ну то есть нет у Вас мнения о том, один у Вас Искупитель - или нет? Интересная ситуация. А кто из Отцов считал, что Искупителей больше одного? :))
Вы, кстати, как относитесь к идее предопределения? ------------------------- Мое мнение совпадает с тем, которое Вы найдете в "Точном изложении..." св. Иоанна Дамаскина (2, 30):
"Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость" http://www.pagez.ru/lsn/0231.php#030
Проникаю в тонкости западной сотириологии. ------------------------------------ я не уверен в том, что Запад и Восток сильно разошлись в понимании предмета. Но вот в отношении искупительного значения собственных страданий разница действительно есть. И очень забавно, когда разнообразные анти-экуменисты озвучивают здесь западные мнения...
«Антипелагианские сочинения позднего периода», ----------------------------- За книгу спасибо - я ее не видел, к сожалению...
--ну то есть нет у Вас мнения о том, один у Вас Искупитель - или нет? Интересная ситуация. А кто из Отцов считал, что Искупителей больше одного? :))
А человек, выкупающий пленного из плена - разве не искупитель? В другом смысле, конечно :-) Тем не менее, не всё так просто.
--Мое мнение совпадает с тем, которое Вы найдете в "Точном изложении..." св. Иоанна Дамаскина (2, 30): "Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого
Именно против этого мнения там полемизирует блаженный Августин и его ученики - видя в нём, якобы, пелагианство. Они считают, что Бог предопределяет спасение и гибель людей ещё до их рождения, люди уже ничего не могут изменить своей волей.
--я не уверен в том, что Запад и Восток сильно разошлись в понимании предмета.
Есть разница. Но об этом попозже, после прочтения и осмысления мной книги.
--Но вот в отношении искупительного значения собственных страданий разница действительно есть.
В чём именно?
--За книгу спасибо - я ее не видел, к сожалению...
Тем не менее, не всё так просто. ------------------ человек спасается страданием Христа - Богочеловека, именно страдание Богочеловека, будучи безмерной цены, способны удовлетворить Божественному Правосудию и спасти грешника от гнева Божия. Поэтому Искупитель может быть только один - и вера в то, что Христос - Искупитель и делает человека христианином
Именно против этого мнения там полемизирует блаженный Августин и его ученики - видя в нём, якобы, пелагианство. Они считают, что Бог предопределяет спасение и гибель людей ещё до их рождения, люди уже ничего не могут изменить своей волей. -------------------------------------------
на всякий случай,
... Если, в самом деле, человек есть некое благо и не может поступать правильно, если не захочет, он должен обладать свободной волей, без которой не может поступать правильно. Но от того, что благодаря ей также совершаются и прегрешения, конечно, не следует полагать, что Бог дал ее для этого. Следовательно, поскольку без нее человек не может жить праведно, это является достаточной причиной, почему она должна быть дарована. А что она дана для этого, можно понять также и из того, что, если кто-либо воспользовался ею для совершения прегрешений, он наказывается свыше. Что было бы несправедливо, если бы свободная воля была дана не только для того, чтобы жить праведно, но и для того, чтобы грешить. Ибо каким же образом было бы справедливо наказание того, кто воспользовался волей с той целью, для какой она и была дана? Теперь же, когда Бог карает грешника, что же, по-твоему, иное Он тем самым говорит, как не: "Почему ты не воспользовался свободой воли для той цели, для какой она была дана, то есть для праведного поведения"? - Далее, как то, что сама справедливость предназначается для осуждения прегрешений и почитания праведных поступков, было бы благом, если бы человек был лишен свободы волеизъявления. Ведь то, что не сделано добровольно, не было бы ни грехом, ни праведным поступком. А потому и наказание, и награда были бы несправедливы, если бы человек не обладал свободой воли. Однако и в каре, и в награде должна быть справедливость, поскольку это одно из благ, которые происходят от Бога. Таким образом, Бог должен был дать человеку свободную волю.
Единожды дал, и за всех дал
anonymous
August 19 2008, 14:09:03 UTC
почитайте "О свободе воли"... дело не в книге, а в том, что сама полемика по вопросу о предопределении должна строится исходя из общей логики предмета, а не из цитат собственно на тему предопределения. А логика такова, что отрицание свободы воли и полное предопределение ко спасению требует учения об ограниченном искуплении, которого у Августина и следа не обретается. Вот когда Вы докажете то, что Августин понимает Искупление ограниченно (скажем, Христос у него не умирает за Иуду), вот тогда Ваша аргументация будет весомой.
а пока реальные слова Августина об Искуплении:
Искупило тебя от варваров серебро, искупили тебя от смерти первой твои деньги - искупила тебя от смерти второй Кровь Господа твоего. Он имел кровь, чтобы ею нас искупить; для того восприял кровь, чтобы было что пролить для искупления нашего... Единожды дал, и за всех дал. Кровь Христова хотящему - спасение, не хотящему - казнь.
Блаж. Августин, Слово 344, 4
какое же может быть "предопределение", если "за всех дал"
--отрицание свободы воли и полное предопределение ко спасению требует учения об ограниченном искуплении, которого у Августина и следа не обретается. Вот когда Вы докажете то, что Августин понимает Искупление ограниченно (скажем, Христос у него не умирает за Иуду), вот тогда Ваша аргументация будет весомой.
Согласно Августину, Христос умирает за всех, но не все воспринимают плоды Его жертвы. Согласно Августину, свободное решение человека (воспринимать плоды или нет) также полностью зависит от Бога, иначе будто бы спасение становится заслугой, а не даром. То есть, в результате первородного греха каждый потомок Адама "по умолчанию" не спасается, но если Бог даст ему благодать устремиться к усвоению плодов искупления и устоять в этом до конца - тогда спасётся. А если не даст - то человек сам виноват, потому что без благодати свободная воля потомка Адама ведёт его неминуемо в погибель.
Re: Единожды дал, и за всех дал
anonymous
August 20 2008, 14:00:08 UTC
то, о чем Вы пишете, вполне укладывается в традиционное понимание предопределения (сам термин есть в Новом Завете (напр., "В любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа")
Re: Единожды дал, и за всех далdmitri_kapustinAugust 20 2008, 14:05:52 UTC
При таком подходе получается, что многие люди не имеют никаких теоретических шансов на спасение, творятся Богом ради погубления. И ещё - грех Адама и все его последствия - прямое следствие предопределения Бога, избежать его было теоретически невозможно.
Единожды дал, и за всех дал
anonymous
August 21 2008, 12:57:56 UTC
Блаженный Августин этому не учил (цитаты в теме - например, в заглавии этого сообшения) - проблема в том, что Вы просто следуете протестантам, когда читаете Августина. Им-то выгодно читать его именно так, а вот остальным...
У меня этот текст есть на русском языке (из недавно вышедшей книги, на которую я давал ссылку). Я бы мог набрать отдельные главы, но там жалко вырывать цитаты, там так последовательно всё разбирается... Про "массу погубления" там открытым текстом.
======= Chapter 12.- They Who Have Not Received Perseverance are Not Distinguished from the Mass of Those that are Lost.
And, consequently, both those who have not heard the gospel, and those who, having heard it and been changed by it for the better, have not received perseverance, and those who, having heard the gospel, have refused to come to Christ, that is, to believe in Him, since He Himself says, No man comes unto me, except it were given him of my Father, John 6:65 and those who by their tender age were unable to believe, but might be absolved from original sin by the sole laver of regeneration, and yet have not received this laver, and have perished in death: are not made to differ from that lump which it is plain is condemned, as all go from one into condemnation. Some are made to differ, however, not by their own merits, but by the grace of the Mediator; that is to say, they are justified freely in the blood of the second Adam. Therefore, when we hear, For who makes you to differ? And what have you that you have not received? Now, if you have received it, why do you glory as if you had not received it? 1 Corinthians 4:7 we ought to understand that from that mass of perdition which originated through the first Adam, no one can be made to differ except he who has this gift, which whosoever has, has received by the grace of the Saviour. =======
Вы, кстати, как относитесь к идее предопределения?
-------------------------
Мое мнение совпадает с тем, которое Вы найдете в "Точном изложении..." св. Иоанна Дамаскина (2, 30):
"Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость"
http://www.pagez.ru/lsn/0231.php#030
Проникаю в тонкости западной сотириологии.
------------------------------------
я не уверен в том, что Запад и Восток сильно разошлись в понимании предмета. Но вот в отношении искупительного значения собственных страданий разница действительно есть. И очень забавно, когда разнообразные анти-экуменисты озвучивают здесь западные мнения...
«Антипелагианские сочинения позднего периода»,
-----------------------------
За книгу спасибо - я ее не видел, к сожалению...
Reply
А человек, выкупающий пленного из плена - разве не искупитель? В другом смысле, конечно :-) Тем не менее, не всё так просто.
--Мое мнение совпадает с тем, которое Вы найдете в "Точном изложении..." св. Иоанна Дамаскина (2, 30): "Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого
Именно против этого мнения там полемизирует блаженный Августин и его ученики - видя в нём, якобы, пелагианство. Они считают, что Бог предопределяет спасение и гибель людей ещё до их рождения, люди уже ничего не могут изменить своей волей.
--я не уверен в том, что Запад и Восток сильно разошлись в понимании предмета.
Есть разница. Но об этом попозже, после прочтения и осмысления мной книги.
--Но вот в отношении искупительного значения собственных страданий разница действительно есть.
В чём именно?
--За книгу спасибо - я ее не видел, к сожалению...
Советую приобрести, если есть возможность.
Reply
------------------
человек спасается страданием Христа - Богочеловека, именно страдание Богочеловека, будучи безмерной цены, способны удовлетворить Божественному Правосудию и спасти грешника от гнева Божия. Поэтому Искупитель может быть только один - и вера в то, что Христос - Искупитель и делает человека христианином
Именно против этого мнения там полемизирует блаженный Августин и его ученики - видя в нём, якобы, пелагианство. Они считают, что Бог предопределяет спасение и гибель людей ещё до их рождения, люди уже ничего не могут изменить своей волей.
-------------------------------------------
на всякий случай,
... Если, в самом деле, человек есть некое благо и не может поступать правильно, если не захочет, он должен обладать свободной волей, без которой не может поступать правильно. Но от того, что благодаря ей также совершаются и прегрешения, конечно, не следует полагать, что Бог дал ее для этого. Следовательно, поскольку без нее человек не может жить праведно, это является достаточной причиной, почему она должна быть дарована. А что она дана для этого, можно понять также и из того, что, если кто-либо воспользовался ею для совершения прегрешений, он наказывается свыше. Что было бы несправедливо, если бы свободная воля была дана не только для того, чтобы жить праведно, но и для того, чтобы грешить. Ибо каким же образом было бы справедливо наказание того, кто воспользовался волей с той целью, для какой она и была дана? Теперь же, когда Бог карает грешника, что же, по-твоему, иное Он тем самым говорит, как не: "Почему ты не воспользовался свободой воли для той цели, для какой она была дана, то есть для праведного поведения"? - Далее, как то, что сама справедливость предназначается для осуждения прегрешений и почитания праведных поступков, было бы благом, если бы человек был лишен свободы волеизъявления. Ведь то, что не сделано добровольно, не было бы ни грехом, ни праведным поступком. А потому и наказание, и награда были бы несправедливы, если бы человек не обладал свободой воли. Однако и в каре, и в награде должна быть справедливость, поскольку это одно из благ, которые происходят от Бога. Таким образом, Бог должен был дать человеку свободную волю.
Аврелий Августин. О свободе воли, 1, 3
http://www.pagez.ru/lsn/0060.php
В чём именно?
-----------------------------
я же писал о том, что личные страдания также со-искупительны у католиков
Reply
Спасибо, интересно. Быть может, блаженный Августин изменил свою точку зрения - ведь в поздних сочинениях он явно учит о предопределении?
Reply
Reply
Reply
а пока реальные слова Августина об Искуплении:
Искупило тебя от варваров серебро, искупили тебя от смерти первой твои деньги - искупила тебя от смерти второй Кровь Господа твоего. Он имел кровь, чтобы ею нас искупить; для того восприял кровь, чтобы было что пролить для искупления нашего... Единожды дал, и за всех дал. Кровь Христова хотящему - спасение, не хотящему - казнь.
Блаж. Августин, Слово 344, 4
какое же может быть "предопределение", если "за всех дал"
Reply
http://lib.ru/HRISTIAN/awgustin.txt
О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ СВЯТЫХ
--отрицание свободы воли и полное предопределение ко спасению требует учения об ограниченном искуплении, которого у Августина и следа не обретается. Вот когда Вы докажете то, что Августин понимает Искупление ограниченно (скажем, Христос у него не умирает за Иуду), вот тогда Ваша аргументация будет весомой.
Согласно Августину, Христос умирает за всех, но не все воспринимают плоды Его жертвы. Согласно Августину, свободное решение человека (воспринимать плоды или нет) также полностью зависит от Бога, иначе будто бы спасение становится заслугой, а не даром. То есть, в результате первородного греха каждый потомок Адама "по умолчанию" не спасается, но если Бог даст ему благодать устремиться к усвоению плодов искупления и устоять в этом до конца - тогда спасётся. А если не даст - то человек сам виноват, потому что без благодати свободная воля потомка Адама ведёт его неминуемо в погибель.
Reply
за ссылку большое спасибо
Reply
Reply
--------------------------
это так у Кальвина получается
Reply
Блаженный Августин именно этому и учил - о "массе погубления", не имеющей никаких шансов на спасение.
Reply
Reply
У меня этот текст есть на русском языке (из недавно вышедшей книги, на которую я давал ссылку). Я бы мог набрать отдельные главы, но там жалко вырывать цитаты, там так последовательно всё разбирается... Про "массу погубления" там открытым текстом.
=======
Chapter 12.- They Who Have Not Received Perseverance are Not Distinguished from the Mass of Those that are Lost.
And, consequently, both those who have not heard the gospel, and those who, having heard it and been changed by it for the better, have not received perseverance, and those who, having heard the gospel, have refused to come to Christ, that is, to believe in Him, since He Himself says, No man comes unto me, except it were given him of my Father, John 6:65 and those who by their tender age were unable to believe, but might be absolved from original sin by the sole laver of regeneration, and yet have not received this laver, and have perished in death: are not made to differ from that lump which it is plain is condemned, as all go from one into condemnation. Some are made to differ, however, not by their own merits, but by the grace of the Mediator; that is to say, they are justified freely in the blood of the second Adam. Therefore, when we hear, For who makes you to differ? And what have you that you have not received? Now, if you have received it, why do you glory as if you had not received it? 1 Corinthians 4:7 we ought to understand that from that mass of perdition which originated through the first Adam, no one can be made to differ except he who has this gift, which whosoever has, has received by the grace of the Saviour.
=======
Ну и далее...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment