О парикмахерских

Apr 23, 2020 19:04

Пришла пора волосья на голове подстричь. А парикмахерские уже несколько недель закрыты.
Я уже четверть века не обрастал - с тех пор, как перед армией подстригся коротко.  Лет двадцать пять так хожу. И вот сейчас уже больше месяца обрастаю, космы на ушах висят. Дискомфорт дикий, непривычно.
Рамзан Кадыров у себя в Чечне в ответ на «просьбы трудящихся», открыть парикмахерские, побрился наголо. И посоветовал всем мужчинам поступить также.
Его примеру последовали, само собой, приближенные и единомышленники. Затем идея «пошла в народ».  Хотя свой призыв Рамзан адресовал прежде всего чеченцам, вот уже русский боец Александр Емельяненко выразил согласие с идеей и засверкал лысиной. Вслед за ним, думается, движуха будет шириться и среди русских.
Смотрю я на всё это и слюньки текут -  как это здорово: машинкой - рраз, и как заново родился. Но увы: следовать данному примеру нельзя. С А.Емельяненко чего уж там взять. Он, видимо, не знает или не желает знать то, что христианину следовать бусурманским обычаям не положено. Ведь Кадыров-то совершенно правильно отметил:

…Я побрил голову, как это делали наши предки…Наш Пророк тоже брил голову. Побрейте свои головы!

Вот они и бреют. А християне, как бы не было неудобно обрастать в изоляции, должны блюсти свои обычаи и прислушиваться не к мусульманам, а к поучениям святых отцов.  Преподобный Максим Грек писал:

«…Гнушаюсь, когда вижу православных с бритыми головами, и из глубины сердца воздыхаю, что христиане уподобляют себя туркам-христианоборцам».

Блаженный Максим порицал бритье головы наравне с ношением русскими людьми тафьев - турецких шапок, что получило некоторое распространение в те времена. Преподобный грозно обличал тех, кто вводил и распространял среди христиан подобные традиции:

« …Скверно…и вполне чуждо православным людям, и не богоугоден такой мерзкий и поганый обычай. Следует строгим правилом по власти апостольской всем вообще такое бесчиние…А если кто не послушается, строго приказать приходским священникам не давать ему и его семье причастия и не пускать его в церковь…Или, думаете, напрасно было сказано в Священном Писании об израильтянах, приступивших заповеди Божии: «И смесишася во языцех, и навыкоша делом их, и бысть им в соблазн».

(Преподобный Максим Грек. Духовно-нравственные слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006, с.343-345).

Так что продолжаем пока обрастать. Налысо бриться нельзя, а стричь у меня в семье никто не умеет. Надо что-то придумать, пока не подпал под обличение апостола:

Муж…аще власы растит, безчестие ему есть (1 Кор., зач.148).

Так что хочешь-не хочешь, а придётся искать замену. Наверное, оно и к лучшему. Ведь вообще-то парикмахерские - заведения бомомерзкие, я просто забыл об этом. Давно уж следовало перестать в них ходить.
…В исторической повести В.Костылева описывается забавный эпизод, как в русском городе в 18 веке впервые появляется парикмахерская («брильня»). И как на это реагирует народ. Действие происходит в Нижнем Новгороде в период правления Петра; страна корчится под шоковой терапией царя-реформатора (с подачи которого и начинают появляться «брильни»), а  в самом Нижнем свирепствует «борец с расколом» епископ Питирим, наводящий ужас на население. И вот тут-то появляется в городе представитель ранее не виданного ремесла. Он пока что еще один, малоизвестен, сильными мира сего не защищен. Он сразу же становится как бы символом навязываемых из столиц новшеств и предметом всеобщей ненависти. Консервативные нижегородцы с энтузиазмом начинают вымещать на нём всё своё отвращение в «реформам».

«На верхнем посаде, недалеко от кремля, в крохотном бревенчатом домике поселился невзрачный, незаметный человек, возбудивший, однако, неслыханное брожение в умах, разрушивший все исконные представления нижегородцев об образе и подобии человеческом, великий реформатор, путь которого оказался в Нижнем не менее тернист, чем путь звездочетов итальянских.  Этого человека ехидно подстерегали, когда он выходил от утрени из церкви, и били с особым усердием в глухом переулке кабацкие питухи, били его молча и усердно монахи, били дьяки и подьячие, били бурлаки, пекаря. Даже «незнакомые жонки» и девки лезли царапать его. И не к кому было этому человеку взывать о помощи, не у кого было ему просить защиты, ибо никто не был уверен в необходимости самого существования его.
Это человек - первый в Нижнем открывший у всех на виду брильню, «куафер» из вольноотпущенных, Пронька Болдырь…День ото дня власть начинала чувствовать все отчетливее и отчетливее в нем своего союзника».
(Костылев В. «Питирим», Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1984, с.181-182).

И вот я теперь думаю, что каждому, кто держится древлеправославных традиций, следует возрождать и соответствующее отношение к парикмахерским (а также и к новомодному явлению под названием "барбершопы"). Не было счастья, да несчастье помогло: самоизоляция вносит свои коррективы. Придётся всё-таки домочадцам  осваивать искусство подстригания, хотя бы и «под горшок».)))
Previous post Next post
Up