"Комплекс Баадер-Майнхоф", Ули Эдель.

Oct 30, 2010 19:20


«F.cking and shooting are the same».

Конец 60х вместе с рок-музыкой, сексуальной революцией также принесли и совершенно другое явление - леворадикальные террористические группы: «Красные бригады» в Италии, «Прямое действие» во Франции», «Фракция Красной Армии» (сокращенно ФКА, но более общепринята транслитерация с немецкого сокращения РАФ) в ФРГ и многие другие.

В данном фильме речь идет об РАФ, в частности о первом и частично втором поколения этой организации: с покушения на лидера западногерманского студенческого движения Ручи Дучке, совершенное ультраправым студентом Йозефом Бахманном в 1967 году до периода называемого «Германия осенью» (1977-1978 гг.).

Конечно РАФ по идеологии, структуре мало чем отличался от других подобных групп, но у них был другой феномен - огромная популярность их идей. В частности на похороны Ульрики Майнхоф пришло тысячи студентов и даже тяжелораненый Ручи Дучке, Райнер Вернер Фассбиндер за некоторые свои фильмы был объявлен «симпатизантом» и подвергнут травле, Жан-Поль Сартр навещал Андреаса Баадера в тюрьме «Штанхайм» и даже BMW до сих в Германии называют «Baader-Meinhof Wagen».

Но перейдем непосредственно к характеристикам художественной стороны фильма.

Для начала нужно уделить несколько слов постановщику. Ули Эдель режиссер очень неоднозначный. Начав с работы на телевидении, он дебютировал в 1981 году мрачной драмой «Я Кристина» про реально существовавшую наркоманку Веру Кристиану Фельшеринов, но затем перебрался в Голливуд, где начал снимать проходные фильмы вроде «Тело как улика», но этот фильм никак нельзя назвать проходным.

Автор исследует беспристрастно всех персонажей, в отличие от Жана-Люка Годара в его леворадикальный период, который акцентировался только на классовой борьбе и идеях маоизма.

С первых минут понятно, что РАФ рано или поздно обречено на поражение, из-за неорганизованности ее членов, например в одной сцене Андреас Баадер, будучи в розыске, разъезжает на огромной скорости в угнанной машине и даже не может четко назвать полицейскому имя с поддельных документов. Но ярче всего это демонстрирует сцена в иорданском тренировочном лагере Организации Освобождения Палестины, где герои не подчиняются общей дисциплине, ругаются с инструкторами и в конце-концов их выгоняют из лагеря.  Так что по задумке автора эти террористы просто «дети 1968го», которые в стремлении выглядеть «современной свободомыслящей молодежью» зашли слишком далеко.

Но фильм также показывает первоначальное бессилие государства против эскалации волны насилия. И причина тут проста - они не хотят глубоко исследовать эту организацию, просто считая ее за банду уголовников и принимая из-за этого множество непродуманных решений, которые только плодят сочувствующих РАФ. В частности они «сделали мучеников» из Хольгера Майнса, дав ему заморить себя голодом в 1974 и отказали  в медицинской помощи тяжелораненому участнику захвата посольства в Стокгольме  Зигфриду Хауснеру в 1975 году. И к призывам главы криминальной полиции Хорста Герольда понять мотивы террористов они прислушались слишком поздно, когда в дело вступило "второе поколение".

И финал это отнюдь не триумф государства над РАФ, как известно организация самораспустилась только в 1998 году.

Подводя итог хочется сказать что получился хороший фильм, который не так глубок как «Здравствуй, ночь» Марко Беллоккьо, но он будет интересен более широкому кругу зрителей из-за духа 70х, хорошей игры актеров, экшн-сцен, не «трясущейся камеры» оператора и отличного монтажа.

8,5 из 10.

немецкое кино, 2008, РАФ, Ули Эдель

Previous post Next post
Up