Имперский военный музей. Часть III - авиация и ракетная техника

Jun 05, 2012 12:30

Часть I - танки и САУ
Часть II - буксируемая артиллерия и редкие боевые спецсредства
Часть III - авиация и ракетная техника
Часть IV - Первая мировая война
Часть V - Вторая мировая война на Западе
Часть VI - Вторая мировая война в Азии и на Тихом океане
Часть VII - Холодная война
Часть VIII - послевоенные конфликты

47 Под потолком огромного холла музея (по крайней мере по состоянию до начала последней реконструкции) нашлось место истребителям и легким бомбардировщикам периода Первой и Второй мировой войн, а на открытых галереях по периметру зала даже удалось установить секции тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков.





48 Британский двухместный многоцелевой самолет Royal Aircraft Factory B.E.2C. Эта машина (правда, не в модификации C) стала первым самолетом Великобритании в Первой мировой войне. Включенный в экспозицию самолет выполнял роль разведчика и легкого бомбардировщика, существовали также истребительная и учебная модификации.



49 Созданный в 1912 году биплан довольно быстро устарел. Двигатель мощность всего в 90 л.с. обеспечивал максимальную скорость лишь в 145 км/ч, вооружение, помимо легких бомб, состояло из одного 7,7-мм пулемета Льюиса. Самолет был очень уязвим, и вскоре его перестали использовать в качестве истребителя. Главной функцией машины стала учебно-тренировочная (в таком качестве B.E.2 прослужил до 1925 года), тем не менее на фронте биплан продержался до самого конца войны. Всего было построено около трех с половиной тысяч подобных самолетов всех модификаций.



50 Sopwith Camel 2F1 - морская версия одного из самых знаменитых британских истребителей периода Первой мировой войны. Базовая модификация «Верблюда» носила индекс F1, и именно на долю этой машины пришлось больше всего сбитых самолетов противника - 1294 зарегистрированных победы; ни один другой тип истребителя Антанты подобной результативностью похвастать не может.
Помимо высокой для самолета, появившегося в 1917 году, скоростью - 199 км/ч, Sopwith F1 отличался также выдающейся маневренностью. Правда, это если разворот выполнялся вправо - тут помогал гироскопический эффект от ротативного двигателя (в нем цилиндры, картер и воздушный винт вращались вокруг неподвижного коленчатого вала - по ряду причин такое решение было весьма популярным в те годы). А вот поворот налево в силу того же эффекта был настолько усложнен, что проще было совершить почти полный разворот направо, чем лишь на несколько десятков градусов в противоположную сторону. Вообще пилотирование «Верблюдом» было достаточно сложным, эффективным оружием этот истребитель оказывался лишь в руках опытных пилотов.
Военно-морской 2F1 предполагалось запускать с палуб оборудованных специальными платформами крейсеров. Взлет должен был осуществляться с колес, потом тележка шасси могла быть сброшена, а посадка предполагалась уже на поплавках непосредственно в воду. Тем не менее от этой идеи отказались, и основные различия между «сухопутной» и морской версиями выразились в третьем 7,7-мм пулемете, установленном в центре верхнего крыла, а также в меньшем размахе крыльев. В этом варианте биплан производился недолго - лишь с лета по осень 1917 года.
В заключительный период Первой мировой войны истребитель Sopwith Camel весьма удачно использовался в качестве самолета непосредственной поддержки на поле боя, то есть в роли импровизированного штурмовика. Вооруженный легкими 11-кг бомбами, скоростной биплан неожиданно с малых высот обрушивался на противника и наносил ему достаточно тяжелые потери. Так самолет использовался, в частности, во время последнего отчаянного наступления немцев весной 1918 года.
Кроме того, этот самолет служил в частях ПВО в самой Британии и применялся для отражения налетов германских бомбардировщиков, в том числе и в ночное время суток. «Верблюдов» всех типов было произведено почти 5,5 тысяч.



51 Второй из двух основных истребителей Люфтваффе во Второй мировой войне - Focke-Wulf Fw 190. Правда, в музее выставлен не «чистый» истребитель, а истребитель-бомбардировщик, имеющий бомбовые зажимы и способный при необходимости справляться с функцией легкого бомбардировщика и штурмовика. Определенные преимущества самолету при этом давала высокая скорость, присущая истребителю.
Первый прототип Fw 190 был создан еще в 1939 году, но доводка самолета затянулась, поэтому на фронте новый самолет появился лишь в 1941 году, а на Восточном фронте еще позднее. По сути это была платформа, позволяющая использовать целый ряд двигателей, вооружения и оборудования, что и сделало «Фокке-Вульф» универсальным одноместным самолетом.
Характеристики у него были весьма неплохие. Так, представленная в музее модификация A8 с двигателем BMW 801D-2 мощность в 1700 л.с. могла похвастать максимальной скоростью 653 км/ч, потолком в 10300 метров и радиусом действия свыше тысячи километров. Вооружение включало в себя четыре 20-мм пушки MG 151, два 13-мм тяжелых пулемета MG 131, а также одну 250-кг или четыре 50-кг авиабомбы на внешней подвеске. Понятно, что с бомбовой нагрузкой летные характеристики самолета снижались. Часто при угрозе со стороны истребителей противника «Фокке-Вульфы» мгновенно избавлялись от бомб, сбрасывая их в «молоко», и только после этого принимали воздушный бой.
Британские «Спитфаеры» Mark V, которые впервые столкнулись с новыми немецкими истребителями, встретили в их лице опасного противника. Советские летчики в своих мемуарах тоже часто отмечали мощное вооружение Fw 190, хорошую защищенность (в том числе помимо бронирования при лобовых атаках помогали габариты широкого двигателя воздушного охлаждения - как и у наших истребителей семейства Ла) и его высокую скорость. Переигрывать «Фокке-Вульфов» старались в маневренном бою, где перетяжеленный немецкий самолет лишался большей части своих преимуществ и мог пасть жертвой слабее вооруженных, но зато и более легких противников (Як-3 и т.д.).
Всего с 1941 по 1945 год было выпущено около двадцати тысяч таких машин всех модификаций.



52 Выставленный в холле Fw 190 был захвачен Союзниками в уже поверженной Германии и доставлен в Великобританию для испытаний в ноябре 1945 года. Тогда британские конструкторы пытались найти и перенять удачные технические решения у разбитого врага, чтобы применить их при развитии собственной авиации. Правда, к тому времени уже наступил рассвет реактивной эры …
В Имперский военный музей «Фокке-Вульф» был передан лишь в 1967 году, а до этого времени прошел через руки множества различных частей Королевских ВВС - RAF.



53 Британский Supermarine Spitfire Mark IA, на долю которого выпало самое тяжелое испытание за всю историю RAF - этот истребитель вынес основную тяжесть ожесточенных и кровопролитных воздушных боев в Битве за Британию. Появился этот самолет в 1938 году, и стал основным (в разных модификациях) истребителем RAF до начала 1950-х.
Mark IA был сравнительно слабо вооружен: или восемь 7,69-мм пулеметов «Браунинг» M1919, или только четыре таких пулемета, но зато еще две 20-мм пушки. Максимальная скорость истребителя составляла 582 км/ч против 650 у поздних модификаций.



54 Выдающийся американский истребитель дальнего сопровождения North American P51D Mustang. Появился он не благодаря, а вопреки американской военной мысли, полагавшей, что тяжелые бомбардировщики должны защищать себя сами, в крайнем случае эскорт им могут составлять такие же машины, только с усиленным оборонительным вооружением вместо бомбовой нагрузки; в то же время считалось, что создать истребитель с достаточным для глубоких операций радиусом действия технически невозможно.
Опыт боевых действий быстро выявил всю глубину заблуждений американских военных теоретиков, и вот уже в 1942 году на европейском ТВД появился первый «Мустанг». Правда, дебют самолета во время печально известного рейда на Дьепп оказался лишь ограниченно успешным. Продолжительное время P51 использовались в основном для патрулирования и нанесения штурмовых ударов по наземным целям в Северной Франции. Лишь позднее установка дополнительных топливных баков позволила им сопровождать бомбардировщики вглубь вражеской территории, и тут эффективность самолета оказалась очень высокой - связывая немецкие перехватчики, «Мустанги» резко снизили потери среди своих бомбардировщиков. Еще чуть позднее атаки на бреющем полете десятков одних только P51, вооруженных легкими бомбами и ракетами, оказались сущим ужасом для немецких сухопутных войск.
Самолет в итоге был признан настолько удачным, что его карьера не ограничилась Второй мировой войной. «Мустанг» широко использовался и в начальный период войны в Корее в 1950-1953 годах, причем точно так же - и как истребитель, и как штурмовик. Впрочем, эти самолеты несли тяжелые потери от огня наземных средств ПВО, и вскоре были выведены с театра боевых действий.
Максимальная скорость P51D у земли составляла 570 км/ч, на высоте 7,5 км - более 700. Вооружение включало в себя шесть тяжелых 12,7-мм пулеметов «Браунинг» M2, 16 неуправляемых ракет и две бомбы калибра до 454 кг.



55 Один из самых быстрых воевавших во Втором мировой войне самолетов - немецкий Heinkel He 162. Скорость (900 км/ч), впрочем, оказалась его единственным достоинством. Истребитель разрабатывался в чрезвычайной спешке в конце 1944 года, был назван «народным» и должен был отличаться чрезвычайно простой конструкции и дешевизной производства. Ставший дефицитным в терпящем поражения на всех фронтах Третьем Рейхе металл в конструкции He 162 заменило дерево. Видимо, к этому времени немцы уже забыли свои шутки на тему «рус фанер».



56 Принятый на вооружение в начале 1945 года реактивный истребитель отличался сложностью в управлении и крайней ненадежностью. Почти все потери He 162 были связаны с отказами матчасти или ошибками пилотирования и носили небоевой характер. Убедительных доказательств того, что «народный рейхс-фанер» сбил хотя бы один самолет противника, нет, хоть один британский пилот и предположил, что 19 апреля 1945 года его самолет был подбит именно He 162.
Вооружение реактивного «Хенкеля» состояло из двух 20- или 30-мм пушек.
Самолет, разработанный для массового производства (до 5000 штук в месяц!) оказался пустышкой. Довести до ума его не успели, а толком развернуть масштабный выпуск не удалось в силу наступившего в Третьем Рейхе хаоса и быстрого наступления Красной армии и Союзников. По разным сведениям, всего немцам удалось окончательно собрать от ста до трехсот с небольшим машин.



57 Уникальный экспонат - фрагмент фюзеляжа того самого истребителя Messerschmitt Bf. 110, на котором Рудольф Гесс 10 мая 1941 года прилетел в Шотландию и, не обнаружив подходящего места для посадки, спрыгнул с парашютом, после чего самолет рухнул на землю.
История с перелетом до сих пор вызывает у историков много вопросов; пожалуй, не меньше, чем она вызывала у современников. Гесс пытался достичь примирения Германии с Великобританией, разумеется, на немецких условиях, но по немецким меркам они были достаточно мягкими. В самом ли деле он - второе лицо в Третьем Рейхе - имел полномочия вести переговоры с Черчиллем, сказать сложно. Гитлер впоследствии объявил своего бывшего товарища сумасшедшим. Британское правительство тоже всерьез Гесса не приняло, на время войны посадив его в Тауэр как военнопленного, а после Нюрнбергского процесса самодеятельный «посланник мира» получил пожизненное заключение в берлинской тюрьме для высокопоставленных военных преступников Шпандау, где и скончался в 1987 году в возрасте 93 лет. По официальной версии причиной смерти стало самоубийство, хотя и на этот счет существуют разнообразные гипотезы. В любом случае Рудольф Гесс своим безумным перелетом изрядно продлил себе жизнь, хоть и вторую половину ее провел в заключении.



58 Один из двух двигателей того же Bf. 110. Самолет этот создавался как стратегический универсальный истребитель. Во время Битвы за Британию его активно пытались использовать в качестве эскортного для защиты немецких бомбардировщиков, так как радиус действия Bf. 109 (тех, что у нас часто называют просто «Мессершмиттами») был явно недостаточным. Но очень вскоре выяснилось, что подобному эскортному истребителю самому нужна защита одномоторных истребителей. В итоге самолет был переквалифицирован в истребитель-бомбардировщик и ночной перехватчик. Именно в качестве последнего Bf. 110 оказался наиболее эффективным, так как легко вместил третьего члена экипажа, обслуживающего бортовой радар.



59 Фрагмент самого известного японского палубного истребителя Второй мировой войны - Mitsubishi (Nakajima) A6M, в западной литературе часто называемого просто Zero (в целом виде я его показывал в музее при храме Ясукуни-дзиндзя). Для своего времени это была выдающаяся машина. Поступивший на вооружение японского флота в 1940 году, он имел подавляющее техническое превосходство над любыми истребителями противника - в первую очередь США и Великобритании - до 1943 года. Строго говоря, уже в конце 1942-го американские сухопутные тяжелые истребители Lockheed P-38 Lightning могли доставить «Зеро» определенные проблемы, но в маневренном бою безнадежно проигрывали. Точку в противостоянии конструкторов поставил новый палубный истребитель Grumman F6F Hellcat, появление которого ознаменовало начало конца японской военно-морской авиации. По сравнению со своими противниками A6M оказался слишком слабо защищен и имел недостаточно мощный двигатель, к тому же для достижения эффективного использования (в частности для сверхдальних для истребителя тех лет перелетов) самолет требовал от пилота высочайшего мастерства.
Максимальная скорость «Зеро» составляла 565 км/ч, вооружение включало в себя 7,7- и 13,2-мм пулеметы, две 20-мм пушки, а под крыльями могли дополнительно подвешиваться две бомбы калибра 60 или 250 кг.



60 Боевая карьера выставленного в музее самолета неизвестна. Предполагается, что собрали его в 1944 году. Так или иначе, этот «Зеро» был захвачен на земле вскоре после капитуляции Японии. Истребитель прибрала союзническая техническая разведка в Юго-Восточной Азии. В экспозицию музея препарированный некогда грозный A6M был включен только в 1961 году.
Очень хорошая задумка - через срез можно заглянуть внутрь фюзеляжа. Я, признаться, полагал, что места внутри было поменьше.



61 Впрочем, кабина пилота действительно являлась по-японски тесной. Тут можно вспомнить, что в тех же океанских подводных лодках Страны восходящего солнца койки матросов были не только предельно узкими, но располагались на столь малом расстоянии друг от друга по высоте, что даже щуплые японские подводники могли спать лишь на спине или на животе - на боку в той щели они просто упирались в койку соседа сверху.



62 Носовая часть английского тяжелого бомбардировщика Avro Lancaster I, который сами британцы искренне считают самым знаменитым самолетом этого класса, принимавшем участие во Второй мировой войне. Правда, с политкорректной приставкой «возможно».
Впрочем, заслуги бомбардировщика в самом деле велики. Он, находившийся на вооружении RAF с 1941 года, обрушил на Германию и оккупированные ею страны 3/4 всего бомбового груза, использованного в войну Британией, совершил около 156 тысяч боевых вылетов, став основным тяжелым бомбардировщиком первой линии RAF. В 1943 он году разрушил плотины в Руре, в 1944 году мощными ударами по Пенемюнде затормозил немецкую ракетную программу, потопил немецкий линкор «Тирпиц», обрушил на Третий Рейх самую мощную бомбу доатомной эры - 10-тонный «Гранд Слэм», вызывавший эффект землетрясения. Одним из основных преимуществ «Ланкастера» была его способность перевозки нестандартных бомб. Вообще-то номинальная бомбовая нагрузка самолета составляла лишь 18 тысяч фунтов, но упомянутый «Град Слэм» весил все 22 тысячи…



63 Экипаж машины составляли от шести до семи человек: пилот, штурман, бортинженер, радист, бомбардир и один или два воздушных стрелка. Здесь слева в кабине, если ничего не путаю, можно видеть рабочее место связиста; штурман, по-видимому, сидел где-то неподалеку.
Оборонительное вооружение бомбардировщика состояло из восьми 7,7-мм пулеметов «Браунинг» - его сложно назвать сильным, однако идущие в тесном строю машины могли создать на ближней дистанции сплошную стену свинца. Кроме того, «Ланкастер» использовался главным образом для ночных рейдов, где обычно не было места классическому воздушному бою даже после широкого внедрения бортовых радаров.
Максимальная скорость бомбардировщика составляла 320 км/ч, радиус действия превышал 4 тысячи километров, но, разумеется, зависел от нагрузки.



64 Выставленная в музее секция фюзеляжа принадлежала «Ланкастеру», выпущенному в 1943 году. С ноября того года по октябрь 1944-го он служил в 467-й австралийской эскадрилье, базировавшейся в Веддингтоне, графство Линкольншир. Начертанное на борту 'Old Fred’ - это собственное имя машины. Нанесенные рядом 49 звезд указывают на число успешных выходов на боевые цели.



65 Передняя часть фюзеляжа еще одного тяжелого бомбардировщика - Handley Page Halifax B Mark VII, наряду с «Ланкастером» составлявшего основу парка британского Бомбардировочного командования. Кроме того, он старше своего коллеги - эксплуатация самолета началась еще в 1940 году.



66 Пожалуй, это был наиболее универсальный британский тяжелый бомбардировщик. Кроме своих прямых функций в ходе воздушного наступления на Германию, «Галифакс» служил в морской разведке (главным образом против подводных лодок противника) и использовался в различных спецоперациях как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Такие бомбардировщики сбрасывали агентов-парашютистов MI6 и просто боевые группы, снабжали партизан (даже Варшавское восстание!) и т.д. Для длительных рейдов, длящихся до 14 часов, разумеется, большую часть номинальной почти 6-тонной нагрузки приходилось отдавать под дополнительное топливо. Но если в Польшу или Чехословакию темными ночами «Галифакси» обычно перебрасывали группы из двух-трех человек со снаряжением, то в расположенную недалеко от английских баз Францию забрасывались целые отряды до 15 бойцов.



67 Слева можно видеть кресло пилота, ему обеспечивался неплохой обзор из кабины.
Экипаж состоял из семи человек. Оборонительное вооружение бомбардировщика включало в себя один 7,7-мм пулемет «Виккерс К» в носовой турели и четыре спаренные установки 7,7-мм пулеметов «Браунинг».
Максимальная скорость машины достигала 454 км/ч при крейсерской 346 км/ч.



68 Музейный экземпляр «Галифакса» повоевать не успел. Его построили в 1945 году, а три года спустя уже списали на лом. Выставленная в экспозиции носовая часть была обнаружена в сравнительно сохранном состоянии в 1965 году; коллекцию Имперского военного музея она пополнила еще тринадцатью годами спустя.



69 Немецкая крылатая ракета V-1, она же «Фау-1». Затуманенный перспективой близкого сокрушительного поражения воспаленный тевтонский гений связывал с этим оружием много надежд на устрашение Союзников с тем, чтобы склонить их к сепаратному миру. Забавно, что точно таким же путем - путем попыток устрашения - шла и японская военная мысль, которой в общем-то изначально было понятно, что чисто военная полная победа над США (и другими воюющими сверхдержавами) невозможна в силу экономических и демографических факторов.
«Фау-1» во многом опередила свое время не только практическим использованием пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, но и автоматикой наведения на цель (а ведь речь о дотранзисторной эпохе!). Вместе с тем боевая эффективность этого средства оказалась исчезающее мала, как и психологический эффект. Всего по Англии было выпущено около 10 тысяч таких ракет, что привело к гибели более 6 тысяч человек ранению еще почти 18 тысяч. Лондон, конечно, долго еще хранил шрамы от этих обстрелов, как и от «Блица» начального периода войны, но к желанной цели это не приблизило Гитлера ни на йоту.
Если бы применение «Фау-1» началось чуть раньше и было направлено против портов, где сосредотачивались суда для высадки в Нормандии, то еще можно было бы достичь хоть какого-то реального эффекта. Но первые боевые пуски «оружия возмездия» состоялись лишь 13 июля 1944 года.



70 ТТХ у летающей бомбы не слишком впечатляли. Боеголовка весом 700-1000 кг могла быть доставлена на расстояние не более 286 км со скоростью от 650 км/ч на старте до 800 км/ч у цели. Наведение особой точностью не отличалось, пуск велся по площадям.
Из-за не слишком высокой для ракеты скорости «Фау-1» перехватывалась истребителями и поражалась зенитными орудиями, часть V-1 уничтожались тросами дирижаблей ПВО. В итоге до трех четвертей ракет не достигали цели.



71 А вот следующее «оружие возмездия» - Фау-2 - оказалось твердым орешком для ПВО Союзников. Бороться с баллистическими ракетами (а V-2 оказалось тут первой в мире) тогда еще не умели.
Первую ракету с боевой нагрузкой выпустили по Парижу 8 сентября 1944 года, затем произвели запуски по Лондону. Массированное применение «Фау-2» пришлось уже на октябрь того же года и, разумеется, никак не могло повлиять на ход войны или готовность политического руководства Союзников к переговорам. Пик пусков ракет был отмечен в декабре 1944-го, немцы обстреливали как Англию, так и уже освобожденные Нидерланды (в первую очередь стратегически важный порт Антверпен).



72 Масса боеголовки составляла все ту же одну тонну, радиус действия не превышал 300 км, точность оказалась предельно скверной, надежность - не лучше (почти половина пусков заканчивалась авариями). Тем не менее самым успешным средством борьбы с V2 являлось уничтожение пусковых установок, а также наступление, лишающее немцев территории, откуда они могли бы дотянуться своими ракетами до Англии.
Эффективность нового оружия оказалась ничтожной во всех смыслах. Но зато именно V-2, тщательно изученная СССР и Союзниками после войны, дала мощный старт технологиям, которые впоследствии и вывели человечество в космос. И, кстати, первый суборбитальный полет тоже совершила «Фау-2» в ходе испытаний еще в 1944 году.



73 Завершаю свой рассказ об авиационно-ракетной части экспозиции музея американской двухступенчатой твердотопливной баллистической ракетой Polaris, предназначенной для пусков с атомных подводных лодок, в том числе и из подводного положения. На вооружение в США ракета, способная нести ядерный заряд и изрядно превосходящая на тот момент советские аналоги, была поставлена в 1960 году, а три года спустя Polaris (всего 128 штук) были переданы Великобритании в обмен на размещение базы американских подводных лодок в Шотландии. Британцы вооружали этими ракетами свои субмарины класса Resolution.
Из эксплуатации Polaris A-3 были выведены еще в 1981 году.



Ну вот вроде бы я и разобрался с главным залом музея, пора переходить к тематическим разделам. Свой рассказ я продолжу, разумеется, темой Первой мировой войны, которой изначально и был посвящен этот музей.

Лондон, Великобритания, музеи, военная история, авиа

Previous post Next post
Up