Насколько я помню один из смыслов Искупления в том, что Христос мистически объединяет в Себе всё множество отдельных личностей, почему и совершается искупление всей полноты человечества... Вот если в этом контексте рассмотреть... etc etc
Но из этого ведь не следует, что страдания отдельного простого человека не могут иметь искупительный характер по отношению к его ближним. Или что Вы хотите сказать? Для меня этот вопрос неочевидный.
я хочу сказать то, что Искупитель у нас один - Господь Иисус Христос. Или для Вас это тоже не очевидно? О со-искупительном служении Богоматери можно говорить лишь в определенном контексте, заданном еще св. Иринеем Лионским (послушание Марии - Новой Евы восполняет непослушание Евы - и значимо для нашего спасения, ибо речь идет о свободном волевом акте Богоматери). Инсинуации же кас. "со-искупительного" служения Николая 2 - это просто чушь.
страдания отдельного простого человека могут иметь спасительный характер по отношению к его ближним, но это совершенно другой вопрос - кот. в контексте учения о спасении касается, напр., момента усвоения благодати.
Я сейчас не готов к серьёзному обсуждению этого вопроса, не имею твёрдого мнения.
Я, кстати, на днях купил книгу «Антипелагианские сочинения позднего периода», в ней тексты полемики о предопределении. Вот это интересно! Проникаю в тонкости западной сотириологии. Вы, кстати, как относитесь к идее предопределения?
--ну то есть нет у Вас мнения о том, один у Вас Искупитель - или нет? Интересная ситуация. А кто из Отцов считал, что Искупителей больше одного
( ... )
Единожды дал, и за всех дал
anonymous
August 19 2008, 14:09:03 UTC
почитайте "О свободе воли"... дело не в книге, а в том, что сама полемика по вопросу о предопределении должна строится исходя из общей логики предмета, а не из цитат собственно на тему предопределения. А логика такова, что отрицание свободы воли и полное предопределение ко спасению требует учения об ограниченном искуплении, которого у Августина и следа не обретается. Вот когда Вы докажете то, что Августин понимает Искупление ограниченно (скажем, Христос у него не умирает за Иуду), вот тогда Ваша аргументация будет весомой.
а пока реальные слова Августина об Искуплении:
Искупило тебя от варваров серебро, искупили тебя от смерти первой твои деньги - искупила тебя от смерти второй Кровь Господа твоего. Он имел кровь, чтобы ею нас искупить; для того восприял кровь, чтобы было что пролить для искупления нашего... Единожды дал, и за всех дал. Кровь Христова хотящему - спасение, не хотящему - казнь.
Блаж. Августин, Слово 344, 4
какое же может быть "предопределение", если "за всех дал"
--отрицание свободы воли и полное предопределение ко спасению требует учения об ограниченном искуплении, которого у Августина и следа не обретается. Вот когда Вы докажете то, что Августин понимает Искупление ограниченно (скажем, Христос у него не умирает за Иуду), вот тогда Ваша аргументация будет весомой.
Согласно Августину, Христос умирает за всех, но не все воспринимают плоды Его жертвы. Согласно Августину, свободное решение человека (воспринимать плоды или нет) также полностью зависит от Бога, иначе будто бы спасение становится заслугой, а не даром. То есть, в результате первородного греха каждый потомок Адама "по умолчанию" не спасается, но если Бог даст ему благодать устремиться к усвоению плодов искупления и устоять в этом до конца - тогда спасётся. А если не даст - то человек сам виноват, потому что без благодати свободная воля потомка Адама ведёт его неминуемо в погибель.
Re: Единожды дал, и за всех дал
anonymous
August 20 2008, 14:00:08 UTC
то, о чем Вы пишете, вполне укладывается в традиционное понимание предопределения (сам термин есть в Новом Завете (напр., "В любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа")
Re: Единожды дал, и за всех далdmitri_kapustinAugust 20 2008, 14:05:52 UTC
При таком подходе получается, что многие люди не имеют никаких теоретических шансов на спасение, творятся Богом ради погубления. И ещё - грех Адама и все его последствия - прямое следствие предопределения Бога, избежать его было теоретически невозможно.
Насколько я помню один из смыслов Искупления в том, что Христос мистически объединяет в Себе всё множество отдельных личностей, почему и совершается искупление всей полноты человечества... Вот если в этом контексте рассмотреть... etc etc
http://rev-agafangelos.livejournal.com/32490.html?thread=529130#t529130
Reply
Reply
Reply
Reply
страдания отдельного простого человека могут иметь спасительный характер по отношению к его ближним, но это совершенно другой вопрос - кот. в контексте учения о спасении касается, напр., момента усвоения благодати.
Reply
Я, кстати, на днях купил книгу «Антипелагианские сочинения позднего периода», в ней тексты полемики о предопределении. Вот это интересно! Проникаю в тонкости западной сотириологии. Вы, кстати, как относитесь к идее предопределения?
Reply
Reply
Reply
Reply
Спасибо, интересно. Быть может, блаженный Августин изменил свою точку зрения - ведь в поздних сочинениях он явно учит о предопределении?
Reply
Reply
Reply
а пока реальные слова Августина об Искуплении:
Искупило тебя от варваров серебро, искупили тебя от смерти первой твои деньги - искупила тебя от смерти второй Кровь Господа твоего. Он имел кровь, чтобы ею нас искупить; для того восприял кровь, чтобы было что пролить для искупления нашего... Единожды дал, и за всех дал. Кровь Христова хотящему - спасение, не хотящему - казнь.
Блаж. Августин, Слово 344, 4
какое же может быть "предопределение", если "за всех дал"
Reply
http://lib.ru/HRISTIAN/awgustin.txt
О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ СВЯТЫХ
--отрицание свободы воли и полное предопределение ко спасению требует учения об ограниченном искуплении, которого у Августина и следа не обретается. Вот когда Вы докажете то, что Августин понимает Искупление ограниченно (скажем, Христос у него не умирает за Иуду), вот тогда Ваша аргументация будет весомой.
Согласно Августину, Христос умирает за всех, но не все воспринимают плоды Его жертвы. Согласно Августину, свободное решение человека (воспринимать плоды или нет) также полностью зависит от Бога, иначе будто бы спасение становится заслугой, а не даром. То есть, в результате первородного греха каждый потомок Адама "по умолчанию" не спасается, но если Бог даст ему благодать устремиться к усвоению плодов искупления и устоять в этом до конца - тогда спасётся. А если не даст - то человек сам виноват, потому что без благодати свободная воля потомка Адама ведёт его неминуемо в погибель.
Reply
за ссылку большое спасибо
Reply
Reply
Leave a comment