Mar 12, 2016 22:46
О, Бог, возвышающий злейших и дающий бич в руки их
Фильм начинается с цитаты стиха 7 главы 8 Откровения Иоанна Богослова: «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела». На момент начала фильма уже Четвертый Ангел вострубил и Земля превратилась в пепелище и не видно ни солнца, ни луны, а только серые тучи.
Этот мир является лишь предверием Ада, в который отвозят на грузовиках. Оккупанты возникают внезапно, чтобы забрать очередную порцию душ в Ад или оказать высшее милосердие - убить на месте. Главный герой фильма Михал лишается жены и сына и пытается попасть в Сопротивление. После ухода от облавы, герой встречает беременную женщину, как две капли воды похожую на его покойную жену…
Как и в «Одержимой», Анджей Жулавски использует мотив двойников. В «Третьей части ночи» Марта-двойник убитой жены Михала символизирует одного из людей, имеющих божью печать. Благодаря этой печати, Марта способна совершить Чудо - родить ребенка. Благодаря прикосновению к Чуду, Михал получает шанс искупить грех потери своей предыдущей семьи. Но достаточно ли этого для получения божьей печати?
В отсутствие оккупантов, разрушением тел и душ людей занимаются вши. Но они становятся единственным способом прокормить новую семью, поэтому Михал становится «кормильцем вшей» в центре, занятом изобретением вакцины от тифа. Эти вши подобны саранче, описанной в стихе 3 главе 9 Откровения Иоанна Богослова. Они не даруют людям привилегию быстрой смерти, а лишь обрекают на долгое и мучительное угасание.
Но чем же является этот фильм? Притчей об оккупации? Предсмертным бредом больного Михала? Анджей Жулавски не дает ответа на данный вопрос и предлагает Вам найти его самим.
Кино Польши,
1971,
Анджей Жулавски