Nov 13, 2010 23:21
Я пытаюсь вернуть насилию то, чем оно по сути является: боль, причинение вреда другому (М. Ханеке).
У подростка Бенни есть все, что нужно для счастливой жизни: хорошие родители, шикарная квартира в центре города, деньги на карманные расходы. У Бенни есть хобби - смотреть кино, в основном боевики и фильмы ужасов, и снимать его на любительскую камеру. Также ему любопытно, как выглядит мертвый человек вблизи и однажды, чтобы удовлетворить свое любопытство, он знакомится с девочкой у видеопроката, приводит ее домой и убивает из пистолета для забоя скота, украденного с фермы. После этого он вытер кровь, спрятал ее тело в шкаф и ушел на дискотеку...
Во всех своих фильмах Михаэль Ханеке исследует общество с различных аспектов. Но если в дебютном «Седьмом Континенте» режиссер акцентирует внимание на семье, то в этом фильме автор исследует проблему эскалации насилия в обществе на примере главного героя.
Фильм начинается со сцены убийства свиньи из пистолета для забоя скота, заснятой Бенни на видеокамеру и показанной по телевизору. И сцена убийства девочки, показывается нам с телеэкрана, причем действие вынесено «за экран», мы слышим только крики. И в этом можно увидеть аналогию со СМИ, которое каждый день показывает насилие в прямой или косвенной форме.
И эти любительские видео, мимолетные репортажи о войне в Югославии, любимые фильмы Бенни несут важную смысловую нагрузку, автор показывает, как это все очерствляет человека на примере Бенни. И действительно - его пустой взгляд, сцена спокойного вытирания крови и ответ на вопрос отца, почему он убил девочку: «Чтобы понять какого это», пугают. И все последующие сцены можно трактовать по-разному, даже сцена когда Бенни бреется наголо после убийства: то ли это он ставит себя в положение заключенного, то ли это изощренная форма цинизма.
А сцена с его родителями, когда они обсуждают, что им делать и приходят к выводу скрыть все, избавившись от тела девочки из страха перед общественным порицанием с одной стороны страшна, а с другой стороны обыденна. И для усиления эффекта обыденности Ханеке дал родителям самые обычные имена Анна и Георг.
И финал картины нельзя трактовать однозначно, как было написано выше.
В общем, подводя заключение, я хочу сказать, что смотрите этот фильм и задумайтесь над проблемами, поднятыми режиссером. Ведь прошло 18 лет с выхода фильма, а насилия на экране и в жизни стало еще больше и мы его воспринимаем отстраненно, по принципу «Лишь бы нас это не касалось», а ведь это может затронуть и вас, и вы окажетесь перед жуткой моральной дилеммой.
1992,
авторское кино,
михаэль ханеке