Реформация. Лютер. Спасение только верой

Apr 13, 2024 10:33

Лютер был (вместе с Кальвином и Цвингли) одним из основных деятелей начального этапа Реформации. Критикуя римокатолический обычай искупать грехи пожертвованиями на церковь, Лютер пришёл к отрицанию значимости грехов для вечного спасения. Толкуя послание к Римлянам апостола Павла, он пришёл к выводу, что существенным для христианина в отношении с Богом является не наличие или отсутствие личных грехов, но благодать Бога, связанная с крестной жертвой Спасителя. Чтобы не углубляться в анализ богословских деталей этого мнения, приведу отрывки из письма Лютера к Иерониму Веллеру, в котором Лютер даёт такие практические советы:

==========
Забавляйся с моей женой и другими женщинами, резвись и развлекайся. Всякий раз, когда тебя начнет одолевать бес, ищи спасения в обществе себе подобных. Пей, играй, болтай глупости.. Иногда из ненависти и презрения к дьяволу полезно совершить какой-нибудь грех, дабы он не смел надеяться, что мы будем терзаться бесполезными угрызениями совести. Тот, кто боится согрешить, уже погиб. Если дьявол твердит тебе: «Не пей!», ты должен ответить ему: «Буду пить, да еще как!»... О, если бы я мог только выдумать какой-нибудь особенно страшный грех, чтобы обмануть дьявола, чтобы дать ему понять, что я не признаю греха как такового, что моей совести неведомы угрызения. Мы обязаны решительно отвернуться от Десяти заповедей и даже не вспоминать о них, потому что именно через них дьявол нападает на нас, заставляя страдать и мучиться.
==========

То есть, Лютер не отказывается от представления о Боге как о Личности, но вводит своё понимание этих отношений: грех, по мнению Лютера, более не создаёт преграды между Богом и человеком. Надо сказать, что такое примитивное понимание принципа спасения только верой подвергается критике и в рамках современного протестантизма (об этом планирую написать отдельно). Пока хочу подчеркнуть лишь тот факт, что отрицание аскетики как борьбы с грехом в лютеранстве было с самого начала, и это выражалось, в частности, в неприятии самой идеи монашества.
Previous post Next post
Up