«Канареечная» верфь Собачьего острова, или второе сердце финансового центра мира

Jun 06, 2012 13:30

1 Именно так легкомысленно и называется новый финансовый и деловой центр Лондона - Canary Wharf, или Канареечная верфь. Впрочем, это слишком буквальный перевод, правильнее «Канарская верфь», так как отсюда в свое время отправлялись торговые корабли к Канарским островам (Canary Islands). Находится верфь в северо-западной части полуострова, который, тем не менее именуется Собачьим островом - Isle of Dogs - и действительно в плане напоминает вытянутый собачий язык. Весь район относится к Ист-Энду (East End) и респектабельностью ранее не отличался. Сейчас же Кэнэри-Уорф активно перетягивает на себя одеяло у лондонского Сити (City of London) и каждое буднее утро втягивает в себя сотню тысяч голов офисного планктона.





2 На этом снимке, сделанном с вершины холма в Гринвиче, видно обоих конкурентов - лес небоскребов Кэнэри-Уорф в центре кадра за петлей Темзы и куда более удаленные башни Сити слева. По части высотного строительства да и целостности ансамбля Собачий остров, пожалуй, выигрывает. Впрочем, сугубо формально число небоскребов (если принять за них здания высотой свыше 100 метров, бывают и другие оценки) и там, и там равно - по 11 башен. Тем не менее воспринимаемых глазом высоток в Кэнэри-Уорф, пожалуй, уже больше, да и расположены они кучнее.



3 Строительство нового делового центра Лондона на Собачьем острове началось в 1980-х годах по задумке правительства Маргарет Тэтчер. Сначала в успех амбициозного проекта верили далеко не все. Достаточно вспомнить уже то, как при строительстве в середине того же десятилетия линии легкого автоматического метро DLR (Dockland Light Railway), даже не подумали открыть станцию в Кэнэри-Уорф. В начале 1990-х случился мировой кризис на рынке недвижимости, который резко снизил спрос на офисные помещения, что значительно замедлило строительство в Канарской верфи. Тем не менее задумка консерваторов сохранила жизнеспособность, о чем наглядно свидетельствует современный вид Кэнэри-Уорф.



4 Большая часть работающих здесь клерков прибывают на общественном транспорте. По утрам на ведущих на Собачий остров линиях метро и DLR бывают приличные давки, переходящие порой в подлинные людские пробки. Москвичей, наверное, они бы не особенно впечатлили, но те сотрудники работающих здесь компаний, кто могут себе это позволить, предпочитают хотя бы несколько дней в неделю трудиться удаленно. Иные организации в дни массовых мероприятий, скажем, во время прошлогодней лондонской олимпиады, активно поддерживают подобный подход. Вообще станция Canary Wharf является наиболее загруженной в лондонской подземке.
По статистике, в будние дни она пропускает через себя более 70 тысяч человек - для лондонского метро с его весьма развитой распределенной сетью это огромная величина.



5 Главный высотный ансамбль Кэнэри-Уорф задают три башни - 244-метровая 55-этажная One Canada Square (она виднеется в центре) и две 200-метровые 42-этажные 25 Canada Square и 8 Canada Square. Прочие небоскребы ниже. Кстати, первая до прошлого года являлась высочайшим зданием Великобритании, пока ее не обогнал небоскреб «Осколок» (The Shard), о котором я обязательно поведаю в одном из последующих альбомов - очень уж примечательное сооружение.
К сожалению, для туристов башня One Canada Square закрыта, и обзорной площадки на ее крыше нет.



6 В том, что Лондон все еще сохраняет статус одного из важнейших мировых финансово-экономических центров, есть немалая заслуга Кэнэри-Уорф. Лишись Британия подобного источника доходов (как прямых, так и косвенных), ее экономику ожидает страшный удар, а бюджет - значительный провал поступлений. Впрочем, рядовые островитяне банкиров, трейдеров, финансистов и т.д. часто недолюбливают, полагая, что те зарабатывают слишком много денег «из ничего».
Прошлый год был благоприятным для финансовой системы Великобритании, и целый ряд экспертов сходятся во мнении, что Лондон вернул себе звание главного финансового центра мира. Он безоговорочно являлся таковым до Первой мировой войны, в пору максимального могущества Британской империи. В межвоенный период империя устояла, хоть и отчасти утратила свой блеск, но финансовое лидерство перешло к США. После Второй мировой войны, когда Британия оказалась низведена до уровня региональной державы, долгое время о величии лондонских финансистов можно было только вспоминать. Тем не менее современное Соединенное королевство сумело создать условия для возврата к прошлому хотя бы в сфере мировых финансовых потоков, и сейчас Лондон лидирует на рынке обмена валют, вторичном рынке облигаций и деривативов, объему сделок по слияниям и поглощениям и т.д. Надолго или нет - вопрос не праздный. Тенденция сейчас такова, что капиталы и инвестиции все в большей степени тяготеют к Юго-Восточной Азии.



7 Бегущая строка котировок на стене здания агентства Thomson Reuters, где трудится мой лондонский друг. Ближе у обочины стоят традиционные британские ситикебы. Вообще удивительно, как мало видно машин на улицах Кэнэри-Уорф - просто никакого сравнения с забитым автотранспортом отечественным Москва-сити. Во-первых, видимо, тут просто лучше обстоит дело с подземными и многоуровневыми стоянками, во-вторых, куда выше доля людей, пользующихся общественным транспортом. Вызывающе дорогих машин на Собачьем острове я тоже не встречал - это не токийская Гиндза. Менталитет у европейцев (к которым безусловно относятся и британцы, несмотря на некоторые возражения со стороны последних) в этом смысле все же иной - не такой, как у азиатов, американцев или русских.



8 В 1980-х, когда только начались масштабные метаморфозы Собачьего острова, за руководство был принят девиз «Выглядит, как Венеция, работает, как Нью-Йорк». Увы, в реальности первая часть лозунга оказалась весьма далека от прекрасной мечты. Однако что касается второго, то, как я уже говорил выше, в прошлом году лондонский Сити и Кэнэри-Уорф сумели обойти своего заокеанского конкурента.



9 Наводящее на далекие ассоциации с Венецией обилие воды и каналов объясняется не только близостью берега Темзы, но и самой историей Собачьего острова. Дело в том, что Кэнэри-Уорф был построен на месте Вест-Индского дока. С самого начала XIX века здесь вырастали верфи, портовые мастерские, фабрики, литейные цеха, тут строили и крохотные речные скорлупки, и огромные океанские суда. Именно здесь был создан знаменитый пароход Брюнеля «Грейт Истерн» (Great Eastern), который более чем на четыре десятка лет - аж до самого конца XIX столетия - оставался крупнейшим в мире!



10 Следует отметить, что нынешнее перевоплощение Собачьего острова стало уже четвертым по счету. В Средние века эта местность была довольно густо заселена: среди сельскохозяйственных угодий стоял феодальный замок, работала лодочная переправа, была и своя часовня. Однако в 1448-1449 годах произошла целая серия разрушительных наводнений, из-за чего большая часть населения покинула это место. В дальнейшем земля уже под именем Степни-марш использовалась как пастбище для откорма скота, перегоняемого издалека на лондонские рынки. Затем на карте появился топоним Миллуолл, говорящий о многочисленных ветряных мельницах, помогавших осушать здешние отводные каналы. Еще чуть позднее в Блэкуолле стали строить вооруженные грузовые суда для Ост-Индской компании, что в итоге и предопределило индустриальную третью ипостась Собачьего острова.



11 Сейчас о тех годах лишь отчасти напоминают немногочисленные суденышки, кое-где пришвартованные вдоль каналов.



12 Закат промышленно-портового Собачьего острова предопределили три фактора. Во-первых, опустошительные немецкие бомбардировки в годы Второй мировой войны. Во-вторых, переход в послевоенное время к контейнерным перевозкам, к чему местная инфраструктура оказалась не готова. Наконец, последним гвоздем в крышку гроба стало резкое сокращение лондонского экспорта - мировые производственные центры смещались. До конца 1980-х этот участок Ист-Энда был весьма и весьма депрессивным районом. Сейчас же дополнительный импульс к развитию ему дала застройка прилегающих новых жилых районов и отчасти возведение неподалеку олимпийских объектов.



13 Прямо на территории делового центра стоят и небольшие жилые дома на несколько квартир. Еще в начале 1990-х Кэнэри-Уорф оказался недалек от социального взрыва. Местные жители, которые обитали на острове уже в трех-четырех поколениях, чаще всего в силу своей квалификации не могли рассчитывать на работу в сияющих с иголочки офисах строящегося нового финансового сердца Лондона. Самое большее они могли обслуживать офисные кафетерии, убирать улицы между небоскребами или стоять у входа в башни и смотреть на приезжих карьеристов, выходящих из сверкающих автомобилей. Городские власти, к счастью, успели предупредить кризис, с одной стороны, запустив программы по повышению квалификации трудящихся, с другой, - разнообразив рынок занятости в Кэнэри-Уорф с развитием инфраструктуры. Одновременно уделялось большое внимание экологии, что также смягчило протесты местных жителей в адрес строительства делового центра.



14 В одном из проулочков я наткнулся на статую лондонского речника (London River Men) работы Джона Миллса (John W. Mills). Это, как я понял, собирательный образ всех людей прошлой эпохи, работавших на Темзе в Восточном Лондоне: лодочников, корабелов, перевозчиков и т.д.



15 Мне кажется, что ключевое архитектурное отличие Кэнэри-Уорф от Сити заключается в том, что первый создал новую среду, а второй разрушает исторический облик города. Если на изрядном удалении от центра британской столицы небоскребы смотрятся вполне органично и даже привлекательно, то в границах сложившихся архитектурных ансамблей прошлого они совершенно несоразмерны и выглядят слонами в посудной лавке.



16 Одна из трех в Кэнэри-Уорф станций DLR - Heron Quays. Стоит отметить, что уже в самой аббревиатуре лондонской надземки содержится неофициальное имя это части города - Докленд. Оно, разумеется, также восходит к некогда работавшим тут многочисленным докам.
Ну а мой рассказ о Канарской верфи на этом завершен - дождавшись поезда, я отправился по DLR в Гринвич. Но это тема уже совсем другого альбома.



Лондон, Великобритания

Previous post Next post
Up