О тайнах эзотеризма и их раскрытии, Ч.1

Sep 14, 2023 17:48


20.09.2020, Валерий Лукьяненко, автор Виктор Олсуфьев

"Среди всех народов и во всех странах существует предание
о тайной, скрытой, специальной, высшей форме знания, доступного
человеку после прохождения через трудные обстоятельства" . Декларация Людей Традиции

Кто «копает» Великое искусство, тот, скорее всего, делает это для себя.

Недавно была опубликована тема (с последующей дискуссией) о эзотеризме, в которой, в частности, был сделано Вайтером утверждение, что в современном эзотеризме тайны уже особо не скрываются. Прежде чем высказывать свои соображения по этому вопросу, считаю нужным обсудить терминологию.

Итак, говоря о «раскрытии тайн эзотеризма», необходимо выяснить, что понимать под «эзотеризмом», а также что - под «тайной» и ее «раскрытием» (*1).

I. ЭЗОТЕРИЗМ
Скрытое знание может быть секретом, а может быть тайной. Говоря языком измерений (*2), секреты лежат в плоскости нашего обычного сознания.

Такими могут быть секреты изготовления стекла, политические и военные секреты, секреты боевых искусств, и др.

Тайна же обладает глубиной, относясь к миру более высоких измерений.

Примеры тайн - это тайны чисел, Сефиротов, Святой Троицы, имен Аллаха, и др.

Секрет - это то, что можно рассказать или показать, после чего он, будучи понят нашим обычным разумом, перестает существовать как таковой.

Тайны же могут быть понята (полностью или частично) только в других, более высоких состояниях сознания. Для «нашего мира» (точнее, для нашего описания мира), раскрытие тайны - это только приоткрытие скрывающей ее завесы. Но и это немало. К тому же такое раскрытие может быть приготовлением к следующему шагу познания.

Эзотерическими знаниями обычно называют те знания, которые доступны только узкому, «внутреннему» кругу людей, и скрываются от остальных, не принадлежащих к этому кругу (*3).

Обычно под эзотерическими идеями понимают знание законов, управляющих нашим миром, связь этих законов (их иерархическую структуру), и, как результат такого знания, способы его применения. Естественно, что такого рода знание должно обладать большой силой. А поскольку человечество в целом безумно (и безумие его прогрессирует), это знание должно быть оберегаемо от злоупотребления.

И хотя тайны эзотеризма раскрываются в более высоких состояниях сознания, эзотерические идеи настолько сильны, что даже той их части, которая может быть доступна обычному, «плоскому» сознанию людей (а именно эта часть и является предметом данного сообщения), достаточно, чтобы при неправильном применении привести человечество (а то и всю планету) к катастрофе. Таков взгляд эзотерической Традиции на этот предмет.

Если раскрывается одна из тайн эзотеризма, то это предполагает, что с помощью нового знания становится возможным приблизиться к объяснению других тайн эзотеризма.



II. ЯЗЫКИ ЭЗОТЕРИЗМА
Для приближения к эзотерическим идеям существуют то, что можно назвать «языками» эзотеризма. Хотя от времен, когда люди были ближе к целостному знанию, до нас дошло много разных фрагментов, содержащие эзотерические идеи, «языками» эзотеризма будем называть некие системы, в своей полноте содержащие достаточно элементов (информации) для построения более или менее цельной картины основных принципов и законов, на которых построено мироздание (в той мере, конечно, в которой это доступно нашему «обычному» сознанию).

Из сохранившихся до настоящего времени языков эзотеризма мне известно четыре «системы» (в более строгом смысле): “Ars Magna” Раймунда Люллия, Каббала, Алхимия и Таро. Кроме этого, достаточно эзотерической информации содержится в отдельных произведениях и группах произведений, относящихся к сферам человеческой культуры: музыке, архитектуре, орнаменту и литературе. Возможно, что существуют и иные языки.

Математику можно не выделять в отдельный «язык», так как она является наиболее «чистым» возможным приближением нашего обычного ума к Реальности. Таким образом, для нашего обычного состояния сознания мы можем считать законы Космоса математическими и все «языки» (какими различными они не казались бы) ведущими к раскрытию одних и тех же математических тайн. Это положение может быть проиллюстрировано известной притчей Руми о винограде.

Кроме «языков», теоретически достаточных для построения принципов мироздания, существуют, так сказать, «неполные» или фрагментарные языки, в которых тоже содержатся тайны, но которые недостаточны для построения целостного «здания».

В некоторых из них часть знания потеряна (как например в языке магии), некоторые даны в неполной форме (как язык Системы Гюрджиева) (*4).

Некоторые учения, как например, астрология, содержат лишь отдельные (хотя иногда чрезвычайно важные) эзотерические «ключи» (*5).

А. Ars Magna
«Великое Искусство» Раймунда Люллия (заслужившего благодаря ему титул “Doctor Illuminatus”), является, пожалуй, наименее скрытой из всех систем.

Люллий написал множество книг, показывающих, в частности, применение его (*6) системы.

Хотя Ars Magna влияла на западную мысль в течение 400 лет, имя Люллия впоследствии было почти забыто (если не считать сатиры Свифта). Интерес к нему в опять возник в начале ХХ века благодаря Arthur E. Waite (*7), который рассматривал Люллия в основном как алхимика.

Впоследствии за Люллия всерьез «взялась» Пирс (*23), но она рассматривала его в основном под религиозным углом. Кроме них можно упомянуть ныне модную Frances A. Yates (*24) и А. Боннер, опубликовавшего переводы некоторых трудов Люллия (*25).

Что же касается самой системы, то, хотя книги сохранились, ни у одного ученого не хватило «духа» заняться ее изучением, несмотря на громадную популярность его учения в прошлом, что неудивительно, так как нынешних «ученых» в основном интересует не знание, а публикация собственных книг.

О самой системе Люллия написано мало: краткая статья Мартина Гарднера, рассматривавшего Люллия как предтечу кибернетики (*26), небольшой обзор у Эрдмана (*27) да разбор в книге Yates (*24).

Кто «копает» Великое искусство, тот, скорее всего, делает это для себя (*8). Как это и положено в эзотеризме.

Таким образом, говорить о раскрытии тайн, изложенных на этом «языке», пока не приходится.

Б. Каббала
Говоря о тайнах Каббалы, уместно вспомнить новозаветный гностический апокриф («Евангелие Детства»?), в котором учитель в школе объяснял еврейский алфавит.

Рассказав о букве Алеф, учитель хотел перейти к букве Бетс, но мальчик Иисус вмешался и сказал, что учитель еще не объяснил Алеф. Рассердившийся учитель хотел ударить Иисуса, но тот начал говорить и долго рассказывал, объясняя тайны значения Алефа (единицы). Все были изумлены…

Каббала всегда была очень закрытой системой. В былые времена ее нельзя было даже начинать изучать не достигнув некого (весьма преклонного) возраста. В целях сохранения системы от профанов, в нее (как это делалось почти в каждой «большой» системе) были намеренно введены как бы «ошибки», делающую ее практически невозможной для правильного понимания без устной передачи.

Причем эти «неточности» касались основы основ - Каббалистического Древа (системы Сефиротов) (*9), хотя в последние десятилетия появились работы, в которых одна из этих неточностей выявлена, но, во-первых, таких работ мало по сравнению с теми, которые используют «традиционный» подход, во-вторых, к ним, естественно, испытывают недоверие (как, в общем, и должно быть), и в третьих, исправление не настолько существенно чтобы значительно приблизить «любителя» к разгадке тайны. Так что все надежно скрыто…

Что касается «популяризации» Каббалы хасидами, то с этим дело обстоит в точности так же, как и с другими подобными вещами. Многие «изучают», много книг написано и пишется.

У поверхностного наблюдателя может создаться впечатление раскрытия, но, тем не менее, Каббалу для публики никто не «раскрыл». Во всяком случае, по публикующимся книгам это можно сказать с уверенностью. А устная традиция, похоже, так же хорошо спрятана, как и в былые времена.

В. Алхимия

"Росток мой - от воды небытия,
От пламени скорбей - душа моя,
Как ветер, я кружу, ищу по свету -
Где прах, в который превратился я." Омар Хайям (*38)

«Королевская Наука», как справедливо называли Алхимию, пришла на запад через суфийские влияния. Ею занимались такие великие «западные» умы, как Раймунд Люллий, Фома Кемпийский, его учитель Альберт Великий, «Трижды ученый» Роджер Бэкон, Исаак Ньютон и другие.

В Алхимии условие сохранения тайны соблюдалось всегда. Кроме высших мотивов, существовали и более практические. Те, кто разглашали тайну, имели шанс стать жертвой жадной до денег светской власти. Да и в наше время кто знает, какая судьба могла бы постичь неосторожного адепта…

Книг и рукописей по Алхимии существует несметное множество и они продолжают писаться и издаваться, создавая совершено неверное впечатление утраты этой наукой таинственности. Но это впечатление обманчиво.

В литературе по Алхимии известны три основных способа сокрытия тайны.

Первый способ: ни в одном трактате не описывается процесс целиком. Всегда есть очень существенные пропуски и пробелы. К тому же, используются неверные, сбивающие с толку указания. Поскольку без наставника очень трудно выяснить, что правда, а что ложь, разобраться в Алхимии по книгам почти невозможно.

Второй способ: «головоломка». В книге все может быть описано достаточно полно и без вранья, но текст разбивается на фрагменты, которые перемешиваются. Поскольку «картина» большая, а кусочки небольшие, то собирать такую головоломку можно годами. К тому же неизвестно, что найдешь в конце…

Третий способ: аллегорический. Начиная, примерно, с XVI века, алхимики стали употреблять аллегории, сперва в литературе, а затем и в иллюстрациях. Так появились знаменитые «красные львы», «зеленые драконы» и пр. Если прибавить к этому, что а) один и тот же термин мог означать разное у двух авторов (а то и у одного и того же), и б) множество шарлатанов писали поддельные трактаты, используя те же выражения, то становится понятной трудность расшифровки текстов.

Излишне говорить, что в настоящее время никакие секреты Алхимии не обнародованы, хотя книг издается немало. И даже если некоторые авторы (древние или современные) указывают в общем-то правильные направления поиска, то не так много найдется людей, склонных посвятить десятилетия своей жизни (а то и всю жизнь) разгадке Тайны. А у тех, которые на это готовы, часто бывают неверные цели (но о целях ниже).

В XX веке Алхимия вдруг стала популярна среди ученых благодаря Карлу Густаву Юнгу. Теперь все «психологи» юнгианского направления считают своей обязанностью знакомиться с Алхимией.

Они, вслед за Юнгом, считают, что «раскрыли секреты» древней Науки. Хотя связь действительно имеется, они все стали жертвой одной из методологических ошибок так называемого «научного» подхода (не хочу останавливаться подробнее).

А что до «раскрытия тайн», то достаточно только почитать некоторые высосанные из пальца «юнгианские» трактовки, чтобы обходить литературу такого рода десятой дорогой.

Г. Таро

Заправлены в планшеты Космические карты...

Система Таро - древнейшая из всех. Она, как считается в Эзотеризме, дошла до нас из такой далекой древности, даже о существовании которой современная «наука» не подозревает. Конечно, с веками и географией менялись описания и начертания, но сама система Таро оставалась прежней.

В прежние времена о Таро прямо не писали, хотя оно иногда служило основой, «скелетом» произведений. В качестве примера можно привести Сен-Мартена (*28) и Элифаса Леви (*29). Эти книги (и ряд других) построены на Таро.

Начиная с XIX века стали появляться (а потом и множиться) книги, уже рассматривающие систему Таро непосредственно. В настоящее время таких книг море, и они продолжают плодиться. К тому же появилось немыслимое количество колод карт Таро.

Первый «удар» по Таро нанес уже упомянутый Arthur Waite (сам сделавший много для популяризации эзотеризма), который, руководствуясь поверхностным толкованием картин, поменял местами некоторые карты (*10).

Но окончательно «добил» Таро пресловутый Алистер Кроули.

После, как он утверждает, бывшего ему «видения», он сдвинул всю цепочку Арканов. Сделал ли он это намеренно или нет, но в его варианте Таро как Систему разгадать уже невозможно, а если учесть, что многие стали употреблять «систему Кроули», а последующие авторы в основном «учились» на книгах предыдущих, то значительное количество (а может и подавляющее большинство) книг на эту тему «автоматически» является просто макулатурой.

Должен добавить, что из всех англоязычных книг о Таро, которые мне попадались, пожалуй единственной стоящей книгой является книга «Цыганское Таро» доктора Папюса (*11).

В его книге сразу чувствуется система, хотя книга тоже построена в какой-то мере как гооловоломка. После того, как я увидел в этой книге систему, пришлось потратить довольно значительное время, чтобы собрать эту «головоломку» и восстановить систему Папюса.

К сожалению, после «сборки» я пришел к убеждению, что эта система неверна. Тем не менее, я очень высоко ценю эту книгу и ее автора. Из всех известных мне книг такого рода, то есть «открыто» пишущих о Таро, она содержит очень важные, ключевые принципы.

К тому же, кто знает: может быть сам Папюс знал правду, но намеренно ее исказил в своей книге, что тоже было бы неудивительно.

Хотя обилие книг и заключенной в них информации может создать у некомпетентного читателя впечатление «открытости» темы, но, насколько можно судить по результатам «открытий», от подлинного раскрытия тайн Таро мы еще дальше, чем наши предки.

Д. Тайны культурного наследия
В некоторых произведениях литературы содержится знание, с помощью которого можно (опять-таки, теоретически) раскрыть тайны эзотеризма. К таким произведениям относятся и Священные Писания (такие как Тора и Коран) (*12), и некоторые аллегорические литературные произведения, как например, считающаяся алхимической книга Andreae (*30).

Комментариев немало, но где же разгадки тайн? Их как не было, так и нет.

В музыке (об этом, в частности, писал Гюрджиев) также зашифрованы законы Космоса, выраженные через пропорции. Такая музыка (священная, храмовая и др) тем больше содержит ключей, чем она ближе к Объективному Искусству. Об этом нынче известно еще меньше, чем о литературе.

Традиционным способом зашифровки законов мироздания издавна была архитектура (имеются в виду как отдельные здания, так и архитектурные ансамбли).

Из наиболее древних произведений до нас дошедших мы знаем египетские пирамиды. Хотя книг на эту тему множество, и даже существует ряд оккультных течений, построенных на «пирамидологии» (*13), но большинство из толкований или не идут дальше астрономии, или, наоборот, пускаются в совершенно произвольные спекуляции (причем зачастую полностью противоречащие друг другу)

Храм Соломона, как традиционно считается, являлся «моделью» Космоса.

Не только размеры и пропорции его имели значение, но и наличие определенных предметов и материалов. Но из того, что о нем известно, повидимому, много не «вытащишь». И уж во всяком случае, для широкой публики.

Гораздо позже, на Западе тайное знание воплощалось суфийскими школами в готических соборах. Об этом книг совсем немного. Фулканелли (он трактовал в основном изображения) (*31), Шарпентье (*32), и может, парочка других авторов (не приходящих сходу на ум) занимались (в той или иной мере) разгадкой тайн соборов с точки зрения принципов эзотеризма.

Традиционно считается, что эзотерические принципы воплощались в самой различной архитектуре (античной, буддийской, индуистской, южно- и центрально-американскую и пр.).

Суфийские школы (в частности, Накшбандийа) воплощали тайное знание в исламской архитектуре и в архитектурном орнаменте (гирихе).

Архитектура не зря называется «музыкой в камне». Как и музыка, она использовала законы пропорций и цвета не только для строительства, но и для передачи древнего знания.

Искусство орнамента также служило для той же цели. Как известно, на мусульманском Востоке искусство ковроткачества и уже упомянутый архитектурный орнамент (гирих) были суфийскими методами передачи знания.

Книг, трактующих орнамент с философско-эзотерической точки зрения мне известно очень мало. На эту тему, в частности, кое-что писал довольно известный на Западе современный суфийский писатель Сейид Хоссейн Наср.

Отдельные фрагменты, остатки древнего Тайного Знания сохранились, конечно, и в других областях: древней и античной скульптуре (*14), шахматах, искусстве каллиграфии, даже в старинных гравюрах и др.

Но ум человеческий стал настолько фрагментарным, что уже неспособен связать разрозненные детали в одно целое. К этому следует добавить многие благоприобретенные дефекты мышления, которыми мы обязаны тем, кого Гюрджиев презрительно называл «учеными новейшей формации».

III. «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ» ЭЗОТЕРИЗМОМ
Люди издавна старались использовать эзотеризм и его тайны для своих низменных, земных целей: разрушения, обогащения, достижения власти и пр. Достаточно известно примеров, связанных с Алхимией, откуда и пошло мнение, что цель Алхимии - добыча золота.

В настоящее время, в соответствии с общим ухудшением человеческой психики, таких примеров стало существенно больше. Приведу некоторые примеры.

А. Алхимические «школы»
Не будучи в состоянии (естественно) разгадать секреты Алхимии, некоторые дельцы спекулируют на стремлении других к обогащению. Существуют курсы или семинары (не дешевые), на которых, как обещается, желающие могут получить как теоретические, так и практические знания по Алхимии (я знаю организатора таких курсов). Золото не добывают, но бизнес, учитывая моду на Алхимию, весьма неплохой.

Другой пример - Адам Маклин, издавший ряд переводов и книг по Алхимии. Благодаря этим своим издательским «заслугам» он объявил себя знатоком Алхимии.

Не будучи не только алхимиком (о чем смешно даже и подумать, зная его), но даже сколь-нибудь серьезным ученым, он, во-время зарегистрировав нужное domain name (известный, впрочем, метод), заполонил интернет страничками и теперь собирает урожай с наивных любителей, которые, попадая на его сайты, верят, что они получают от «самого Маклина» алхимические знания.

На деле он просто «стрижет» их, продавая свои «курсы», книги, раскрашенные (бездарно) гравюры и т.д. Сам Маклин, к тому же, не только противно жаден, но большой врун и болезненно самолюбив и амбициозен.

У него есть форумы, которые он модерирует «железной рукой», особенно стараясь не впустить каких-нибудь дельцов, которые могут составить конкуренцию его бизнесу.

Б. Таромания
Другой предприимчивый делец, Стюарт Каплан, заинтересовавшись в свое время картами Таро и написав о них малосущественную брошюру, превратил свой интерес в весьма процветающий бизнес, приносящий многомиллионные доходы.

Практически не трогая эзотеризм Таро, он превратил его в объект коллекционирования. Карты Таро собирали и раньше, но только в XX веке появилось такое большое количество бездарных и несусветных карт Таро.

Позднее Каплан написал громадную трехтомную Энциклопедию Таро (*33), разбирая его только с точки зрения разнообразных изображений. В ответ на всплеск коллекционирования тут же возникло предложение, и масса «художников» стали производить все новые и новые катры, одни ужаснее других.

Процесс покатился как снежный ком, и Каплан (точнее не Каплан уже, а U.S. Games, Inc.) теперь сами производят и издают все новые и новые колоды на всевозможные «темы».

Я думаю, что нет необходимости объяснять, что остается при этом от древней символики…

Вторая часть

Арканы Таро, Эзотерики, Каббала, Таро, Эзотерика, val000, Суфизм, Хасиды, Виктор Олсуфьев

Previous post Next post
Up