Apr 09, 2016 21:20
Многое из духа человеческого было утрачено по пути на Луну, но зло человеческое пришло сюда с нами с Земли
В первый раз Анджей Жулавски покинул Польшу в 1972 году, когда польская цензура «положила на полку» его фильм «Дьявол». После успеха его французского дебюта «Главное - любить», режиссеру разрешают вернуться в Польшу и дают карт-бланш на съемку нового фильма. В течение двух лет Анджей Жулавски экранизирует роман своего двоюродного дедушки «На серебряной планете», но в 1977 году съемки останавливают. Только через 10 лет режиссер получает возможность смонтировать спрятанный съемочный материал и выпустить неоконченную версию своего фильма в ограниченный прокат.
В далеком будущем на какой-то планете, аборигены находят капсулу и отдают ее двум ученым. Ученые отправляются в лабораторию и обнаруживают в капсуле съемки экспедиции на далекую планету. Найденные записи содержали архив путешествия группы астронавтов, покинувшей Землю ради пустынной планеты, и давших старт новой примитивной цивилизации.
С 1934 по 1961 год британский ученый Арнольд Джордж Тойнби готовил и публиковал свое главное произведение «Исследование истории». По мнению Тойнби, под цивилизацией следует понимать замкнутое общество, характеризующееся с помощью религиозного и территориального критерия. Тойнби разделял цивилизации на три поколения. Любая цивилизация проходит четыре стадии: рост, расцвет, надлом и разложение. Конечно, на момент выпуска книги Ежи Жулавского «Исследование истории» еще не было опубликовано, но его двоюродный внук - Анджей Жулавски, несомненно, читал эту книгу и инкорпорировал ее положения о росте цивилизации первого поколения.
Фильм можно разделить на три части: видеозапись первой экспедиции на планету; повторная экспедиция Марека на планету и события на планете - базе астронавтов. Анджей Жулавски начинает фильм с зарождения примитивной цивилизации на отдаленной планете. Три выживших астронавта дают жизнь первому коренному обитателю новой планеты - Томеку. Затем выжившая астронавт Марта дает жизнь следующим обитателем новой планеты, и они начинают группироваться вокруг своего вожака Томека. Единственный оставшийся в живых астронавт Ежи становится идолом - Старым человеком. Томек умело использует примитивность своих соплеменников и мотивирует свою неограниченную власть фигурой Старого человека…
Режиссер использует методологию Тойнби в качестве ширмы, как он всегда делал в своих других фильмах с жанрами, литературными произведениями и многими другими вещами. В фильме «На серебряной планете» режиссер показывает, как легко общество может поддаться влиянию лжепророка и потерять остатки человечности. Также через призму примитивного общества Анджей Жулавски показывает, как легко извращаются любые идеи и учения, например марксизм или христианство.
В своих фильмах Анджей Жулавски часто использовал мотив потери веры или замены веры суррогатом. В «На серебряной планете» режиссер пытается напомнить зрителю, прикрывающемуся ложными идеалами, об истинных, а не искаженных постулатах. Красной нитью проходит по фильму вторая заповедь «Не сотвори себе кумира». Анджей Жулавски убежден, что кумиры перерождаются в тиранов и начинают проливать кровь своих слуг или становятся игрушками в руках расчетливых служителей культа.
Во второй части «На серебряной планете», Анджей Жулавски исследует реформизм и общество, используя платоновский «Миф о пещере». На момент прибытия Марека на планету примитивное общество становится платоновскими «узниками пещеры», чей разум отравлен ложными верованиями. Первоначально, жители планеты встречают Марека как мессию, посланного с Земли, чтобы повести их на победу над шернами.
Пока Марек действует в рамках парадигмы «пещеры» жители планеты боготворят его. Но как только он нарушает парадигму «пещеры» и пытается вывести узников на свет, они отвергают его и Марек повторяет судьбу Иисуса Христа. Распятие Марека происходит именно в тот момент, когда он уверовал в свое мессианство. В этой сюжетной линии можно увидеть ясную параллель с взлетом и крушением реформ в Восточной Европе 1960-1970 гг., когда реформаторы-коммунисты были сокрушены своими коллегами по партии.
Кроме христианской и политической тематики, Анджей Жулавски посвятил свой фильм лже-артистам. В 1998 году, в интервью Eyeball Magazine режиссер сказал о том, что в одном Париже есть 10 000 т.н. «актеров», но его основной работой является поиск настоящих актеров. В середине фильма один из аборигенов произносит фразу, прекрасно характеризующую отношение Анджея Жулавского к этим 10 000: «Актер - это победа уродства над красотой мироздания».
С этой точки зрения, астронавты и озверевшее племя аборигенов представляет из себя эти пресловутые 10 000 актеров. Единственным настоящим актером был Ежи - член первой команды астронавтов, но он сдается и превращается в идол - Старого человека. Все остальные персонажи фильма - плохие артисты, играющие в людей, первооткрывателей или пророков. Также львиную долю фильма занимают рассуждения об актерстве и постижении истины через призму актерства, в особенности в третьей части картины.
Подводя итог, хочется сказать, что, несмотря на свою незаконченность, «На серебряной планете» получилось мощным и многоуровневым произведением, оставляющим зрителю много вопросов, но не дающим однозначных ответов. Если Вы сможете преодолеть плохой перевод и смазанное изображение, высидеть рваный монтаж и комментарии режиссера или просто являетесь поклонником Анджея Жулавского, то не пропустите этот фильм.
Кино Польши,
1987,
Анджей Жулавски,
1977