"Trois couleurs: Rouge" (1994)

Mar 17, 2019 21:15


Братство
Еще в конце сентября 2018 года я обещал altereos, timur0 и maxandmum написать отзыв на «Три цвета: Красный». По какой-то причине я долго не выполнял свое обещание, но сегодня, я специально сел и пересмотрел финальный фильм трилогии Кшиштофа Кесьлевского.

В жизни человека бывают знакомства (в том числе краткосрочные), оказывающие самое огромное влияние на дальнейший ход нашего существования. 10 лет назад я познакомился с человеком, мы переписывались ВКонтакте на разные темы, и я чувствовал себя так, как будто я знаю этого человека очень много лет. По своей дурости я потерял этого человека, но напоследок я получил очень мудрые слова: «Ты из тех, кто считает себя циником, но еще толком не нахлебался жизни. Лет через 10 ты сможешь меня понять».

Я понял эти слова намного раньше, но у меня нет возможности сказать это адресату. Это знакомство длилось около трех недель, но оно послужило катализатором для полной «переустановки моей системы». Я буду рад, если у этого человека будет все хорошо, потому что благодаря этому знакомству я перестал быть полным дураком по жизни. Вы закономерно спросите - к чему же я мучаю Вас бреднями о своей жизни?  К тому, что еще при первом просмотре «Три цвета: Красный» я вспоминал о всех подобных знакомствах, оказавших наибольшее влияние на мою жизнь.



Немалое количество событий в нашей жизни продиктовано случайностями. Случайно пророненное слово, нанесшее непоправимую травму собеседнику; случайная встреча в самом неожиданном месте, оказавшее наибольшее влияние на нашу жизнь; случайное поступление в ВУЗ, о попадании в который вы никогда не думали и не мечтали. Как и все остальное, эти случайности носят положительный и отрицательный характер.

Профессор МГУ В.А. Томсинов часто говорит студентам-юристам следующее: «На юридическом факультете вам прививают образ мышления, согласно которому все люди - мерзавцы. Верить никому нельзя. Вас обязательно постарается обмануть и обманет любой, кому вы позволите это сделать. Что же это за юрист, который верит в честность и порядочность других людей?».

В особенности эти слова касаются судей по уголовным делам. За годы практики они столкнутся с такими ситуациями, которые окончательно отобьют у них веру в человечество. Также судья по уголовным делам, прямо как Бог, наделен абсолютной властью, он может лишить человека свободы и даже жизни (в некоторых странах). Судья может осудить невиновного и отпустить виновного, но к моменту отставки они превращаются в полностью выпотрошенных людей.



Отставной судья Йозеф Керн уже давно превратился в выпотрошенного человека, не верящего ни во что. С судейских лет у него сохранилась необходимость постоянно собирать человеческую грязь, и он тайно прослушивает телефонные разговоры соседей. С каждым днем он все больше и больше погружается в пучину безразличия и одиночества и даже уход собаки Риты уже не волнует его.

Студентка Женевского университета Валентина Дюссо является одной из редких разновидностей людей «с красивой душой». Вечером она случайно сбивает Риту и, узнав по ошейнику адрес, привозит ее обратно к хозяину. Судье нет дела до собаки, и он грубо отсылает Валентину, но перед этим девушка говорит ему несколько слов, которые глубоко западают в онемевшую душу отставного судьи, и через некоторое время происходит новая встреча судьи и студентки…

Я не большой любитель поэзии, но в стихотворении Альфреда Тениссона «Улисс» есть одна строка, запавшая мне в душу: «I am a part of all that I have met». Главные герои стали «частью друг друга» и это пробудило в них самые лучшие черты и судье более не нужно копаться в чужой грязи, потому что он снова уверовал в человечество, а студентка видит более не желчного злого старика, а потерявшегося человека, которому нужно помочь. Хоть даже им не быть вместе из-за разницы в возрасте, но добрые поступки осветят их дальнейший жизненный путь.



Некоторые кинокритики назвали трилогию «Три цвета» манифестом новой Европы. Если они имели в виду объединение Европы в политическом смысле, на которое некоторые очень надеялись в 1990е годы, то они ошиблись хотя бы потому что это не политический фильм. Но если они имели в виду появившуюся возможность польского режиссера снять фильмы на французские деньги на общечеловеческие темы, которым будут аплодировать на всех фестивалях, то они оказались правы.

А Кшиштоф Кесьлевский проделал огромный путь в своем творчестве. Если в своем первом игровом фильме он был циником и мизантропом, то его последующие фильмы демонстрируют его преображение в гуманиста самого высокого толка. Последний фильм режиссера позволяет поверить зрителю, что в мире еще остались добрые люди и творимое ими бескорыстное добро порождает нерушимую взаимосвязь с иными людьми.

Я, как та французская девочка, которая сказала режиссеру по поводу просмотренной несколько раз «Двойной жизни Вероники», что «она поняла, что душа существует» досмотрел фильм до конца титров и почувствовал, что внутри меня что-то стало лучше. Спасибо Вам, пан Кшиштоф за то, что Вы подарили нам искусство в самом высоком смысле этого слова. Может быть кто-то тоже посмотрит этот фильм и почувствует хотя бы малую толику хороших эмоций.

Кшиштоф Кесьлёвский, #кино, 1994, #Франция, Кино Польши, Кино Франции, #Польша, #1994, #рецензии

Previous post Next post
Up