Островки и Прости - это деревни в живописной местности на севере современного Несвижского района в плодородной пойме реки Уши. Издавна эта земля славилась своими богатыми полями и сочными заливными лугами, которые были замечательными пастбищами. Многочисленные ручейки, текущие здесь в Ушу со стороны правого берега издавна давали возможность устраивать здесь пруды для рыбы, а запруды использовать в качестве мельниц. Но Островки назвали так отнюдь не из-за такого водяного изобилия. Островками (ударение на 2-й слог) называлось традиционное белорусское приспособление для сушки сена под открытым небом. А сена на здешних заливных лугах всегда было в достатке!
Прости - это, на самом деле, тоже Островки. Когда-то эта деревня называлась Прастыя Астроўкі, поскольку она стояла на ровной и прямой дороге, в отличие от других Островок, располагавшихся на извилистом берегу ручья - притока Уши. С течением времени под воздействием местного говора название исказилось и сократилось до «Прасці», что вызывает забавные коннотации у носителей русского языка.
Владеть этими щедрыми землями хотели бы многие представители знати Великого княжества Литовского. Но удалось это сделать только одному не слишком знаменитому сегодня в Беларуси роду Протасевичей, которые беспрерывно владели Островками долгие столетия, начиная с 16 века!
Вид на пойму реки Уши и усадебный парк в Простях.
Род Протасевичей незаслуженно обделён вниманием в современной Беларуси, оставаясь как бы в тени более «раскрученных» фамилий Радзивиллов, Сапег или Тышкевичей. Между тем, это наш коренной дворянский род, игравший в своё время значительную роль в государственных делах старой Литвы, давший ей множество интересных и замечательных представителей. А также, владевших немалыми имениями, на всей территории Княжества.
По семейной легенде Протасевичи происходили от Протазия из свиты столь же легендарного
князя Палемона, основателя династии великих литовских князей. А первым знаменитым представителем фамилии стал
Валериан Протасевич- виленский католический епископ, личный секретарь королевы Боны Сфорца и великого князя Жигимонта II Августа, основатель Виленской иезуитской академии, ставшей в будущем Виленским университетом. Впрочем, есть веские основания предполагать, что он был лишь однофамильцем других Протасевичей. Он подчёркнуто добавлял к своей фамилии приставку «-Сушковский» или «-Шишковский» по названию имения Сушково на логойской земле, где он родился. А также пользовался шляхетским гербом «Древица». В то время как все остальные Протасевичи имели своим гербом «Ястребец» и имели приставку «-Островские». Кстати, уж не от наших ли Островок появилась такая приставка? Очень даже вероятно, хотя есть мнение, что она появилась от некоего другого одноимённого села на Полесье.
Вообще, именно пинское Полесье было родовой колыбелью Протасевичей. А их духовной колыбелью было православие. В то же самое время (середина 16 века), как виленский епископ Валериан Протасевич активно работал на ниве католической конфессии, другой Протасевич -
Иона - был епископом пинским и туровским в православной церкви. А с 1568 года Иона Протасевич и вовсе стал митрополитом киевским и всея Руси! В то время он стремился хоть как-то стабилизировать положение православной конфессии в ВКЛ, которая стремительно беднела и теряла свои позиции под натиском не только католиков, но и протестантов-кальвинистов, которыми в то время были многие представители шляхетского сословия в Литве. Своей основной резиденцией митрополит Иона Протасевич выбрал даже не Киев, а Новогрудок! Не в последнюю очередь потому, что именно в новогрудском воеводстве находилось имение Островки, которые Протасевичи были намерены сохранять за собой долгие годы. Митрополит неоднократно посещал своё имение в перерывах между церковными делами. Скорее всего, не без его участия в Островках на пространстве между усадьбой и деревней была построена православная церковь, освящённая в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По крайней мере, именно 2-й половиной 16 столетия датируются самые старые документы из тех, которые хранились при храме.
Островки в 1530 году приобрёл для своего рода отец Ионы Протасевича ключник трокский Василий Олехнович Протасевич. Чтобы пресечь возможные конфликты в будущем, он сразу же разграничил свои новые владения с соседями - влиятельным родом владельцев Мирского замка
Ильиничей . Спор о границах был такой серьёзный, что по преданию название соседнего местечка и усадеб - Городея - возникло именно тогда. Шляхтичи тщательно огораживали в этих краях свои имения от крупных магнатов, которые всегда были рады присоединить к своим владениям новый участок. После Василия в Островках жили его сыновья Дмитрий и уже упомянутый митрополит Иона.
До своей церковной карьеры Иона Протасевич был вполне себе светской особой, состоял в браке и имел пост пинского судьи. От брака у него было трое сыновей, один из которых - Ян Протасевич - стал известен как храбрый воин в Ливонской войне с Москвой в составе хоругвы гетмана Романа Сангушко. Его сын, также Ян, городской писарь новогрудский, упоминается как постоянный житель родового имения в Островках. Вообще, с этого момента на протяжении нескольких столетий Протасевичи стабильно занимали какой-либо пост в Новогрудском воеводстве, посвящая жизнь своего рода заботе об этом крае.
Параллельно развивалась и полесская ветвь Протасевичей. Из неё прославился выдающийся поэт рубежа 16 и 17 столетий
Ян Протасевич (Протасович). Он владел землями, издавна принадлежавшими Протасевичам, в окрестностях Пинска. Однако, интересно, что именно он в 1585 представлял интересы рода в одном из земельных судебных процессов, касавшихся границ имения Островки.
Главными соседями Протасевичей в Островках были, конечно же, князья Радзивиллы, которым принадлежал и Несвиж, и, с 1569 года, Мир. Хоть земли Протасевичей находились прямо посреди их владений и были весьма хороши, они не пытались использовать свою силу, чтобы подчинить их себе. Вместо этого князья наоборот решили развивать максимально дружеские отношения с соседями. Например, на одной из книг упомянутого поэта Яна Протасевича стоит благодарность владельцу Несвижа Николаю Радзивиллу «Сиротке», который материально помог в её издательстве. Ну а владелец Островок новогрудский писарь Ян Протасевич так тесно сошёлся с польным гетманом литовским
Крыштофом Радзивиллом , что под его влиянием даже принял кальвинизм! На вальных сеймах ВКЛ, куда Ян Протасевич трижды избирался как посол от Новогрудского воеводства, он также всячески поддерживал своего товарища.
Несмотря на то, что и сын писаря Яна Протасевича также был кальвинистом, в целом это вероисповедание среди владельцев Островок не задержалось. Большинство последующих поколений Протасевичей было, как и большинство их окружения, католиками. Церковь в Островках также стала греко-католической (униатской), при этом её инвентари свидетельствуют, что даже через сто лет после Брестской унии в ней всё ещё служили со старым, изданным ещё в православной типографии, напрестольным Евангелием.
Список 18 века иконы «Мадонна Сапег» из церкви Рождества Богородицы в Островках. «Мадонна Сапег» - была одна из самых знаменитых икон в Великом княжестве Литовском, уступая по популярности, возможно, только иконе Божией Матери Остробрамской. По преданию была найдена в лесу виленскими бернардинцами. В конце 16 века была размещена великим канцлером литовским Львом Сапегой в построенном им костёле Святого Михаила в Вильне и впоследствии считалась покровительницей рода Сапег. Считалась чудотворной и была коронована с разрешения римского папы Климента VII в 1750 году. Сегодня список иконы из церкви в Островках находится в музее древнебелорусской культуры в Минске, оригинал - в музее сакрального искусства в Вильнюсе.
Среди владельцев Островок в 17 веке можно отметить Ежи Протасевича, сына упомянутого поэта Яна Протасевича. Он стал полковником литовского войска и защищал страну в тяжёлые времена войн 17 столетия сначала с казаками, затем с московитами, а затем и со шведами. Однако же, то что Протасевичи так старательно защищали в войнах и на судах, они однажды отдали совершенно добровольно. Речь идёт о браке минского ловчего Бенедикта Булгака с Евфимией Протасевич, которая, возможно, была дочерью Ежи Протасевича. По крайней мере, отец Бенедикта Константин Булгак занимал пост стольника в том же Новогрудке и так же, как Ежи Протасевич, имел армейские заслуги, был ротмистром кавалерии ВКЛ. Они наверняка были знакомы и могли сосватать своих детей. После брака Бенедикта и Ефимии имение Островки оказалось разделено. Собственно Островки стали принадлежать молодой семье, а мужская линия Протасевичей переместилась в усадьбу Простые Островки или Прости буквально в километре ниже по течению Уши.
Булгаки были также не слишком претенциозным, но по своему славным родом герба Сырокомля, ведущим своё происхождение от татарских бояр, осевших на Литве при князе Витовте. Род был многочисленным и разветвлённым, и он также был патриотом Новогрудского воеводства, где его представители в основном занимали должности и имели владения. В шляхетском кругу даже ходила шутливая присказка, что на Новогрудчине под каждым кустиком есть свой Булгак. Среди Булгаков из-под кустиков в Островках можно выделить
Иосафата Булгака, родившегося в 1758 году в семье тогдашнего владельца имения минского ловчего Станислава Булгака. Как и за 200 лет до этого Иона Протасевич, Иосафат стал митрополитом киевским и всея Руси, но уже униатским. Усадьба в Островках впоследствии принадлежала его родному брату Ежи Онуфрию.
А в Простях на рубеже 17 и 18 столетий хозяином был Франтишек Протасевич, занимавший должность новогрудского конюшего. Его сына Михала впоследствии среди окрестной шляхты звали «пан хорунжий», хотя уже его детство пришлось на период уничтожения Речи Посполитой и отмены подобных званий. Возможно, таким образом переиначивали звания уже армии Российской империи, в которой служили многие литовские шляхтичи в отсутствие собственного войска. В первой половине 19 века усадьба в Простях была частым местом сбора дворянства со всей округи. В гостях у «пана конюшего» Франтишка Протасевича и его жены Марии Магдалены, среди прочих также бывала семья молодого Игнатия Домейко, жившая в соседнем имении Медвядка.
Франтишек Протасевич. Портрет неизвестного художника конца 18 века.
Протасевичи, Булгаки, Домейко и все их гости из окрестной шляхты также часто бывали и на богослужении в церкви Рождества Богородицы в Островках. В храме совершенно спокойно встречались и любители греческого обряда, и те, кто обычно посещал римский костёл, паны-землевладельцы и их крепостные крестьяне. В конце 1820-х годов встал вопрос о строительстве нового церковного здания, что при непосредственном финансировании Протасевичей и было сделано. Новый храм был сооружён в традиционном для нашего края архитектурном стиле деревянных униатских церквей: основной прямоугольный объём с полукруглой пятигранной апсидой в алтаре и две ризницы по бокам. Церковь покрывала вальмовая крыша, небольшой куполок на восьмигранном барабане и ещё меньший куполок-сигнатура над алтарной частью. Закончены работы по возведению нового храма были в 1834 году. Не исключено, что освящать её мог в родном крае своей семьи и сам митрополит Иосафат Булгак.
Вид на церковь Рождества Богородицы в Островках. Фотография 1916 года.
Однако, уже через 5 лет униатская конфессия в Российской империи была ликвидирована и вместе со всеми храмами присоединена к православной. Строительство новых католических храмов было запрещено, кроме небольших частных часовен-усыпльниц. Этим шансом и решили воспользоваться Протасевичи, тем более, что до того они использовали для захоронения
кладбище у, ставшей теперь православной, церкви в Островках. Недалеко от усадьбы в Простях была заложена
новая часовня. Современные раскопки впоследствии позволили выяснить, что её изначальный фундамент был гораздо шире здания, которое было построено в итоге. Но, видимо, этот проект не был утверждён царскими властями. Поэтому была построена относительно небольшая квадратная в плане часовня в стиле классицизма с элементами готики с большим склепом в подземном уровне. По сохранившимся погребениям время её постройки можно отнести к 1850-м годам. Курировал строительство «пан хорунжий» Михал Протасевич, который был похоронен здесь в 1860 году.
Часовня-усыпальница Протасевичей в Простях.
Фотография ксендза Игоря Лашука.
Во второй половине 19 века структура усадеб в Простях и Островках достигла своего расцвета. В Простях в то время хозяином был Мауриций Михайлович Протасевич. По воспоминаниям нашего прославленного фотографа с Новогрудчины
Яна Булгака , неоднократно бывавшего в Простях, он был женат на сестре известного в то время виленского банкира
Юзефа Монтвилла Казимире. Учитывая то, что он и сам по себе был владельцем богатого имения, его финансовое благосостояние было весьма приличным. Поэтому каждый год он мог себе позволить отправляться на воды на курорты в Карлсбад (нынешние Карловы Вары в Чехии). Но деньги они с женой тратили не только на отдых. Например, в 1908 году Мауриций и Казимира перечислили в благотворительное общество в Вильне, основанное Юзефом Монтвиллом 55 тысяч рублей, став вторыми по размеру его спонсорами после самого Юзефа. Для проектов этого общества был учреждён специальный патронат имени Мауриция и Казимиры Протасевичей.
Культовой личностью в доме Протасевичей была вдова Михала Франтишка Простасевич из Пусловских, которую почтительно именовали «пани хорунжая». Помимо этого она была ещё и племянницей знаменитого промышленника, строителя Коссовского замка,
графа Войцеха Пусловского. В ту романтическую эпоху она символизировала собой старые добрые традиции Речи Посполитой. На её день рождения в сентябре в Прости съезжался весь бывший Новогрудский повет. Франтишка принимала гостей в шикарном кресле, похожем на трон. Празднование её дня рождения в Простях всегда было торжественным с заграничными винами и шампанским и ужином, который продолжался далеко за полночь. Гости въезжали в усадьбу с проезжей дороги по небольшой, примерно 100 метров, въездной ясеневой аллее.
Въездная аллея в усадьбу Прости.
По правую сторону аллеи располагался усадебный парк, в котором росли всё те же ясени, липы, клёны и серебристые тополя.
Насаждения серебристых тополей в усадебном парке в Простях
Аллея приводила к одноэтажному главному усадебному дому, построенному из кирпича на высоком цоколе, возможно, ещё в конце 18 века. Как отмечал тот же Ян Булгак, дом не отличался особенностями внешней архитектуры, однако внутри был роскошно обставлен и отделан, а по его натёртому воском паркету ходили многочисленные слуги в нарядных ливреях.
Усадебный дом Протасевичей в Простях. Фотография 1954 года.
Помимо усадебного дома на дворе выделялся большой флигель, в котором после этих помпезных приёмов оставались ночевать гости. Хозяйственная часть двора из более чем десятка различных построек располагалась слева от въезда в усадьбу. А за двором ближе к реке Уше была водная система из нескольких живописных прудов, обсаженных серебристыми ивами, на которых стояла водяная мельница.
Один из прудов в усадьбе Прости.
В усадьбе Островки в это же время хозяином был Стефан Булгак. Человек очень самоуверенный и упрямый, который, по воспоминаниям Яна Булгака, который был его родственником, даже внешне чем-то напоминал барана. Его деревянный усадебный дом в Островках, которым он владел совместно с братьями Эдвардом и Евстафием, стоял близко к дороге, а потому не имел отдельной подъездной аллеи. Справа от дома находился хозяйственный двор, а слева был небольшой парк с прогулочными аллеями. Есть сведения, что за парком было устроено родовое кладбище.
Даже Ян Булгак отмечает, что Стефан имел «твёрдую панскую руку» и «не церемонился с крестьянами». А сами крестьяне прямо говорили, что он их бил. По какому, правда, праву неизвестно, поскольку все они после 1861 года считались уже вольными людьми. За это однажды крестьяне тайно подожгли полный зерном амбар Стефана Булгака в одном из соседних с Островками фольварков. Ян Булгак вспоминает, что после этого самоуверенность и надменность Стефана исчезли, он был в отчаянии и долго горько плакал. Среди жителей Островок о Стефане Булгаке осталась красочная и впечатляющая легенда, будто бы на Радуницу его призрак ходит по земле в окружении адского пламени и кричит от голода. От голода - потому что у белорусских крестьян было представление, что умерших предков надо тоже кормить едой, с этой целью, например, предкам ритуально отдавалась первая ложка рождественской кутьи. Несчастного призрака Стефана Булгака из-за адского пламени никто покормить не мог. Ян Булгак считал, что всё это было «чаще выражением дикости и темноты крестьян, чем доказательством плохого обращения с ними помещиков, так как следует помнить, что российское правительство делало всё, чтобы деревня как можно хуже относилась ко двору».
Как бы не был богат Мауриций Протасевич, а детей со своей супругой за свою жизнь он так, судя по всему, и не приобрёл. Поэтому в начале 20 века усадьба в Простях перешла к представителям другой ветви рода. Игнатий Протасевич и его три сестры Зенония, Михалина и Станислава владели большим имением Мелешковичи под местечком Чашники. Однако жить предпочитали в Минске. Здесь их отец Зенон Протасевич заседал в дворянском собрании и здесь же какое-то время даже был под следствием за поддержку восстания 1863 года. Около 1910 года, после смерти Мауриция Протасевича, его вдова Казимира решила переехать в отеческие владения в Литве, а усадьбу в Простях продала именно Игнатию. Но судьба распорядилась таким образом, что он побыл владельцем усадьбы совсем недолго. В 1915 году в возрасте всего 42 лет Игнатий Протасевич скончался. А через несколько лет и вовсе наступила большевистская революция и другая эпоха. К своему несчастью, сёстры Игнатия Протасевича при власти большевиков почему-то оказались не на польской территории в собственной усадьбе, а в советском Минске. Здесь они жили в доме на окраине Минска, зарабатывая на жизнь частными уроками, пока в 1933 году их не арестовало ОГПУ…
Прости, конечно же, без хозяина не остались, ведь у многочисленного рода Протасевичей оставались представители и в Западной Беларуси. В межвоенное время 20 века владелицей усадьбы была Александра Протасевич, которая, как и все землевладельцы, была вынуждена покинуть свой дом в 1939 году.
Память о былом богатстве усадьбы в Простях привела местных жителей к весьма странным выводам. Они почему-то решили, что Протасевичи забирали деньги и драгоценности с собой в гробы, которые стояли в фамильной часовне усыпальнице. То, что большинство состояния даже зажиточного Мауриция Протасевича лежало на счетах
Виленского земельного банка, было слишком сложно для их понимания. А вот разбить памятник, выкопать и разломать гроб, вытряхнуть из него кости в поисках «панскага золата» - как раз. Поэтому после 1945 года в часовню в Простях потянулись вереницы вандалов-гробокопателей. Был методично разгромлен не только каждый склеп в усыпальнице, но и каждый более-менее примечательный памятник, стоявший рядом с часовней. Так продолжалось до тех пор, пока какого-то очередного «искателя сокровищ» попросту не накрыло обвалом в одном из раскуроченных склепов. Тогда местный колхоз засыпал подземный уровень землёй, предварительно разломав для подвоза грунта боковые стены часовни.
Состояние часовни-усыпальницы Протасевичей после советского нашествия.
Только чудо и прекрасное качество строителей Протасевичей позволили в таких условиях хотя бы руинам дожить до 21 века. В 2008 году за восстановление часовни взялся выдающийся человек нашего времени ксёндз Игорь Лашук. Благодаря качественному и образцовому реставрационному проекту архитектора Алексея Ерёменко за 10 лет полуразрушенная усыпальница вновь стала прекрасным украшением всего несвижского края!
Восстановление часовни-усыпальницы Протасевичей в Простях.
Сегодня это даже не часовня, а даже небольшой костёл, освящённый в честь святого Станислава. Засыпанные склепы Протасевичей были аккуратно раскопаны и восстановлены, а все сохранившиеся и найденные останки вновь захоронены в гробах. Также во время раскопок была найдёна часть надгробных металлических таблиц и даже каменные памятники, которые раньше стояли рядом на кладбище, но были сброшены в общую яму. К сожалению, большинство некогда бывших здесь надгробий так не были найдены…
Часовня-усыпальница Протасевичей в Простях.
Фотография ксендза Игоря Лашука.
А в усадьбе Островки в начале 20 века всё шло своим чередом. После Стефана Булгака в наследство вступил его сын, также Стефан. Он уже не конфликтовал с крестьянами так, как его отец. Да и времена уже окончательно наступили другие - часть крестьян из Островок сама становилась землевладельцами, выкупая помещицкую землю под хутора. Но в 1939 году в наш край пришли коммунисты, которые отобрали у людей и хутора, и усадьбы. Из выселенных со своей земли крестьян в деревни Островки появилась целая новая улица, но с наделами, которые теперь можно было бы назвать разве что «приусадебными участками». А отобранный у Булгаков усадебный дом отдали под начальную школу, которая существовала в деревне ещё и в польские времена. До этого школа размещалась рядом с островской церковью в здании бывшего церковно-приходского училища, созданного в деревне ещё в 1889 году. Во время второй мировой войны бывшая усадьба сгорела. Кто поспособствовал её уничтожению - немцы или какие-либо герои-партизаны (что вероятнее) - неизвестно. После войны место усадьбы Булгаков было полностью закатано в асфальт и на нём по сей день размещается мехдвор местного колхоза. Удивительно, но церковь, которая находилась буквально через дорогу от усадьбы, во время войны не пострадала. Только один шальной снаряд немного повредил одну из стен храма. Более того, формально её даже не стали закрывать и разрушать в советские времена. Правда, богослужения в ней проводились только эпизодически, а прилегающее кладбище было сильно запущено. В 1960-е годы прямо перед церковью был демонстративно установлен памятник с большой красной звездой погибшим в войне в рядах советской армии. Так новая власть демонстрировала, какую новую «религию» она желает видеть вместо христианства в Советском Союзе.
Советский памятник погибшим во второй мировой войне перед церковью в Островках.
Сегодня в церкви проводятся регулярные службы, а сама она как-то незаметно была освещена уже в честь святого Георгия.
Церковь святого Георгия в Островках.
Сгоревшую школу в Островках после войны перевели в другой бывших усадебный дом - теперь уже в Прости. Учебное учреждение пребывало там 20 лет, пока в 1965 году советская власть не решила сделать деревне шикарный подарок - построить новое кирпичное здание школы. Старый усадебный дом при этом подлежал полному сносу. Для коммунистов не существовало многовековой истории этого места, для них это был просто «ветхий дом помещика-эксплуататора». В итоге при грубом и невежественном переустройстве территории от усадьбы Протасевичей остались только несколько невзрачных сарайчиков бывшего хозяйственного двора. Дом, официна и более десятка других построек были стёрты с лица земли. Часть итак небольшого усадебного парка была вырублена, а оставшаяся часть сильно запущена.
Здания современной школы на месте усадьбы Протасевичей в Простях.
Пока ещё сохранились в Простях пруды усадебной водной системы. Иногда туда прилетает одинокий лебедь и плавает под оставшимися серебристыми ивами, как будто напоминая о временах, когда здесь царили красота и благополучие…