Первоисточник:
https://www.criterion.com/current/posts/3967-isabelle-huppert-on-the-emotional-power-of-cinema. Перевод выполнен самостоятельно.
«Кинопроизводство - результат смешения желаний» - сказала Изабель Юппер вчера утром, когда мы начали наше интервью. Мы обсудили с Изабель Юппер, как она выбирает свои роли и как она учитывает при этом коллектив, занятый в съемке фильма. Этот вопрос занимал особое место в течение всех сорока лет карьеры этой невероятной актрисы. Изабель Юппер изображала сложных персонажей для многих выдающихся режиссеров и ее имя стала синонимом актерской интенсивности и мощи.
В течение первых десяти лет своей карьеры, Изабель Юппер успела поработать с впечатляющим числом выдающихся режиссеров - от Отто Премингера и Джозефа Лоузи до Жана-Люка Годара и Бертрана Тавернье. В это же время она быстро зарекомендовала себя, как одну из самых выдающихся актрис своего поколения. В последующие годы своей карьеры, Изабель Юппер закрепила свой статус иконы актерского мастерства, снявшись у таких мастеров, как Клод Шаброль, Морис Пиала, Михаэль Ханеке, Клэр Дени и Катрин Брейя. 62-летняя актриса остается такое же активной, в 2016 году она уже снялась в «Громче, чем бомбы» (Иоахим фон Триер), «Будущее» (Миа Хансен-Лёве), «Она» (Пол Верховен) и «»Долина Любви» (Гийом Никлу). Американская премьера «Долины любви» состоялась на французском кинофестивале в Линкольн-центре (Нью-Йорк).
В «Долине любви» Изабель Юппер снова снялась вместе с Жераром Депардье, с которым они тридцать пять лет назад сыграли в фильме Мориса Пиалы «Лулу». В этот раз, они сыграли двух бывших любовников, приехавших в Долину смерти, чтобы оплакать своего покойного сына. Во всех моментах фильма, включая поездки по Западу США или совместные сцены в мотеле, они, как и 35 лет назад, прекрасно смотрятся вместе. На следующее утро после премьеры «Долины любви» я поговорил с Изабель Юппер об эмоциональных перегрузках ее персонажей, ее взаимоотношениях с режиссерами и интуитивной природе ее актерской игры.
И: Вы впервые снялись вместе с Жераром Депардье в 1974 году в «Вальсирующих» (эпизодическая роль) и затем запомнились зрителю по совместной игре в «Лулу» Мориса Пиалы (1980 год). По прошествии 35 лет, между Вами и Жераром Депардье сохранилась та же «химия» и эмоциональная близость. Как Вы оцениваете Ваш опыт актерского воссоединения с Жераром Депардье?
ИЮ: Да, между нами есть «химия» и нам очень легко играть вместе. Мы одинаково ощущаем содержание своих ролей, как вести себя при съемках определенных сцен и поэтому большинство совместных вопросов мы решаем на интуитивном уровне. Но это не значит, что нас не интересует наша работа; это означает, что перед началом съемок у нас хорошее понимание содержимого фильма и, чтобы настроиться на нужную волну, нам не нужно тратить много времени на обсуждение.
И: Вы считаете, что подходите, по большому счету, к своим ролям эмоционально и инстинктивно, а не интеллектуально?
ИЮ: Несомненно, в моем подходе смешаны три указанных компонента. Интеллектуальный аспект связан с тем, что я думаю о роли, но когда я начинаю играть, в силу вступают инстинкты. Ты больше не думаешь о своей роли и просто играешь ее, но это не было бы возможным, если бы ты не думал о ней раньше. Эмоциональный фактор трудно объяснить, потому что, конечно, в игре есть эмоции, но когда в фильме применяются эмоции, то, будучи актрисой, ты используешь себя в качестве инструмента. В этой связи ты дистанцируешься от своих эмоций, потому что ты их контролируешь.
И: В течение Вашей карьеры Вам удалось поработать с огромным числом выдающихся режиссеров. При выборе нового проекта Вы, в первую очередь, обращаете внимание на режиссера?
ИЮ: Первоначально я смотрю на режиссера, потому что я французская актриса и я думаю, что французский подход к кино, подразумевает первый взгляд на режиссера, а потом на сценарий и роль. Возьмите, к примеру, «Пианистку» Михаэля Ханеке и «Белый материал» Клер Дени, если убрать этих режиссеров, то фильмы получились бы совсем иными. Поэтому моим первым критерием для выбора роли является режиссер. Конечно, когда выбираешь проекты дебютантов, то выбор становится сложнее, но можно положиться на иные факторы и сделать интуитивный выбор. Кинопроизводство - результат смешения желаний. Поэтому в кинопроекте всегда есть продюсер и иные лица, которые позволят мне убедиться в верности моего выбора. Я счастлива, потому что за последние десять лет я снялась в немалом количестве дебютных фильмов и я никогда не ошибалась в своем выборе.
И: Меня всегда поражало ваше желание расширить Ваши эмоциально-психические границы в ролях. Вы по-прежнему стараетесь расширить эти границы?
ИЮ: Да, именно этого я искала в профессии актрисы. Но это также и игра. Эта игра удивительна и загадочна для окружающих, потому что ты играешь с самим собой. Любой фильм сам по себе содержит элемент этой игры и именно это становится необыкновенной загадкой для людей, потому что зрители не знают, что в этом персонаже от актера как человека, а что нет. Поэтому эта игра - отличный эмоциональный феномен. Именно поэтому кино так важно в мире - потому что это великое эмоциональное событие для людей. Но это событие различно для актеров и зрителей. Если бы это было также тяжело для актеров, как для зрителей, тогда бы это было очень тяжелым ремеслом.
И: То есть, Вы приспособились к процессу «отделения» себя от роли и возвращения, после окончания съемок фильма, к прежней Себе?
ИЮ: Да, конечно. Я прекрасно понимаю, что мои роли носят личный характер, потому что я вкладываю огромную часть Себя в них. Но все же я вполне способна отделить себя от роли.
И: Обнаружили ли Вы разницу в европейском и американском съемочном процессе?
ИЮ: Да, они сильно различаются. Я это почувствовала даже на съемках «Громче, чем бомбы», который не является американским фильмом в строгом значении этого слова - он снят норвежским режиссером в Нью-Йорке и поэтому он более европейский, чем американский. В США намного сложнее установить определенные критерии простоты и иногда процесс съемки становится более загруженным. Я снялась в небольшом числе американских фильмов, но, может быть, факт того, что я не американка, создают иллюзию, что в Америке все намного сложнее. Но если бы я даже жила в США постоянно, я бы все равно видела огромную разницу между европейским и американским съемочным процессом, потому что я знаю французский съемочный процесс. Небольшие американские фильмы всегда будут намного меньше, чем небольшие французские фильмы.
И: Есть ли какой-нибудь фильм или роль, которая Вам особенно запомнилась?
ИЮ: Я могу сказать, что я горжусь большинством своих ролей. Когда вы снимаетесь в фильмах, вам нужно верить в вашу работу. Я верю и, когда вы делаете фильм, вы не можете быть скептиком. Если вы актриса, то вам нужно сохранять максимальную веру при съемках фильма, но после окончания съемок вы сразу теряете веру в этот проект, потому что окончание съемок ставит точку в этом проекте.
И: Какое последнее увиденное Вами произведение произвело наибольшее впечатление?
ИЮ: Я видела несколько отличных французских театральных постановок. В целом, в последнее время я увидела больше театральных постановок, чем фильмов. Я ценитель театра и регулярно его посещаю. Сейчас работает отличный бельгийский театральный режиссер Иво ван Хове, который только что поставил мюзикл «Лазарь». Я бы хотела поработать с ним в будущем, потому что он очень талантливый. Недавно, со своей театральной компанией [Toneelgroep Amsterdam], он поставил потрясающую вариацию на тему Шекспира [«Короли войны»]. Она включала в себя «Ричарда III», «Генриха V» и «Генриха VI», а также ряд других пьес Шексира, и была изумительной. Я надеюсь, что он приедет на гастроли в США с этой пьесой.