Усадьба и деревня Куковичи.

Dec 14, 2020 17:37

Имение Куковичи располагалось на красивых живописных полях у древнего тракта Несвиж - Тимковичи на середине пути из одного местечка в другое. У самой дороги с незапамятных времён стояла старая куковичская корчма, которую великолепно описал в своих произведениях уроженец этих мест писатель Кузьма Чёрный. Чуть дальше за небольшим оврагом параллельно тракту тянулась улица деревни Куковичи, где издавна жили крестьяне одноимённого господского двора. Деревенская улица в конце превращалась в липовую аллею, которая круто поворачивала на север и прямой линией прорезала просторные поля. Через полтора километра она приводила к холму, где стоял старый двор усадьбы Куковичи.



На старой дороге в усадьбу Куковичи.

Совершенно неудивительно, что древнейшие сведения о Куковичах связаны с фамилией самых знаменитых несвижских землевладельцев - князей Радзивиллов. В 1562 году канцлер и воевода виленский Николай Радзивилл обменял имение и деревню Куковичи на двор Сачкевичи Липницкие (современная деревня Саска Липка). Название этого двора происходило от фамилии шляхтичей Сачкевичей герба Костеша, которые и заключили эту сделку с Радзивиллом и, соответственно, стали владельцами куковичского двора. Во второй половине 16 века Куковичи принадлежали Яну, а затем его сыну Александру Сачкевичу. Правда, затем этот род был вынужден уступить большую часть Куковичей другим более влиятельным шляхтичам.
В начале 16 века Куковичи становятся владением Жигимонта Казановского, королевского подкомория, личного приближённого короля Жигимонта Вазы, которому он доверил воспитание своего сына Владислава. Казановский был знаменитым человеком своего времени, героем нескольких битв в войне Речи Посполитой со Швецией 1600 - 1611 годов. За это он заслужил себе множество имений в самых разных частях страны. Но вот бывал ли он хоть раз в Куковичах - неизвестно.
Следующими известными владельцами Куковичей стала семья войского луковского (город Луков в Люблинском воеводстве) Тобиаша и Эльжбеты Гроховских, которые, возможно, приобрели имение у потомков Жигимонта Казановского. Для них Куковичи были также, скорее всего слишком далёким и неудобным владением. И в 1685 году Гроховские продали усадьбу тем, кто находился в непосредственной от неё близости. Это были иезуиты из монастыря на Михайловой горе около Несвижа. Эта гора с костёлом святого Михаила была видна из самой усадьбы в Куковичах (как, впрочем, и во всей округе в радиусе 20 километров). В течение следующих 90 лет Куковичи были монастырским владением.
В 1775 году орден иезуитов был упразднён Папой Римским. Его немалые земельные владения в Великом княжестве Литовском сразу же стали объектом для покупательской охоты многочисленных светских шляхтичей страны. Не стали исключением и Куковичи, которые в тот же год быстро обрели новых владельцев. Причём, довольно неординарных - кальвинистский род Корвин-Петрозолиных герба Слеповрон.
Петрозолины происходили из чешских земель, а их фамилия изначально писалась как «Petrozelina» или на латинский манер «Petrozelinus». Их предок Якуб Петрозолин во второй половине 16 века был пастором в протестантской общине «Чешских братьев». Католическая империя Габсбургов, в состав которой тогда входили чешские земли, жестоко преследовала протестантов. Поэтому около 1630 года Петрозолины были вынуждены переехать в Польшу. Там также во всю шла контрреформация, но даже несмотря на это, она слыла более веротерпимым государством. К тому же в Речи Посполитой ещё сохранялись оставшиеся со времён реформации сильные протестантские общины, которые желали сохранить своё вероисповедание под давлением католиков. Петрозолины поселились в Кракове и продолжали здесь своё пасторское служение. Также их семья получила дворянство Речи Посполитой и герб Слеповрон, благодаря которому к их фамилии можно было прибавлять приставку «Корвин-». Внук Якуба Петрозолина Ян был уже главным пастором всей Малопольской провинции, настоятелем кальвинского сбора в Кракове, который, однако, даже не имел собственного здания из-за постоянных преследований со стороны католиков. В то же время брат Яна Петрозолина Даниэль отправился в место, которое слыло куда более свободным и благоприятным для протестантского вероисповедания - на Литву. Несмотря на всеобщую контрреформацию, в 17 веке в ВКЛ ещё сохранялись крупные протестантские общины с приходами, которым зачастую всё ещё покровительствовали влиятельные магнаты. Одним из таких мест был Слуцк, в котором властвовали представители протестантской ветви Радзивиллов. Единственная наследница рода Людвика Каролина Радзивилл всячески поддерживала протестантов и издала привелей, в котором гарантировала свободу вероисповедания жителям своих городов и местечек. Одним из протестантских заведений, которые щедро поддерживала Людвика Каролина деньгами и юридической протекцией была слуцкая кальвинистская гимназия. Это была школа с высоким уровнем преподавания, пожалуй, одна из лучших в то время во всём крае, за который её иногда называли «Слуцкими Афинами». Именно здесь и стал преподавать Даниэль Петрозолин. С 1696 года он и вовсе становится её ректором.



Здание кальвинского сбора и гимназии в Слуцке на рисунке Наполеона Орды середины 19 века.

В Литве, изгнанные сначала из Чехии, а затем и Польши, Петрозолины смогли, наконец, обрести благополучие и уважение. Конечно, со стороны католической церкви шло постоянное давление, однако в крае было много дворян-протестантов, существовала сеть протестантских храмов, заведений образования, с которыми нельзя было не считаться. К тому же, многие местные влиятельные магнаты-католики были относительно веротерпимыми и охотно сотрудничали со своими протестантскими земляками. Так, например, сын Даниэля Петрозолина Ян стал служить у князя Михала Радзивилла «Рыбоньки» и был у него ни кем-нибудь, а администратором и управляющим Койдановского графства. Кстати, в Койданове к тому времени уже несколько столетий стоял большой кальвинский сбор.
Сын управляющего Яна Петрозолина Мартин пошёл на военную службу, став майором гвардии ВКЛ. В 1753 году он обвенчался в том же койдановском сборе с новогрудской шляхтянкой Теодорой Мацкевич, и теперь для полного счастья ему не хватало только лишь собственного имения, в котором можно было бы создать родовое гнездо. Шанс приобрести усадьбу представился с распродажей бывших иезуитских земель. Так на месте владения ордена, созданного для борьбы с реформацией, недалеко от несвижского замка верных католиков Радзивиллов появилось имение потомственных протестантов, наследников «чешских братьев».
В конце 18 - начале 19 столетия при Мартине и его сыне Крыштофе Петрозолиных началось формирование новой куковичской усадьбы. Холм, на котором она стояла, был разделён на несколько уровней-террас. На вершине стоял главный усадебный дом. Склоны всех уровней террас были по краю обсажены липами и клёнами, что создавало оригинальные аллеи вокруг холма.



Аллеи-террасы в парке усадьбе Куковичи.

А в сами склоны были встроены обложенные камнем или кирпичом хозяйственные постройки - погреба-пивницы, амбары и проч.



Амбар 1814 года постройки в усадьбе в Куковичах. Рисунок 1902 года из книги Зигмунта Глогера «Budownictwo drzewne i wyroby z drzewa w dawnej Polsce».

В восточной части усадьбы находилась ещё одна группа хозяйственных построек. За ней в направлении деревни Куковичи простирались луга, на которых пасся скот имения, а также усадебные поля.
Поскольку Петрозолины были протестантами, то для них иметь рядом здание храма было не так важно. Другое дело - крестьяне-униаты из их дворовой деревни. Для них в 1806 году на местном кладбище строится каменная церковь в честь Воздвижения Креста Господнего. Её здание из местного полевого камня с выделенными рустом углами, дверными и оконными проёмами, обычно относили к стилю классицизма. Однако, в том числе и из-за такого материала постройки, в её архитектуре прослеживаются оригинальные, сугубо местные особенности. Всю свою историю - и в униатские, и затем в православные времена - куковичский храм был приписным к церкви в деревне Солтановщина. Особенно почитаемым у окрестного населения был престольный праздник Воздвижения Креста, на который сходились люди со всех окрестных деревень.



Руины Крестовоздвиженской церкви в Куковичах.

Интересно, что рядом с церковью находился некий особо почитавшийся местными жителями камень, которому приносили в дар (или в жертву?) монеты, цветы, рушники. Вспоминают, что на камне были некие надписи. Возможно, это была какое-то старое надгробие из богатого исторического прошлого Куковичей, которое впоследствии суеверные жители сделали неким «святым камнем». Уже в 20 столетии Петрозолины забрали этот камень к себе в усадьбу и вмуровали в одну из хозпостроек, вероятно, чтобы убрать у местных жителей объект для такого полуязыческого почитания. Вообще же, народные традиционные суеверия были очень распространены в Куковичах, даже несмотря на то, что они были бывшим владением ордена иезуитов. Уроженец деревни Лявон Лобик, поэт начала 20 века и один из авторов газеты «Наша Нива», даже в 1912 году в стихотворении «Лекар-Вядзьмар» сокрушался по поводу своих земляков:

“Ў гэты шэпты і ўсе забабоны
Людзі цёмные вераць адны;
Ім ня вераць ніколі вучоны:
Сьвет навукі пазналі яны!
А вядзьмар людзей цёмных марочыць,
Бо ўсе веры яму тут даюць;
Ды сьляпы як сьляпому дагодзіць,
Пэўне ў яму абодва ўпадуць!”

А род Петрозолиных познал свет науки с давних пор. Владелец Куковичей в первой половине 19 столетия Эразм Петрозолин, как и его предок Даниэль, преподавал в Слуцкой гимназии. К тому времени она уже была официально лишена конфессионального статуса кальвинистской и стала обычной уездной мужской гимназией Российской империи. Ректоров со временем также стали назначать из числа “истинно русских” людей, чтобы вдруг не завелось какой-нибудь антигосударственной крамолы. Поэтому теперь представитель рода Петрозолиных был в гимназии обычным преподавателем французского языка, а также географии и статистики.
Эразм Петрозолин был женат вторым браком на Агате Войниллович из имения Савичи. В этом браке у него родился единственный наследник - сын Ян. Ян Петрозолин в 1876 году окончил Технологический Институт в Петербурге, по окончании которого пошёл работать в сферу, бывшую символом технического прогресса того времени - на железные дороги. За небольшой срок он прошёл путь от помощника машиниста паровоза до начальника паровозных и вагонных мастерских Николаевской железной дороги. Под руководством Яна Петрозолина был построен специальный состав из 20 вагонов, предназначавшийся для поездок императора Александра II, а затем и Александра III. Во время поездок российских царей Петрозолин всегда сопровождал их в специальном вагоне технической службы. Пожалуй, самым тяжёлым испытанием в этом стала для него знаменитая мастерских катастрофа под Борками, во время которой и он, и сам Александр III едва не погибли. После этого он участвовал в восстановлении состава императорского поезда и устранении недостатков конструкции, которые выявила катастрофа. После смерти Александра III Ян Петрозолин был начальником поезда вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, занимал пост первого заместителя службы тягового и вагонного состава Николаевской железной дороги.



Ян Петрозолин

Ян Петрозолин был человеком, лично знакомым и работавшим с персонами из императорского дома и его свиты, имел дом в пригороде Петербурга. Однако в каждую свободную от работы минуту он стремился приехать на несвижскую землю, в родные Куковичи. Здесь его ждало богатое имение, площадью около 2000 гектаров, окружённый парком усадебный дом, имевший 11 комнат. В несвижских краях Петрозолин также был уважаемым человеком. Он участвовал в работе местного дворянского собрания, различных попечительских сообществ, в начале 1900-х годов спонсировал строительство в соседней с Куковичами деревне Плешевичи небольшого деревянного костёла. Помогал Ян Петрозолин и землячеству выходцев из Речи Посполитой в Санкт-Петербурге, которое существовало там ещё со времён Адама Мицкевича. Там он, кстати, познакомился и со своей первой женой Анной из Ходоровских, умершей в 1905 году, брак с которой был недолгим и бездетным. Второй раз Ян Петрозолин женился уже на русской, дочери знатного генерала, командира Драгунского лейб-гвардии полка Григория Ковалевского Валентине. В этом браке на свет появились сын и две дочери.



Жена Яна Петрозолина Валентина с дочерью Иреной на руках. Вместе с ней стоят внучатые племянники Яна Петрозолина Генрих, Елена и Юлия Глинка-Янчевские. Фотография сделана в Куковичах в 1910 или 1911 году на фоне усадебной пивницы.

В 1917 году семья Яна Петрозолина оказалась в угрожающем положении. В Петербурге произошёл большевистский переворот, не суливший ничего доброго бывшим чиновникам Российской империи, особенно такого ранга, как он. В то же время усадьба в Куковичах находилась в прифронтовой полосе идущей войны. В послереволюционном Петербурге царили голод и эпидемии - гриппа, тифа, холеры. Не говоря уже о постоянной угрозе расправы со стороны большевистской ЧК. Жена Яна Петрозолина Валентина тяжело заболела в этот период и в мае 1919 года умерла. После этого Ян смог уехать из Петербурга в Куковичи, которые к тому времени заняли войска молодого польского государства. Но не успев толком обустроиться, он вновь был вынужден уехать из усадьбы, на сей раз вглубь Польши, поскольку в 1920 году сюда опять вторглись большевики.
К 1921 году в несвижском крае образовалась довольно неопределённая и угрожающая для куковичской усадьбы советско-польская линия фронта. Кузьма Чёрный писал, что сами местные жители ориентировались в этих обстоятельствах по старой корчме в Куковичах. От Несвижа за ней начиналась вотчина большевистского террора. Юридическое решение, зафиксированное в Рижском мирном договоре 1921 года, оказалось для Куковичей драматическим. Новая граница разрезала въездную липовую аллею, идущую из деревни, пополам. На польской стороне оставался усадебный двор и около 150 гектаров усадебной земли. Но подавляющее большинство земельных угодий, деревня Куковичи с кладбищем и родовыми захоронениями отошли в советский «рай». По воспоминаниям тех лет известно, что дети Яна Петрозолина иногда приходили в последующие годы к краю усадебного двора, чтобы издали посмотреть на верхушки оригинальных высоких металлических надгробных крестов на кладбище. Там были могилы их предков, на которых им уже не было суждено побывать.



Польско-советская граница в Куковичах. Возможно, фотография сделана у той самой усадебной аллеи.

На советской стороне Куковичей в 1920-е годы началась оголтелая шпиономания и тоталитарная милитаризация всей жизни. Большевикам всюду мерещились польские шпионы и диверсанты, которых местным жителям было предписано «вычислять». За неимением настоящих, «шпионом» мог стать (и часто становился) любой из жителей деревни. Между тем, настоящих диверсантов засылала в приграничные районы Польши в большом количестве именно советская сторона. Для обсуждения приграничных инцидентов, а также для демаркации границы в 1927 году в усадьбе Куковичи даже прошла специальная встреча между польскими и советскими пограничниками.
В 1930-е годы коммунисты начали ждать из-за границы уже не то что диверсантов, а настоящую польскую армию. На самом деле, это была, конечно же, лишь проекция их собственных захватнических планов. Но свои последствия это имело, в том числе и в Куковичах. Здесь была образцовая погранзастава, на которой, кстати, служил известный лейтенант Кижеватов. В районе деревни был создан крупный укрепрайон с оборонительными сооружениями, количество которых превосходит даже небезызвестную «Линию Сталина». К несчастью, непосредственно в Куковичах местом строительства этих сооружений стал кладбищенский холм с Крестооздвиженской церковью. По обе стороны от неё разместились два мощных дота. И сам храм из крупных камней, судя по всему, должен был в случае чего также стать дополнительным укреплением. О том, чтобы в церкви были какие-то службы, естественно, уже не могло быть и речи.



Советский дот рядом с куковичским кладбищем.

В то время как на одной стороне точили штыки и охотились на собственных граждан, на другой стороне Ян Петрозолин пытался на оставшейся земле наладить деятельность своего имения. И ему это удалось. Бывший управляющий одного из крупнейших предприятий Российской империи оказался прекрасным хозяином даже на небольшом клочке земли, зажатом у советской границы. Его хозяйство основывалось как на животноводстве, так и земледелии, в частности на полях имения широко высаживалась сахарная свёкла. Будучи высококлассным инженером, Петрозолин активно внедрял в своих владениях новые сельскохозяйственные машины. К сожалению, одна из них оказалась причиной его гибели. Будучи уже пожилым человеком, Ян Петрозолин всё равно всегда лично присутствовал на полевых работах. Так было и осенью 1928 года. В один из дней он как инженер не смог удержаться, чтобы лично не начать чинить одну из заклинивших механических молотилок, которая, внезапно сработав, отрезала ему руку… 77-летний Ян Петрозолин не смог оправиться от тяжёлой травмы и, проболев некоторое время, умер в начале декабря 1928 года. Он не мог быть похороненным рядом с поколениями своих предков на куковичском кладбище. Поэтому его могила оказалась в соседней деревне Плешевичи, рядом с костёлом, построенным некогда на его средства.



Усадебный двор в Куковичах со стороны паркового фасада. Фотография 1930-х годов.

Наследником Яна Петрозолина должен был стать его сын Виктор. Он учился в Варшавском университете и готовился, как и его отец, быть инженером. К сожалению, его не очень интересовали перспективы усадебного владения в Куковичах, он хотел жить и работать именно в столице. Поэтому в усадьбе стали хозяйками его младшие сёстры Ирена и Магдалена, выпускницы несвижской гимназии. Они прожили в Куковичах до 1939 года.
В 1939 году Советский Союз осуществил-таки свою мечту по захвату земель на западе, и Куковичи стали самой первой его жертвой. Ирены Петрозолиной, которая уже была замужем и имела маленькую дочь, к счастью, в тот момент не было в усадьбе. Но была Магдалена, которую сразу же взяло в оборот НКВД. Вскоре она была отправлена в лагерь на лесоповал, откуда освободилась уже во время войны лишь благодаря созданию Армии Андерса. Теперь край, в который Петрозолины когда-то бежали как в безопасный и известный терпимостью, превратился в арену кровопролитных гонений…



Магдалена Петрозолина с конём по кличке Ендрусь в усадьбе Куковичи. Фотография 1936 года.

Рассказывают, что во время второй мировой войны в деревне Куковичи вновь вспомнили старые обычаи. Женщины, собравшись в одной из хат, за одну ночь выткали специальный «абыдзенны» рушник, с которым до восхода солнца обошли деревню. А мужчины за ту же ночь сделали кресты, которые поставили на окрестных перекрёстках у деревни. Говорят, что благодаря этому в деревне никто не погиб, а все мужчины вернулись с войны здоровые. Однако документы, да и памятники на самом деревенском кладбище, свидетельствуют о другом…
После войны в усадьбе недолгое время был пионерский лагерь. А затем двор в Куковичах, постройки которого когда-то украшали страницы альбомов памятников зодчества, был разобран. Дерево построек перевезли в деревню Каралино под Несвижем, где из него возвели комплекс бараков для рабочих торфозавода. Место усадьбы отдали под дворы для колхозников, которые частично приспособили каменные фундаменты некоторых построек имения для своих нужд. Однако, пришлые люди не прожили на этом месте и двух поколений. В 1990-е годы место усадьбы Куковичи оказалось полностью заброшенным и превратилось в настолько глухую заросль, что в ней на старых парковых деревьях начал гнездится даже довольно редкий малый подорлик. Посреди этих самых настоящих джунглей пока ещё можно различить следы бывших усадебных аллей, террас, а также найти руины некоторых построек.







Руины хозяйственных построек усадьбы Куковичи. На последнем фото, судя по всему, тот самый амбар 1814 года из книги Зигмунта Глогера.

Постепенно умирает и немаленькая некогда деревня Куковичи. Когда-то широкая и оживлённая главная её улица сегодня в некоторых местах напоминает дикую рощу.



Улица умирающих Куковичей.

Как бы ни было крепко каменное здание бывшей Крестовоздвиженской церкви, но и оно с каждым годом разрушается всё больше и больше. Раньше в день Воздвижения к ней приходили толпы людей, а сегодня ходить уже просто некому. Советский строй, разрушив исконный уклад, уничтожив и изгнав многих, так и не смог предложить взамен ничего, чтобы люди захотели остаться здесь. Сегодня даже памятников досоветского прошлого, сохранившихся наперекор политике целенаправленного уничтожения через века, в окрестностях Куковичей можно обнаружить больше, чем сомнительных колхозных достижений, почти полностью развалившихся за 20 лет.



Руины Крестовоздвиженской церкви в Куковичах.

Только бетонные доты, из бойниц которых советский строй смотрел на окружающий мир, пока ещё стоят здесь мрачным памятником войнам и насилию 20 столетия. Памяти же о достойных людях, чей созидательный труд помогал поддерживать жизнь и благополучие в крае на протяжении предыдущих столетий, как водится, нигде нет.



Та самая пивница, возле которой было сделано историческое фото семьи Петрозолиных, в наши дни…

усадьбы, путешествия, храмы

Previous post Next post
Up