Виленские (литовские) мученики - страдальцы за бороду

Apr 26, 2020 23:04

Завтра 14/27 апреля - память святых новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия.
Их житие мне читал в детстве отец (тогда - в 70-е-80-е года у нас дома была весьма ценная вещь -  самыздатовская книжка «Жития русских святых»). Повествование про трех литовских мучеников мне хорошо запомнились. Молодые люди были на службе у великого князя Ольгерда в языческой тогда ещё Литве и пострадали за приверженность христианству. Причем, как повествовало житие, веру свою они как-то специально не афишировали, но были выявлены язычниками благодаря тому, что соблюдали некие христианские обычаи. Какие именно это были обычаи - в житии говорилось не очень внятно. Вроде как не ели мясо по постным дня.
Если перечитать сегодня их жизнеописание на православных сайтах, или в патриархийных изданиях, то прочтём примерно то же самое. В тексте на «православии ру», правда, есть ещё интересная деталь. Указано, что мученики, помимо соблюдения постов: «не стригли волосы, как это делали язычники». Не очень понятно, о чём именно речь: что же это за особенная такая христианская стрижка, ради которой молодые люди согласились пожертвовать жизнями?
И лишь когда мы откроем книги, изданные до никоновской реформы («старообрядческие») - поймём, какая подробность скрывается за невнятными формулировками позднейших редакций жития. Антоний, Иоанн и Евстафий отказались брить бороды по приказу Ольгерда. Именно бороды были той характерной «приметой», по которой христиан отличали от язычников.  И за этот отказ они были замучены. Отказ от ношения бороды был для них равносилен отречению от христианства.
Понятно, что подобная деталь была весьма неудобна для церковных и светских идеологов в синодальный период.
Кстати, что интересно, в житии под редакцией митр.Димитрия Ростовского упоминание о бороде присутствует. Сформулировано это таким образом:

Антоний и Иоанн, старались скрыть … свою принадлежность к христианству, но не могли достигнуть этого, потому что они слишком заметно отличались от язычников своими христианскими обычаями и поступками. Так, они не желали, подобно другим, ни стричь волос на голове и бороде так, как стригли язычники, ни есть по постным дням скоромной пищи; не исполняли они и других нечестивых обычаев, противных христианству. И когда однажды князь спросил их, - почему они не следуют древним литовским обычаям, святые безбоязненно исповедали себя христианами. Князь стал принуждать их отказаться от христианской веры и вкусить предложенных за трапезой мясных блюд. Но они, твёрдо сохраняя христианскую веру, не хотели вкусить мясного, так как тогда был постный день.

Как видим, борода упомянута, но как-то невнятно, вскользь, и вовсе не сказано о том, что князь принуждал христиан именно к брадобритию.

А вот в дораскольной Минее в текстах службы 14 апреля  речь идёт именно об этом. Очень четные и ясные формулировки:

«…Еже брады брити князя повелевша, не послушавше Ольгерда нечестивого…»
«…К бритию брад не преклоньшеся, к повелению князя…».
«…Прелесть брадобрития возненавидесте великомученицы».

Из этого следует, что требование сбрить бороду было если не главным, то одним из основных. Для христиан это было немыслимо, и потому они предпочли расстаться с жизнями, но не  с бородами.

Нетрудно догадаться, почему эта деталь оказалась «затёрта» у Димитрия Ростовского. В его собственной биографии имел место такой случай:

В один из дней к святителю подошли два молодых человека, смущенные повелением Петра I брить бороды и считавшие это искажением образа Божия.
- Лучше мы свои головы на плаху положим, чем бороды! - горячились они.
Святитель ответил, не раздумывая:
- Что отрастет - отсеченная голова или борода?
- Борода.
- Лучше не щадить бороды, которая все равно отрастет. А голова - только в воскресение мертвых…

Как мы видим, митрополит Димитрий порекомендовал прямо противоположное тому, что сделали святые Антоний, Иоанн и Евстафий. А ведь наверняка и им кто-то давал аналогичные советы, желая спасти от гнева Ольгерда. Но в их время подобное точно не могло исходить от православного митрополита. За неполных пять веков мир сильно изменился.

p.s. Думаю, виленских мучеников могут считать своими покровителями те, кто старается блюсти святоотеческий обычай брадоношения. Сегодня это бывает очень и очень непросто.
Святии великомученицы Антоние, Иоанне и Евстафие, молите Бога о нас!
Previous post Next post
Up