27 сентября (14 по ст. ст.) Православная Церковь совершает великий двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь в этот день воспоминает события чудесного обретения Креста Господня и чествует Крест как орудие победы над смертью, адом, сатаной, злом.
После свершения величайших событий в истории человечества - Рождества Христова, Страстей Христовых, Распятия, Воскресения и Вознесения, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя на Голгофе, был утерян. В результате разрушения Иерусалима римлянами в 70 году святые места, связанные с жизнью Иисуса Христа, оказались в забвении, здесь были построены языческие храмы.
Поклонный крест на территории Свято-Духовского кафедрального собора г. Херсона. 2018, фото автора
Обретение Честного Креста произошло в царствование Римского императора равноапостольного Константина. Мать Константина равноапостольная Елена в 325 или 326 году отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Спасителя, отыскать Крест, чудесное знамение которого явилось для императора Константина знаком победы над врагами.
Согласно преданию, святая Елена приказала разрушить языческое капище, построенное в месте, где были спрятаны три креста. На это место царице указал один из жителей города. И действительно, три креста были найдены, но среди них следовало распознать Крест Христов - орудие казни Сына Божия. Мимо этого места проносили для погребения мертвеца, его поднесли к крестам, и от прикосновения к одному из них мертвый воскрес. Впоследствии воскресший принял христианское крещение и стал епископом Иерусалима.
По другому преданию, о котором рассказывают церковные историки IV века, к крестам последовательно прикоснулась тяжкоболящая женщина, которая тотчас исцелилась, приложившись к Животворящему Древу Спасителя. После обретения Креста император Константин начал в Иерусалиме строительство нескольких храмов, и около 335 года была освящена воздвигнутая неподалеку от Голгофы и пещеры Гроба Господня базилика Мартириум.
Дни освящения (Обновления) Мартириума, ротонды Воскресения на Гробе Господнем и других строений на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 и 14 сентября стали праздноваться с большой торжественностью. Уже в конце IV века праздник Обновления Мартириума и ротонды Воскресения Христова был в Иерусалиме одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. Праздник продолжался восемь дней, храмы украшались, как на Пасху, паломники стекались в Иерусалим из Месопотамии, Египта и Сирии.
Впоследствии главным днем празднования стало 14 сентября ст. стиля - Крестовоздвижение, а накануне, 13 числа, совершается праздник Обновления.
Как сообщают о. Михаил Желтов (ныне священник) и А. Лукашевич, почитание Честного Креста Господня в Константинополе особенно окрепло после победного возвращения святого Креста императором Ираклием из персидского плена в 631 году, что сделало Крестовоздвижение одним из великих праздников богослужебного года. Празднование в Константинополе продолжалось пять дней, с 10 по 14 сентября, причем 10 и 11 числа на поклонение приходили мужчины, 12 и 13 сентября - женщины, и общий праздник - 14 сентября (Желтов М., диак., Лукашевич А. Воздвижение Креста Господня. М. Православная энциклопедия. Т. 9).
Богослужение в этот праздничный день аналогично службе Крестопоклонной недели (3-я неделя Великого поста) и Происхождению (изнесению) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа по н. ст.).
Накануне дня празника Крестовоздвижения на всенощном бдении настоятель надевает полное облачение, во время Великого славословия при пении Трисвятого он совершает вынос Креста, держа его на голове. При пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы (православным христианом) на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», несет Крест на середину храма и кладет его на аналой.
Затем совершается троекратное пение тропаря поклонения «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», во время которого трижды совершаются земные поклоны с целованием Креста. В соборах и крупных храмах совершается чин воздвижения Креста. На Божественной Литургии вместо Трисвятого поется песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» без земных поклонов.
В Русской Зарубежной Церкви в тропаре «Спаси, Господи, люди Твоя…» употреблялись вместо «победы на сопротивныя даруя» или «победы православным христианом на сопротивныя даруя» формы «победы благоверным людем Твоим на сопротивныя даруя» и «победы святей Твоей Церкви на сопротивныя даруя». До революции 1917 года в Русской Православной Церкви в этом месте тропаря находилось прошение о Государе императоре, отражающее понимание Креста как знамение победы.
В день праздника Крестовоздвижения церковная традиция усваивает строгий пост - воздержание от пищи животного происхождения. Крест остается на аналое до дня отдания праздника - 4 октября по новому стилю.
Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
В русском переводе: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
В русском переводе: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, - да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Величание Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия
Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя, и благословение даруя ми, и жизнь и силу, содействием Святаго Духа, и честными Пречистыя мольбами.