Реформация. Спор о предопределении и свободе воли

Apr 14, 2024 10:36

Вопрос о предопределении и свободе воли был одним из наиболее острых в эпоху Реформации. Суть проблемы в том, предопределяет ли Бог избранных ко спасению, так что они, будучи увлекаемыми любовью к Богу, уже не могут отпасть, или же Бог лишь призывает всех ко спасению, и люди могут откликнуться на этот призыв или проигнорировать его в зависимости от своего свободного выбора, не предопределяемого Богом. Долгое время в западной христианской традиции господствовал авторитет блаж. Августина, который не скрывал, что пришёл к христианской вере через сочинения неоплатоника Плотина. В учении платоников душа противопоставляется телу и считается самовластной. Но христианство отличается от неоплатонизма тем, что душа противопоставляется не только телу, но и Богу Творцу. В связи с этим возникает вопрос: кто реально определяет действия человека - Бог или сам человек? В нашей восточной традиции, формировавшейся под влиянием неоплатонизма, душа человека однозначно считается самовластной, поэтому нам сама постановка вопроса кажется непривычной. Но блаженный Августин в своих поздних сочинениях склонился к библейскому (по его мнению) учению о том, что благие дела человека предопределяются Богом, так что человек не может иметь никакой заслуги. И именно эта точка зрения в вопросе о предопределении была воспринята лидерами Реформации (Лютер, Кальвин, Цвингли). Я бы от себя заметил, что нахожу в этом мнении некоторую поддержку не в богословии нашей восточной традиции, но в аскетическом предании, поучающем подвижников приписывать заслугу благих дел только Богу, но никак не себе. Это борьба с духом гордости, суть которого в отказе от необходимости подчинения Богу через принятие Его заповедей. Так что пока не стану отвергать учение Реформации только из-за исповедания предопределения ко спасению. Это учение, быть может, вызвало скорее нежелательные практические последствия (об этом попытаюсь написать отдельно).

В протестантизме возникла альтернатива учению о предопределении в виде "арминианства" (учения Якоба Арминия), допускавшего свободу выбора человека в ответе на божественный призыв ко спасению. Арминианство было осуждено на соборе в Дордрехте (Нидерланды), но постепенно это учение стало проникать в сообщества протестантов.Тем не менее, можно сказать, что в раннем протестантизме господствовало учение о предопределении. Учение о предопределении имело распространение и в римокатолической среде, хотя официально порицалось. В частности, известный математик Паскаль был "янсенитом" (последователем Янсения, учившего о предопределении).

Я предполагаю, что учение о предопределении оказало позднее влияние на философию науки, подтолкнув к мысли об описуемости тварного мiра как бы "со стороны Бога" с помощью относительно простых математических формул. Свободную волю формулами описать было бы невозможно.
Previous post Next post
Up