Японские записки. Лист 6 - замок Нидзё

Jan 10, 2014 16:01

Как и обещал, разбавляю бытовые страницы дневника более традиционными зарисовками достопримечательностей. Поскольку в альбоме разумного объема совершенно немыслимо дать общий портрет Киото, покажу сначала наиболее яркие и знаменитые объекты.



133 Одной из основных достопримечательностей старой столицы Японии является замок Нидзё (Nijo), куда мы направились утром третьего дня в Киото. Такой вид открывается на него практически сразу от выхода со станции метро Nijo-jo-mae. (Эксперимента ради мы решили добраться до замка на общественном транспорте, хотя, как я потом прикинул, по времени путь с коляской и пересадкой на надземке и метро занял лишь немногим меньше времени, чем если бы мы пошли пешком). Внушительных размеров комплекс площадью 275 тысяч квадратных метров охвачен не только стенами внешних укреплений, но и широким рвом с забранными в камень берегами.


134 С 1994 года замок включен в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО. Поток туристов на обширной площадке у ворот был достаточно плотный. Среди них, разумеется, преобладали сами японцы, что сильно облегчало жизнь самостоятельным путешественникам. Поскольку японцы в полном соответствии со своей ментальностью в подавляющем большинстве случаев посещают достопримечательности в составе дружных групп, у кассы и калитки для одиночных туристов совершенно не было очереди. Мы заплатили по каких-то сто иен за билеты, маленький ребенок прошел (вернее, проехал в коляске) бесплатно. Плату за фотографирование, как это обычно и принято в цивилизованном мире, там не берут, однако, к сожалению, съемка в замке разрешена не везде. Впрочем, тут я забегаю вперед.



135 Главные ворота замка - Хигаши-оте-мон (Higashi-Ote-mon). В старину через внешний ров было переброшено три моста, но сейчас осталось только два - на юго-востоке и северо-востоке. Третий, западный, сохранился лишь фрагментарно.



136 Для замка постройки начала XVII века Нидзё выглядит довольно-таки архаично, если оценивать его с позиций европейской фортификации. Однако надо понимать, что тяжелое огнестрельное оружие, не говоря уже об инженерном осадном искусстве, в то время было развито в Японии относительно слабо, а от внутренних угроз замок защищал вполне надежно. Впрочем, на момент завершения строительства в 1626 году крепость была еще слабее, так как немалая часть укреплений возводилась из дерева.



137 Сразу за воротами стоит здание караульни. Пост в нем несли самураи из сменяющих друг друга раз в полгода отрядов. Каждый отряд состоял в среднем из пятидесяти самураев, которые также стояли с дозором на стенах и башнях и патрулировали территорию замка в дневное время. Караульня была построена позднее крепости - здание датируется 1663 годом. Дошедшее до наших дней в отменной сохранности, оно входит в число национальных сокровищ Японии.



138 Великолепно украшенные ворота Кара-мон (Kara-mon), за которыми виднеется главный вход во дворец Ниномару (Ninomaru Palace).



139 Именно в этом дворце формально было объявлено о завершении практически 270-летего правления сёгунов. В октябре 1867 года Ёсинобу, пятнадцатый сёгун рода Токугава, объявил вызванным во дворец Ниномару крупным феодалам о возвращении реальной власти в стране императору.
Семь лет спустя и сам замок Нидзё был отдан в императорскую собственность и поменял свой статус на дворцовый. Вновь замком он стал считаться в 1939 году.



140 Бронзовые колокола перед дворцом. Покои последнего показать, увы, не могу. Мы даже решили сначала осмотреть дворец изнутри по очереди, чтобы ребенок в коляске не оставался один. Я уже был готов смириться и с необходимостью снимать обувь (ненавижу эту негигиеничную азиатскую традицию!), но узнав о полном запрете на фотосъемку, фыркнул и отказался от мигом ставшего для меня бессмысленным посещением дворца.



141 Внутри дворец, кстати, примечателен разве что старинной настенной росписью школы Кано (Kano). В основном комнаты и коридоры схожи друг с другом, как две капли воды: деревянные полы и рамы, обтянутые приглушенно пропускающей свет матовой бумагой, почти пустые помещения. Площадь одноэтажного дворца составляет 3300 квадратных метров, или 800 татами в традиционном японском исчислении. Всего внутри тридцати три комнаты: от приемных покоев до личных комнат сёгуна. Особенностью являются так называемые соловьиные (поющие) полы. Хитрость их заключается в созданных в деревянных балках пустотах и особой форме элементов крепления досок настила. Благодаря этому любой шаг по коридорам, охватывающим по периметру все комнаты дворца, не останется неуслышанным - красться на цыпочках бесполезно. Сёгуны очень серьезно относились к угрозе насильственной смерти от кинжала или иного нечеловеколюбивого орудия убийцы.



142 Неспешная прогулка по прилегающему к дворцу красивейшему парку, по преданию распланированному знаменитым японским художником Кобори Масазаки (Эншу), стала недурственной заменой личному исследованию бывшего сёгунского обиталища.



143 Центр парка образует небольшое искусственное озеро с тремя островками.



144 При взгляде с разных точек зрения восприятие ландшафта заметно меняется, благодаря этому в принципе компактный уголок замковой территории представляется куда крупнее, чем есть на самом деле.



145 Внутренняя часть замка имеет в плане форму квадрата, она отделена от внешней вторым рвом и стеной. С востока и запада через ров переброшены защищенные башнями мосты.



146 Замок Нидзё возводился по указанию самого известного сёгуна рода Токугава - Иэясу - как его официальная резиденция. Строительство началось в 1603 году и завершилось, как я упоминал выше, лишь двадцатью тремя годами спустя уже при третьем сёгуне из рода Токугава - Иэмицу. При строительстве использовались специально перевезенные части конструкций замка Фушими (Fushimi). Нидзё считается ярким образчиком архитектуры раннего периода Эдо.



147 Крутые лестницы XVII столетия с высокими ступеньками очень плохо приспособлены для перемещения с детской коляской; о доступности среды в ту дикую пору и не помышляли. Скорее, даже наоборот. :) Однако подхватив коляску с обеих сторон, нам удавалось довольно резво передвигаться по внутренней части замка.



148 В бывшей цитадели разбит еще один парк. В конце сентября солнце светило столь щедро, что тень от деревьев пришлась нам весьма кстати.



149 В центре внутреннего замка находится второй дворец - Хонмару (Honmaru), добавленный к комплексу уже после завершения строительства укреплений в 1626 году. Среди прочего он включал в себя пятиэтажный донжон. Обратите внимание на многочисленные шпили молниеотводов на крыше. Именно это атмосферное явление в 1750 году вызвало пожар, сильно повредивший дворец. Тридцатью восемью годами спустя случился еще один сильный пожар, практически полностью уничтоживший сооружение. Фигурирующее на снимке строение не имеет к Хонмару никакого отношения. Это часть построенного в 1847 году императорского дворца Катсура (Katsura), перевезенная во внутренний замок Нидзё из Киотского императорского парка (который я тоже позднее планирую показать в своем блоге).



150 На стены внутреннего замка и остатки угловых сторожевых башен, будто являющиеся гармоничной составляющей парка, можно попасть с широких лестниц, тянущихся вдоль большей части стен.



151 Общий вид центральной части внутреннего замка. Кроме здания из Катсуры в кадр попали закрытые для посетителей остатки дворца Хонмару.



152 Внутренний ров и мост, ведущий в западную часть внешнего замка.



153 А этот снимок сделан в противоположном направлении - с моста на юго-западную угловую башню цитадели.



154 Западная часть Нидзё значительно уступает по площади восточной, сейчас ее занимает главным образом сад.



155 Большую часть времени я буквально из кожи вон лез, чтобы в кадр попадало как можно меньше людей, но тут не смог удержаться. Забавно не то, что японские посетители замка укрываются от по-летнему яркого солнца под зонтиками, а то, как девушка несет свой зонтик над головой своего спутника. Как говорится, ты не джентльмен, братец Лис. :)



156 Корни деревьев, обнажившиеся от многолетнего вымывания грунта дождями на склоне искусственного холма, служащего основанием стен, образуют причудливую картину вполне в духе произведений художников эпохи Момояма.



157 Внешний замок разделен на две части - восточную и западную - внутренней стеной. Единственный обратный путь, предусмотренный туристическим маршрутом, пролегает через северные ворота. Они имеют такую конфигурацию, чтобы штурмующие их с любой из сторон, были вынуждены идти на приступ вдоль одной из стен, откуда их могли поражать во фланг защитники. Иными словами, это нечто вроде очень примитивного захаба, известного в русской фортификационной архитектуре, или барбакана западной крепостной школы.



158 Створки и рама ворот (как у главного входа в замок) выполнены из толстых бревен, усиленных металлическими полосами.



159 В северной части внутреннего замка разбит еще один парк - Сейрю-эн (Seiryu-en). Он очень молод - появился лишь в 1965 году. Состоит Сейрю-эн из двух частей. В первой из них, выполненной в полном соответствии традициям японского паркового искусства, стоят два небольших домика для официальных приемов.



160 Вторая часть парка представляет собой окаймленную деревьями обширный луг. Кстати, в оформлении камня символично использована ровно тысяча камней.



161 Поливка аллей была очень кстати не только из-за вполне летней жары, но и чтобы прибить к земле поднятую многочисленными посетителями пыль.



162 Вот и вся фотопрогулка по замку Нидзё.
Потом мы решили, не торопясь, направиться в сторону центра Киото, но я проявил географический кретинизм, выбрав путь практически в противоположном направлении. В итоге в отель мы возвращались уже на такси. Вместе с тем допущенная ошибка позволила полюбоваться поросшими знаменитыми ивами каналами не только в туристически-каноническом злачном квартале Гиона. Впрочем, я вновь забегаю со своим рассказом вперед - всякому овощу свое время.



Все листы японских записок:
1. Дорога из Хабаровска в Киото
2. Отель в Киото
3. Доступная среда по-японски
4. Островной общепит
5. «Подножный корм»
6. Замок Нидзё
7. Транспортный вопрос в Киото
8. Злачный квартал Гион

дневник, Япония, природа и парки

Previous post Next post
Up