Уппалури Кришнамурти (не путать с Дж. Кришнамурти) - один из самых противоречивых гуру просветления, хотя сам он категорически отказывался называть себя гуру, уверял всех, что учат просветлению только шарлатаны и вообще - нет такого понятия как «просветление». Есть «естественное состояния», которое может произойти с каждым после физиологической катастрофы, в ходе которой будут почти полностью разрушены механизмы человеческого выживания, которые человек (и любой живой организм) накапливал всю свою эволюционную историю. Его любимая, часто повторяемая фраза: «Я ничему не могу вас научить, потому что учить нечему. Там нет абсолютно ничего». Не случайно его называют «анти-гуру».
Книга У. Г. Кришнамурти «Биология просветления» не для тех, что любит трансцендентальную метафизику. Автор груб, прямолинеен и с огромным презрением относится к тем, что занимается «духовным поиском». При этом у него как-то само собой получалось, что сотни людей приходили к нему, задавали вопросы и выслушивали ответы, в которых он раз за разом объяснял, что (1) объяснять нечего, (2) верить его словам не надо, (3) никакого учения у него нет и (4) вообще все, что они говорит понять невозможно, потому что это нельзя выразить словами и человеческими образами.
Сам Кришнамурти испытал на себе то, что обычно называют просветлением или пробуждением, но сам он предпочитал слово «катастрофа». После нее он начал жить исключительно в настоящем моменте, полностью поглощенный только тем, что происходит сейчас. У него исчезли любые желания, влечения, мечты. Мир потерял свою двойственность - все стало единым, неразделимым, а сам он стал воспринимать себя лишь как неотделимая частица этого целого. Осталась память и способность думать, но (по его собственным словам) ум перестал быть хозяином, а стал слугой. «Пока вы не задали вопроса, ум во мне вообще никак себя не проявляет. Вы задаете вопрос - я подзываю ум, он открывает передо мной память, и я пытаюсь выудить из нее слова, чтобы ответить. Вы уходите из моего поля зрения, ум исчезает, вы сами для меня исчезаете, и я снова нахожусь в абсолютном безмысленном покое».
Очевидно, что Кришнамурти обладал аурой просветленного. Видимо, именно поэтому человек, который ни к чему не стремился и никого не хотел учить, тем не менее сумел «собрать» сотни учеников, которые были счастливы просто находиться рядом с ним и слушать его учение о том, что никакого учения нет. Благодаря им он в общем-то и выжил - если перед ним не стали тарелку с едой, он мог не есть неделю. Если ему не покупали теплую одежду, он мог ходить зимой босиком. Его можно было оставить у окна и он мог смотреть в окно часами не отрываясь и не моргая. При этом «овощем» он не был - как раз наоборот. Записи бесед с ним говорят об очень остром уме, прекрасной памяти и эрудиции, чувстве юмора и полном присутствии в разговоре. Как такое в принципе могло быть? Хотя бы для того, чтобы понять это, стоит прочитать книгу.
В «Биология просветления» собраны беседы с Кришнамурти в первые годы после «катастрофы», в которых он детально описывает, как с ним происходил процесс просветления со всеми его физиологическими, психологическими и когнитивными изменениями. Сам Кришнамурти не видел ничего духовного или религиозного в просветлении - просто кардинальная перестройка физиологии, а, следовательно, и психологии человека.
Во многом именно этими деталями изменений в физиологии и психологии «просветленного» и интересна книга. Кришнамурти старается быть предельно объективным, честным и беспристрастным. В этом его сила и сила его слов.
Состояние просветленности начинает приобретать смысл с точки зрения эволюционной биологии. Любой живой организм, включая простейших одноклеточных (а) отделен от остального мира, (б) умеет оценивать объекты внешней среды как хорошие, плохие или нейтральные, (в) действует соответственно и (г) размножается. Просветленный человек (по Кришнамурти) не отделен от вселенной в целом, ничего никак не оценивает, не делит, не противопоставляет, ни к чему не тянется, ничего не отталкивает. Соответственно, не имеет никаких эмоций и/или мыслей. И наконец, у просветленного нет ни малейшего желания «размножаться». Находясь в естественном состоянии, он лишь наблюдатель за жизнью вокруг себя; понимающий, что происходит, но не имеющий никакого желания в этой жизни хоть как-то участвовать.
Читать дальше...
http://www.moyavolga.com/#!Мысли-о-книге-УГКришнамурти-Биология-просветления/c1ab9/5634e5270cf28bf12d8973ba