Как медитация развивает сострадание

Oct 28, 2015 18:30



Медитация дает возможность стать более сострадательным в отношениях с окружающими, но это не совсем тот вид сострадательности, как его обычно воспринимает обыденное сознание. Медитация открывает понимание, что все люди, все живые существа и в конечном итоге все живое в мире взаимосвязаны и составляют части одного целого. Сострадание таким образом появляется естественно как ощущение своей связи со всем живым; а значит сочувствовать другим, помогать, понимать, и даже любить - мало чем отличается от сочувствия, понимания, помощи и любви к самому себе.
Буддистская традиция описывает реальное сострадание таким образом. Левая рука действует «сострадательно» в отношении правой, потому что вместе они принадлежат одному телу и делают одно дело. «Эгоистичная» левая рука может растолстеть за счет усыхания правой. Но точно также ее «жертвенность» в отношении к правой закончится ее собственным усыханием. Они должны сострадать друг другу, чтобы вместе быть здоровыми и полезными всему телу.
Далай Лама говорит: «Вы можете быть эгоистичным, но будьте умным эгоистом, а не глупым». Не старайтесь быть приветливым и дружественным по отношению с другими только потому, что так положено, так завещал Будда или это соответствует вашему внутреннему идеалу. Полная осознанность в отношениях сама по себе сделает вас сострадательным человеком без ненужных усилий. Не надо вытягивать цветок из земли - если за ним правильно ухаживать, он вырастет сам.
Исследователи университета Эмори продемонстрировали, что уже после короткого курса медитации метта (сострадания и эмпатии со всем живым) достаточно, чтобы существенно уменьшить уровень выделяемого при стрессе кортизола. Медитация, таким образом, помогает людям лучше справляться со стрессом. Ведь повышенное содержание гормона стресса кортизола ведет к различным сердечным заболеваниям, диабету, деменции, депрессии и раку.
Чтобы снизить уровень кортизола не обязательно даже формально медитировать. Сканирование активности мозга показывает, что возбуждение происходит в одних и тех же областях мозга и когда вы дарите кому-нибудь свою шоколадку, и когда вы ее с благодарностью принимаете. Больным СПИДом, алкоголикам, страдающим старческой депрессией настоятельно рекомендуют становиться волонтерами, бесплатно помогать нуждающимся, быть щедрым. Многочисленные исследования показывают, что волонтерская работа замедляет развитие болезни, делает людей счастливее, здоровее, оптимистичнее.
Даже черствые люди, которые выполняют медитацию метта чисто механически, не испытывая вообще никаких эмоций, все равно становятся добрее, мягче и щедрее. Еще к более интересным выводам пришел профессор Риччи Дэвидсон, руководитель большой лаборатории исследований мозга при университете Висконсин-Мэдисон. Занятия любым видом медитации без какой-либо практики метта все равно делают человека более сострадательным. Например, испытуемым прошедшим курс классической медитации предлагали постоянно носить с собой магнитофоны и записывать все разговоры с окружающими. Анализ этих записей показал, что люди стали больше слушать и меньше говорить, проявлять больше эмпатии, меньше употреблять местоимение «я».
Нельзя сказать, что в последние десять-двадцать лет в психологии произошла революция, но очевидно, что если раньше принято было рассматривать человека по сути, как эгоистичное животное, которое общество и культура приучают вести себя прилично, то теперь преобладающее мнение другое. Вернее, следует говорить о том, что в своей глубинной сути человек - существо альтруистичное, умеющее быть благодарным, готовое помогать близким, но уже общество и культура (особенно западная) заставляют его «звереть» и становиться эгоистом. Эволюция - это выживание наиболее приспособленных, а значит наиболее дружелюбных. Альтруисты выживают лучше остальных, но опять же - помните слова Далай Ламы - сострадательность не должна быть глупой.
В свете этих новейших исследований становится более понятным, почему Будда уделял столько внимания сострадательности и считал, что без нее невозможно постижение ниббаны и не может быть просветления. Многие удивлялись - с чего это такой до мозга костей прагматичный учитель, каким был Ситтхартха Гаутама, вдруг занимается морализаторством? Оказывается, в этом есть и чисто практический, научно обоснованный смысл для всех, кто хочет стать счастливым.
К сожалению, на эти фундаментальные указания Будды сегодня обращают мало внимания. Западный подход к практике медитации прямо противоположен. Будда учил, что сначала ученик должен научиться вести добродетельный образ жизни, и лишь затем начинать учиться медитировать. Для Будды законы добродетели - это не догмы и не божественные заповеди, а скорее правила гигиены мозга. Что-то вроде чистки зубов по утрам для души. Нельзя начинать заниматься акробатикой, если ты куришь, злоупотребляешь алкоголем и жирной нездоровой пищей. Никто конечно не запрещает, но не надо удивляться, если для такого горе-спортсмена акробатические трюки будут заканчиваться ушибами и травмами. Если же ты жаден, эгоистичен, лжив и завистлив, практика медитации приведет тебя в конечном счете к сумасшествию. Разве не мало мы слышали о чудаках, которые практикуя медитацию, приходят к выводу, что они умеют разговаривать с мертвецами, материализовывать из воздуха деньги, насылать порчу на врагов или летать. Чтобы не прыгать с крыши двадцатого этажа прямо после пения мантры орла, стоит убедиться, что ваш мозг не загажен ложью, жадностью, завистью.
Поэтому с самого начала стоит практиковать метта. В присущей для него педантизмом Будда даже перечисляет одиннадцать признаков медитирующего метта: окружающие начнут замечать вокруг вас теплый свет, ваши глаза станут ясными, а кожа помолодеет, вы станете лучше спать, больше улыбаться, дети и животные начнут инстинктивно тянуться к вам, вам станут покровительствовать небесные существа и т.д. и т.п. Насчет небесных существ не знаю, но остальные признаки действительно в той или иной мере становятся реальностью.
Попробуйте практиковать метта в течение хотя бы недели. Только помните - вы не должны стараться, не должны стремиться к тому, чтобы испытывать какие-либо определенные чувства. Как уже было сказано, практиковать можно даже чисто механически. Главное не результат, а искренность. Результат появится сам собой, вы даже не заметите, когда и как с вами произошли в жизни чудесные изменения. Просто в одно прекрасное утро вы обнаружите, что розовый куст, за которым вы месяцами ухаживали, вдруг весь покрылся прекрасными цветами.
Не думайте, будто медитация поможет вам смягчить боль зависти, гневливости или вранья. Осознанность заставит вас чувствовать эти состояния острее и даже болезненнее, чем когда вы делали это на автопилоте. Вы начинаете осознавать все движения своих мыслей, бдительно наблюдаете за потоком в своей голове и вот уже такая ерунда, как ваш героический прорыв без очереди к кассе отзовется в вас бесстрастным голосом внутреннего свидетеля: «Наврал, нахамил, оттеснил слабого, сэкономил восемь минут».
Вранье при опоздании на работу, жульничество при игре в «Монополию», или ограбление банка - эти проступки может быть и не сделают вас жабой в следующей жизни, но маленькие занозочки в сознании все равно оставят. Многие называют это накоплением плохой кармы. Какая бы ни была у человека подлая душа, он все равно понимает и помнит, когда поступил плохо, и эти поступки все равно будут (пусть и очень медленно) отравлять его сознание и тело.
Некоторые даже начинают жаловаться на то, что осознанность вносит в их жизнь новые неудобства. Теперь человек просто не может взять и бросить на тротуар мусор или прихлопнуть комара. И не потому, что принял обет строго соблюдать заповеди ахимсы, а просто рука не подымается и все тут!
Эгоистично ли это? Конечно, нет, но в вашей жизни включаются механизмы, которые делают ее более насыщенной, счастливой, открывает путь к богатству и любви, то есть вы получаете все то, о чем завистливо мечтает любой эгоист. Все слышали о порочном круге, когда один плохой поступок ведет за собой другой еще более тяжкий и так далее. Джозеф Голдштейн напоминает, что существует еще и колесо добродетели, хоть это слово и вызывает у многих ассоциации с лицемерным морализаторством. Ваша гневливость и подозрительность становятся меньше, снижается стресс, меньше кортизола, меньше депрессии и головной боли, теперь вы действуете более трезво и принимаете верные решения в жизни, а верные решения ведут к богатству, здоровью и счастью.
Появляются также выигрышные возможности, которые Далай Лама не смог бы одобрить - слишком близко они к откровенному лицемерию. Искреннее осознанное отношение в общении с людьми ведет к сострадательной эмпатии, и тогда вы чувствуете внутреннюю мотивацию человека, быстрее находите с ним общий язык, он охотнее идет вам навстречу, доверяет вам. Это уже граничит с манипуляцией людьми. Японские боевые искусства построены на мощном фундаменте дзенской медитации. Фехтовальщик кендо сливается с помощью метта с противником, эпатирует, чувствует с ним сострадательную связь, которая передает ему на подсознательном уровне, куда противник хочет ударить, какое место у него плохо защищено. Получается, что он способен нанести смертельный удар врагу благодаря любви?
Однако успех отнюдь не гарантирован. Известный американский профессиональный баскетболист Рон Артест был известен своими непредсказуемыми вспышками гнева, когда во время игры он мог запрыгнуть на зрительские трибуны и начинать колошматить фанатов команды противника. Он начал заниматься медитацией метта, которая ему настолько понравилась, что он сменил имя на Метта Мир Во Всем Мире (Metta World Peace). Семь месяцев спустя он был дисквалифицирован за удар противника локтем в голову, приведший к сотрясению мозга (у противника, само собой).
Previous post Next post
Up