По переписи 1897 года их было 1955 из 2614 жителей местечка. Поэтому неудивительно, что наряду с приходским церковью и костёлом здесь насчитывалось целых 4 еврейских молитвенных дома, включая главную двухэтажную синагогу на центральной улице. При этой синагоге находилась особая еврейская библиотека с религиозными текстами, которая действовала ещё со времён Речи Посполитой и содержала множество изданий того же времени, ознакомиться с которой мог любой желающий.
Страница из сборника по каббале 1769 года издания из толочинской еврейской библиотеки.
Любопытный ситуация произошла с толочинскими евреями в 1904 году. В то время по российской империи катилась
волна антисемитизма и погромов, которая не обошла стороной и наше местечко. В Толочине кто-то пустил совершенно нелепый слух, будто еврейское население желает взорвать минами местную церковь и костёл. Сложилась довольно тревожная обстановка, в которой евреи начали даже запасать оружие на случай вероятного погрома. В Толочин для укрепления еврейской самообороны приехала молодёжь даже из далёкого Борисова. Однако тут вмешались власти, полиция разоружила еврейскую самооборону и арестовала 38 её участников. Со стороны христианского населения ожидающийся погром также не случился.
Богатый еврейский дом постройки конца 19-начала 20 века в Толочине.
Все эти волнения оказались лишь лёгкой прелюдией к действительно тревожным переменам, которые последовали в Толочине с началом первой мировой войны. Фронт боевых действий проходил относительно далеко, однако по старому тракту на восток потянулись многочисленные колонны беженцев. Среди них были и шляхтичи, вынужденные уезжать из своих усадеб и фольварков, оказавшихся на линии фронта. Славинские принимали таких беженцев в своём Юзефполье. Также российские военные власти регулярно делали «предложения, от которых нельзя отказаться», которые касались прежде всего передачи армии лошадей и продовольствия.
Анна из Святских Славинская, жена Витольда.
В мае 1915 года в возрасте 87 лет умирает Витольд Славинский. Закончилась счастливая эпоха развития и благополучия Толочина, связанная с его именем. У Витольда были наследники, сыновья Томаш и Роман, получившие отличное образование и с начала 20 века фактически уже управлявшие имениями и предприятиями отца. После февральской революции 1917 года они вместе с другими землевладельцами Могилёвской губернии пробовали сформировать свою фракцию на выборы в Учредительное собрание. Но и фракция эта туда не прошла, и само собрание было разогнано большевиками вскоре после начала его работы. А Толочин в марте 1918 года заняли немецкие войска. Немцы с уважением относились к местным землевладельцам, и в тот период даже такая оккупация была для них не худшим вариантом. Однако уже в октябре того же года немцы оставили эти территории, а за ними по пятам шли беспощадные большевики. Землевладельцы из Орши, Толочина, Сенно и окрестностей навсегда покидали свою родину с отступающими войсками. Так закончилась столетняя эпоха шляхтичей Славинских в Толочине.
Ворвавшиеся в край отряды представителей «передовой идеи человечества» сейчас же принялись за грабёж местного населения. И речь не только о разорении покинутых дворянских усадеб. На Толочинскую волость был наложен так называемый “чрезвычайный налог» в сумме 200 тысяч рублей. Дополнительно отдельный «налог» в 25 тысяч рублей полагался самому Толочину. Там были евреи, а каждому истинно-русскому человеку известно, что у еврея где-то припрятан горшочек с золотом. Повторное ограбление населения состоялось через год во время советско-польской войны, когда толочинский волостной исполком провёл «неделю заготовки топлива и доставки продовольствия на ссыпные пункты» - то есть попросту отобрал «именем революции» крестьянское зерно. Лишь после 1921 года коммунисты решили поиграть в «либерализм». Новые артели и комунны стали создавать преимущественно по добровольному согласию, демонстрировалось уважение к различным языкам и национальностям. В Толочине в 1920-е годы даже действовали отдельные польская и еврейская школы. Более того, даже первые колхозы в окрестностях Толочина, которые создавались в еврейских и бывших шляхетских околицах, также имели статус национальных. В Юзефполье, в бывшем имении Славинских, оставшаяся дворовая служба также создала собственную польскую сельхозартель. Но в целом люди шли даже в эти организации очень неохотно, тяготея к труду на небольшом, но собственном участке земли. И в конце 1920-х годов новому большевистскому вождю Сталину надоели все эти игры в «буржуазный национализм» и демократию.
В 1929 году польскую артель в Юзефполье объединили с артелью «Заречье» (созданную на месте заводов Славинских) и создали колхоз имени 12 съезда КПБ. Сразу же к нему присоединили и все прочие фольварки вокруг Толочина, которые раньше принадлежали Славинским. Однако и на этом он не остановился. Как оказалось, во времена «угнетения трудового народа» многие крестьяне смогли приобрести собственные участки земли. Тогда колхоз фактически насильственно захватил не только земли Славинских, но и личные участки и имущество крестьян, которые они долгие годы после отмены крепостного права выкупали у них! На российском большевистском сленге это называлось «ликвидацией дальнеземелья и черезполосицы». Поразительно, но даже после этого захвата собственности колхозной бюрократией коммунистическая пропаганда продолжала клеймить Славинских «обшарниками» и «панами-эксплуататорами», притом, что количество земли у колхоза уже намного превышало то, которое было до 1917 года у этих шляхтичей. Также и сам характер труда колхозников с мизерной и зачастую натуральной оплатой, без права покидать без разрешения место жительства, наглядно демонстрирует эксплуататорский характер, скорее, именно этих советских организаций.
В 1930-е годы медленно, но верно начала сокращаться поддержка национального образования и вообще всех национальных объединений. В Толочинском районе начали ликвидировать польские и еврейские комунны, артели, колхозы, пока, наконец, в 1937 году они окончательно не были объявлены «происками врагов советского народа». Из-за малейшего недовольства подобной политикой вчерашний крестьянин мог оказаться «шпионом» или «агентом вражеской разведки». Десятки и сотни жителей Толочина и окрестностей в 1930-е годы оказались в ссылке, в лагерях, а позднее и в расстрельных могилах ближайшей тюрьмы НКВД в Орше. Такая судьба постигла, например, настоятелей Покровской церкви в Толочине. После установления своей власти большевики отобрали у храма всю землю и постройки, оставив лишь само здание церкви. Её настоятелем в 1930-е годы был священник Иосиф Квятковский. В Толочин он приехал из местечка Игумен, где коммунисты в 1930 году закрыли и разорили церковь. Отца Иосифа тогда арестовали, но он смог выйти из застенков и переехать служить в Толочин. В августе 1937 года его арестовали вновь и всего за месяц тройкой НКВД приговорили к расстрелу за «антисоветскую агитацию». В один день с ним по такому же обвинению был расстрелян и второй священник Покровской церкви Николай Борщевский. Толочинский храм, оставшийся без священников, был закрыт и в будущем наверняка был бы взорван или изуродован перестройками под какой-нибудь объект «социалистического быта», но этому помешала вторая мировая война…
Толочинский костёл был также закрыт ещё в 1933 году. Коммунисты хотели переделать его в театр, но затем решили не напрягаться и просто сделали склад. Настоятеля, ксендза Яна Боровика, тогда перед закрытием просто выгнали. Расстреляют его в том же 1937 году в Минске, где он был настоятелем костёла Святого Креста на Кальварийском кладбище…
Разорённый толочинский костёл в советское время. Слева видна колокольня, которую вскоре полностью снесут. Фотография 1950-х годов.
Пришедшая в Толочин в 1941 году война и немецкая оккупация позволила возобновить богослужения в толочинской церкви, которые с тех пор непрерывно продолжаются там до сегодняшнего дня. Однако тот год стал страшной трагедией для другого знакового народа местечка. Толочинское еврейское гетто просуществовало чуть больше полугода. Уже в марте 1942 года более 2000 тысяч его обитателей были расстреляны нацистами к северо-западу от местечка у бывшего фольварка Райцы. Несмотря на это, а также уже послевоенную советскую дискриминацию, небольшое еврейское сообщество сохранилось в Толочине даже до наших дней.
Место расстрела толочинских евреев.
Сохранились до наших дней и немножко аутентичной еврейской застройки, комплекс заводов Славинских, а также главные храмы местечка. Погибла лишь усадьба Славинских Юзефполье, её уничтожила советская власть при устройстве здесь машино-тракторной станции в 1930-е годы. От усадьбы осталась лишь пара небольших хозяйственных построек и часть парка, которая даже в сильно урезанном виде составляет сегодня главную зону отдыха Толочина. Покровская церковь, как упоминалось, действовала с военного времени, а костёл передали верующим на рубеже 1980-90 годов.
Толочинский костёл в наши дни.
Костёл заново освятили, теперь уже в честь святого Антония Падуанского, а в церкви во вновь возвращённых постройках у храма устроили женский монастырь. Территория Покровской церкви и сам храм в наши дни подверглась масштабным переустройствам. Появились тяжёлые и несуразные, но зато очень золотые купола, мозаичные иконы на фасаде, напоминающие какие-то дешёвые наклейки на ноутбук, многочисленные новые постройки, возведённые с сомнительным соблюдением регламента работ в охраняемой зоне памятника. И всё это под маркой придания «истинной православной красоты». Многие видят в этом специфику нынешней Русской православной церкви. Однако легко заметить, что подобный подход существует в современной Беларуси и по отношению ко многим другим светским памятникам архитектуры. Произвольные «реконструкции» и «реставрации с приспособлением», ужасные цветовые решения, аляповатые вывески и общее стремление к отождествлению всего броского, блестящего и пластмассового с «красивым». Это общие признаки упадка культуры, образования и воспитания вкуса - закономерный итог советского правления, продолжающегося на этой земле уже более ста лет…
Покровская церковь в Толочине в наши дни.