Mar 26, 2016 23:29
Одержимый
Первый полнометражный фильм Анджея Жулавского представлял Польшу на Венецианском международном кинофестивале, получил премию «Лучший дебют» на Польском кинофестивале и ограниченный прокат в Польше. Второй полнометражный фильм режиссера запретили на девятнадцать лет, а после сильно отсроченной премьеры Анджея Жулавского обвинили в богохульстве и кощунственному отношению к истории.
После выхода «Банды аутсайдеров» Жан-Люк Годар сказал об этом фильме следующее: «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку». После просмотра «Дьявола» в голову приходит следующая фраза: «Гамлет встречает Одержимую». Анджей Жулавски перенес действие из средневековой Дании в Польшу конца XVIII века, вместо Принца Датского главным героем является польский дворянин Якоб и вместо Призрака действиями Якоба руководит Дьявол.
Как и в предыдущей картине, Анджей Жулавски рисует апокалиптический мир. Речь Посполитая конца XVIII века превратилась в испепеленную землю, населенную безумными людьми и ожидающую пришествия демонов, готовых поработить ее. За мгновение до зачистки монастыря-лечебницы прусскими войсками, загадочный черный человек освобождает Якоба и отправляет его в родной город…
Загадочный черный человек - Дьявол служит проводником Якоба по обезумевшей Польше и руководит его действиями. Дьявол внушает Якобу мысль о необходимости мести за предательство, и главный герой начинает убивать предателей, включая собственных родственников. Первоначально, у невнимательного зрителя, может возникнуть мысль о том, что Дьявол является замаскированным ангелом, вручившим Якобу карающий меч.
В этом фильме Бог покинул Польшу и оставил эту землю на растерзание саранче. Оставшиеся люди устроили, в преддверие Апокалипсиса, грандиозный пир во время чумы. Вообще, после изучения творчества Анджея Жулавского, создается впечатление, что этот режиссер считал, что Бога нет или он давно оставил человечество. Тем не менее, «Дьявол» был запрещен на девятнадцать лет из-за его политической составляющей.
При просмотре картины задайте себе следующий вопрос - почему режиссер практически не показывает оккупантов? Анджей Жулавски хотел показать, как разобщенное общество способно пожрать себя изнутри и для его порабощения не нужно особых усилий со стороны оккупационных войск. Также режиссер показывает, как лучшие и идеалистично настроенные люди становятся игрушкой в руках Дьяволов в человеческом обличии и превращаются в зверей. Посмотрите на год выхода фильма и Вы сразу поймете историческую аналогию.
Анджей Жулавски создал очередной фильм, который одновременно завораживает и вызывает отвращение. «Дьявола» очень трудно смотреть, но если Вы выдержите до конца, то этот фильм никогда не сотрется из вашей памяти.
Кино Польши,
Анджей Жулавски,
1972