10 лет на приходе. Община до Майдана. Не давать повода ищущим повода

Mar 09, 2024 01:31

Иные традиции прихода держатся десятилетиями. Сменяются настоятели, старосты, а обычаи песнопений, домашней молитвы, причащения сохраняют незыблемые основания. Так и у нас, я уверен, приходские предания брали своим истоком времена настоятельства батюшек И. М. и приснопоминаемого Виктора Орлова, священников 50-х, 60-х, 70-х годов. Взять, хотя бы, короткий отрезок времени бытия в Качкаровке отца Николая Смакоуза. Он ввел обычай обходить жилища прихожан с крестом, песнопениями и святой водой после Крещения Господня, а мы только подхватили доброе дело.



Качкаровка, Покровский храм. Епископ Новокаховский и Генический Филарет во время архипастырского визита в Качкаровку в Великий пост 2011 года. 2011

При всем желании оставить убранство храма и строй богослужения в прежнем порядке, в чем-то пришлось вносить новизну. Да вот, хотя бы, новый регент, надо же и певчих добавить, - которые просятся, пусть поют во славу Божию! А немало и «мелочей», и все эти «неуловимости» зорко отмечает глаз старой прихожанки, наизусть знающей Литургию, разбирающей, где фальшь, где диссонанс когнитивный.

Но самое «страшное» случалось в приходском доме. Новый батюшка, как оказалось, приглашал прихожан в свое жилище толпами! Всех, кого увидит, всех в дом тащит - школьников, певчих, приезжих паломников. Постоянно с большими сумками ездят в малый приход, оставляя на время Качкаровку. Возмутились духом ревнители устоев прежнего настоятеля и решили челом бить в Новую Каховку и даже в Киев, справедливости требовать.

Пока мы служили с криминалистами в алтаре, делегация из Качкаровки подъехала в кафедральный собор. Люди пылали благородными чувствами, они за столько лет сдружились с настоятелем, полюбили его, только от него одного принимали духовные советы и обличения. Любое изменение, любая фальшь «новой власти» были для них, что нож по сердцу. Так и заявлили новому архиерею епархии: верните нам прежнего батюшку, дайте настоящего настоятеля! Мы по окончании Божественной Литургии просили друг у друга прощения, а они в это же время владыке вручали письмо с перечислением всевозможных грехов.

Новый отец секретарь, протоиерей Анатолий, передал мне распоряжение правящего архиерея: немедленно, на второй день первой седмицы поста, прибыть в епархию. При себе иметь рапорт с объяснением, касающемся письма качкаровских прихожан. Что ж, в пост приходится вступать, разбирая по пунктам несмысленную чушь авторов пасквиля, которых прихожанами можно назвать с натяжкой: двое-трое, действительно, молились несколько раз в течение трех месяцев, остальных в храме не видели.

Не удалось уважаемому депутату райсовета, бывшему директору качкаровского совхоза, экс-главе райгосадминистрации и участнику делегации И. Г. Калинчуку посетить богослужения. Впоследствии,через годы, мы подружились, сотрудничали, Илью Георгиевича привозили на «волге» причащаться, но до тех событий нам всем надо было дожить.

Благодаря наличию принтера я привез в епархиальное управление подробный разбор пятистраничной кляузы, по каждому абзацу. О чем шла речь? Вспоминаю по памяти, так как оригинал и копии письма пропали: а) в приходской дом набивается слишком много людей, а с чистотой санузла не сложилось, б) главный приход находится в Качкаровке, а он часто ездит в Мыловое, в) везут с собой в Мыловое большие сумки, наверное, иконы вывозят, г) постоянно ездит по селам с прихожанками женского пола, наверное, иконы ищет, д) приглашает школьниц-прихожанок на воскресную школу в приходской дом. Весь прочий нарратив из головы выветрился.

Владыка ознакомился с рапортом в моем присутствии, но вопросы задавал исключительно по уголовному делу.
-В епархии я недавно, - сказал архиерей. - Что вы посоветуете, как действовать в связи с похищением икон?

Кратко рассказал владыке Филарету о предыдущем похищении сразу после Рождества, о благословении епископа Иоасафа, переведенного на Кировоградскую кафедру, о советах сотрудника МВД из Киева по контролю уголовного дела со стороны областного управления милиции и о поддержке следственных действий, насколько это возможно потерпевшей стороне. Владыка благословил продолжать в том же ключе, информировать о ходе дела. Обещал приехать на приход с архипастырским визитом.

Всем запомнилось это посещение Великим постом 2011 года. Думаю, прихожане получили от него большую пользу. Архиерей познакомился с храмом и прихожанами, проверил состояние алтаря и ризницы, но также владыка подал пример христианского поведения: трижды перекрестился на паперти, сделал три земных поклона перед иконой Спасителя в терновом венце.

Провожая епископа к автомобилю, услышал от него наставление:
-В письме я не нашел ничего подлинного, ничего, стоящего внимания, кроме одного. Вы ездите в села вместе с молодыми прихожанками, а это может нести соблазн. Потому, вам мой совет: не давайте повода ищущим повода!

-Благословите, владыко!
Едва скрылась машина, я почувствовал недоумение. Значит ли совет, что теперь я должен отменить все пастырские и миссионерские поездки в малые села совместно с певчими? Одной под шестьдесят лет, другой - под сорок. И решил, что Бог с меня также спросит, например, за то, что клирос молчит.

иконы, Новокаховская епархия, Качкаровка, криминал, воспоминания, архиереи, Великий пост, документальная проза, искушения, приходская община

Previous post Next post
Up