Первая часть
В. Эзотеризм биржи
"In God we trust; all others pay cash."
Ещё один пример извращения и попыток неправильного использования эзотеризма виден на примере «внедрения» эзотеризма в механизм спекуляций акциями (Stock Market).
Загадки взлетов и падений акций издавна притягивали как магнитом желающих сделать состояние на бирже. Еще в начале века выходили книги, пытавшиеся связать циклы биржи с астрологией. С тех пор астрология уже изъезжена биржевиками вдоль и поперек.
Значительное количество талантливых компьютерщиков создает сложнейшие программы, не только анализирующие ups & downs акций статистически, но и привлекая оккультные науки.
Многие желающие разбогатеть обратили свое внимание на принципы эзотеризма, заложенные в математике. Теперь они изучают тайны древней геометрии, законы пропорций, пифагорейство, числа Фибоначчи и пр.
Цель одна: найти космические законы, управляющие большими и малыми циклами. Естественно, часть этих людей просто одержимые, нездоровые люди. Но есть и вполне трезвые, преуспевающие биржевики с большим стажем. Я таких знаю.
Впервые я услышал об этом явлении лет семь назад, разговорившись с одним крупным букинистом о книгах английского розенкрейцера Роберта Фладда.
Его книги известны своими космическими диаграммами и схемами (что, собственно, меня и интересовало). Букинист рассказал мне, что у него есть один клиент, платящий за книги Фладда большие деньги.
Учитывая, что эти книги в основном старинные, так как практически нет переводов с латыни (на которой они написаны) на английский, я стал расспрашивать о коллекционере. Тут и оказалось, что этот любитель покупает книги Фладда, стараясь разгадать биржевые циклы. Тогда я просто отнесся к этому как к курьезу.
Хотя многие такие энтузиасты - типичные изобретатели вечного двигателя, дело не обстоит так просто. Один биржевый деятель по имени Вильям Ганн сделал в свое время очень большое состояние, оцениваемое, по слухам, примерно в 50 миллионов долларов.
Если же учесть, что он сделал его в 30-х -50-х годах, то это для эквивалентно тому, чтобы заработать не менее 500 миллионов теперь. Богател он в основном за счет того, что … практически не ошибался. Он скупал дешевые акции, которые через какой-то промежуток времени резко шли вверх.
Этот факт считается подтвержденным документально, так как сохранились списки всех его сделок.
Этот Ганн написал несколько книг, в которых объяснял и давал советы по покупке и продаже акций, но нигде не упоминал никакого эзотеризма. Только после его смерти, исследуя его архивы, было обнаружено, что он не только широко пользовался астрологическими вычислениями, но и оккультной математикой, в частности, пифагорейством, т.н. «квадратом девятки».
Пользовался он и библейскими текстами (кстати, был весьма религиозен, как утверждают). Все больше и больше людей интересовалось его «системой» (которую, похоже, никто так и не разгадал), стараясь не только найти информацию между строк его книг, но и собирая те книги, которые были в его библиотеке: о законах вибраций, числах, по астрологии и пр. (*15).
Впоследствии владельцами его архива было организовано целое издательство, печатающее (и по сей день) не только книги Ганна, но и всевозможные оккультные книги. «Ганноманы» (а их не менее 10 тысяч) покупают все это охотно, что владелицу издательства вполне устраивает.
Выпускается и достаточно «эзотерический» Ганновский журнал (*34), имеющий множество подписчиков. И у издательства, и журнала, есть, конечно сайты. У кого-кого, но у этих дело идет. По крайней мере, так они говорят…
Хотя масса людей старается разгадать метод Ганна, похоже, что это еще никому не удалось.
Кто знает, может он и был тем исключением, которое подтверждает правило.
С одной стороны, вроде разгадать некоторые тайны возможно, а с другой стороны, кто знает, может больше одного примера (в «финансовой» сфере) и не нужно? Он ведь, кстати, так секрет и не разгласил…
Глядя с близкого расстояния на этот околоэзотерический ажиотаж, поневоле ощущаешь себя посетителем дурдома. Да и разве можно назвать здоровыми людей, посвятивших свою жизнь единственной цели - разбогатеть?
IV. ПРИМЕРЫ СОКРЫТИЯ ТАЙН
"Показывай
Меньше того, что имеешь.
Рассказывай
Меньше, чем сам разумеешь." Шекспир. Король Лир
Конечно, невозможно доказать, что эзотерические тайны не раскрываются. Но можно попробовать это показать на примерах нашего с Вайтером любимого писателя Идриса Шаха.
В 1957 Идрис Шах издал книгу «Тайное наследие магии» (*35).
Эта книга является сборником переводов наиболее известных гримуаров (сборников заклинаний, талисманов и пр.).
Эта работа Шаха считается очень качественной среди специалистов в этой литературе. Были, правда, переводы и до Шаха, были, наверное, и после.
Но почему Шах спокойно писал о магии? Потому, надо полагать, что эта часть магии является прикладной и ее раскрытие не является опасным, в отличие от раскрытия эзотерических тайн.
Если же обратить внимание на его же книгу «Суфии» (*36), то в конце книги (в примечаниях) можно найти маленькую заметку о Таро, всего одну страничку.
Не нужно быть специалистом, чтобы, прочитав эту страницу, обратить внимание на то, как осторожно и скупо Шах пишет о Таро. Он явно не склонен распространяться на эту тему…
Другой пример. В этой же «Суфии» книге есть очень интересная глава об Алхимии («Философский Камень»).
Сама манера, в которой Шах писал эту главу, напоминает алхимические трактаты. А именно: с одной стороны, он изложил весьма важные вещи, с другой, целью автора было, похоже, создать во многом превратное впечатление.
Получилось нечто среднее между откровением и дезинформацией. Слова могут быть буквально правильные, а впечатление, которое они оказывают на неподготовленного читателя - ложное. Поэтому зерно возьмет только тот, кто сможет.
В той же книге Идриса Шаха по магии (*35) был объявлено, что готовится к публикации его книга «Тайное наследие алхимии». Тем не менее, эта книга была, по-видимому, уничтожена.
Все просьбы прислать эту книгу Шах просто игнорировал, в то время как все другие свои книги он охотно присылал, и даже в нескольких экземплярах. Я не знаю никого, кто бы видел эту экземпляр этой книги.
Время от времени я пересекаюсь с людьми, ищущими эту книгу Шаха - но напрасно. Возможно, что с ней произошло то же, что чуть не произошло в свое время с известной алхимической книгой Мэри Этвуд… (*37)
V. О ПРИОБЩЕНИИ К ТАЙНАМ
С древности известно, что для приобщения к тайнам эзотеризма (я по-прежнему, употребляя слово «тайны», имею в виду проекции Тайн (*16) на плоскость нашего обычного «сознания») должны быть соблюдены определенные условия. Хочу остановиться на некоторых из этих условиях.
1. Понятно, что искатель должен обладать определенными способностями и склонностью к интеллектуальной деятельности, определенной тренированностью ума.
2. Вторым качеством должна быть настойчивость. Это тоже кажется как будто очевидным. Но необходимо помнить, что на приближение к тайнам могут уйти годы, или даже десятки лет. Можно вспомнить знаменитого алхимика-практика Николаса Фламеля. Также Артур Ди (сын Джона Ди) писал, что он пятнадцать лет читал книги по Алхимии, пока стал понимать истинный смысл написанного. Немалый срок, учитывая довольно незаурядные способности этого человека (*17).
3. Третье необходимое качество - правильная цель. Если людей, удовлетворяющих первому условию много, а соответствующих второму тоже можно найти немало, то с третьим условием еще сложнее. Цели могут быть разные. Например:
- Жажда денег или власти
- Жажда славы
- Желание написать книгу
- Желание сделать открытие
- Желание помочь другим
- Желание знать и понимать.
Из всех этих целей только последняя является истинной целью, преследуя которую можно получить желаемое.
4. Четвертое условие (впрочем, оно связано с третьим) - это «надежность» человека (*18). Должна существовать уверенность, что он не поддастся соблазну разглашать узнанное и что он, в свою очередь, будет передавать знание только в надежные руки.
Хотя эзотерические тайны не открываются намеренно, существуют, конечно, случаи их разглашения.
Вызывается это, как правило, неправильными целями человека. Далеко ходить не приходится: Георгий Иванович Гюрджиев может послужить примером такого человека (*19), а Эннеаграмма - примером частично разглашенной тайной идеи.
Таким образом, постижение тайн эзотеризма, говоря словами из «Крестного отца», дело трудное, но не безнадежное. Во всяком случае, в теории… (*20).
Иногда люди недоумевают, для кого и с какой целью пишутся книги, содержащие частицы подлинного Знания?
Не для профанов, конечно. От них это знание скрывается.
Не для адептов. Они и так имеют это знание (или могут получить при желании).
Книги пишутся для тех, кто, удовлетворяя ряду условий (часть из которых приведена выше), смогут продвинуться в своих поисках настолько далеко, что будут в состоянии извлечь скрытое знание из этих книг, что, в свою очередь, поможет им идти дальше.
То есть, для потенциальных кандидатов во «внутренний круг». Ведь Традиция передачи должна сохраняться…
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
А.
Поскольку мир составляет единство (хотя и кажущееся нам множественностью из-за нашего «плоского» восприятия), то и подлинное знание о нем также едино.
В нашем обычном состоянии сознания это единство невоспринимаемо, поэтому нам приходится использовать «костыли»: модели, системы, «языки» чтобы насколько возможно приблизиться к этому знанию и, тем самым, расчистить дорогу к непосредственному восприятию Истины.
Таким образом, все подлинные пути и системы ведут к одной Истине, сходятся в одной точке.
Отличие подлинных систем, языков эзотеризма от выдуманных и ложных определяется тем, что при постижении (пусть даже на уровне нашего обычного сознания) некой эзотерической тайны на одном «языке», это постижение может (и должно) открыть, увеличить понимание и других систем («языков») эзотеризма.
Это и отличает подлинную тайну эзотеризма. Примером этого может служить Эннеаграмма Гюрджиева.
Будучи правильно применена, она может открыть совершенно новое понимание как других «языков»: Каббалы, Таро, так и различных отраслей т.н. «научного» знания: Периодической таблицы, некоторых областей математики и пр.
Б.
До того, как достигнут определенный уровень понимания в одной из систем эзотерического знания («языке»), не рекомендуется стараться совместить различные «языки» (*21). К сожалению, люди, читавшие много т.н. оккультной литературы, часто стараются сразу совмещать все со всем и лишь увеличивают путаницу, царящую у них в головах. К тому же сюда примешиваются понятия из многих новоизобретенных «систем» и учений, также употребляющих различную новую и старую терминологии. В результате - хаос… (*22)
В.
Существует немало людей, готовых охотно поделиться якобы известными им «эзотерическими тайнами». Из такой готовности немедленно следует, что эти люди - профаны и болтуны, таковыми тайнами не владеющими.
Г.
Я не касался в этом сообщении другой «половины» эзотерического знания, относящейся к развитию человека (работа над собой, знание и бытие, достижение более высоких состояний сознания и др.). Причины этому следующие:
1. В развитие человека проявляются В ТОЧНОСТИ те же законы, которые управляют Космосом. Именно поэтому Гюрджиев указывал, что изучение мира и человека должны идти параллельно, что они помогают друг другу. Раз законы те же, то и тайны те же и, соответственно, так же скрываются.
2. Кроме тайн, может скрываться и знание другого рода, относящееся к секретам. Эти секреты связаны в основном с упражнениями. Они не разглашаются для того, чтобы люди не повредили своему физическому и психическому здоровью неумелым обращением с техниками, требующими осторожности и индивидуального подхода. Примером могут служить дыхательные упражнения, манипуляции энергией, и др.
Для того, чтобы не раздувать еще больше это и без того довольно объемное сообщение, я намеренно опустил некоторые темы, находящиеся в тесной связи с данным сообщением, а именно о связях и соотношениях эзотеризма с математикой, с наукой в целом, с мистицизмом и религией.
Может быть, сделаю отдельные сообщения (на своем сайте или на этом). Иншалла!
______________________________________________
Примечания
*1 Конечно, существуют разные употребления слова «эзотеризм». Я взял наиболее часто встречающееся в литературе употребление этого слова. Естественно, в таком применении терминов есть определенная условность, но не уточнив терминологию, нет возможности высказаться сколь-нибудь ясно.
*2 См. сообщение Об измерениях.
*3 Обычно упор делается на слове «внутренний». Но и слово «круг» также важно, как показывающее, что речь идет не о уникальном знании какого-либо одного человека, а о знании, разделяемом целой группой людей, которых связывает общее ПОНИМАНИЕ.
*4 Не исключено, что язык Системы и сейчас где-то существует в (более) полном виде.
*5 См. сообщение об Астрологии.
*6 Точнее, открытой через него. О Люллии кое-что см. сообщение 8153 Основного форума и здесь.
*7 Waite, Arthur Edward. «Raymund Lully: Illuminated Doctor, Alchemist and Christian Mystic». Мы обязаны Waite изданиями многих эзотерических трудов.
*8 Я знаю одну даму, которая изучает (как я понимаю, «для себя») систему Блаженного Раймунда. Удивительно! Вокруг Люллия - почти одни женщины.
*9 На самом деле это были не ошибки, а, скорее, искажения, сбивающие с толку. Вроде бы и так тоже можно понять. Но гораздо труднее (как Эннеаграмму).
*10 Успенский тоже использовал систему Waite (См. книги П. Д. Успенского «Символы Таро» и «Новая модель Вселенной»). Впрочем, Петр Демьянович никогда не претендовал на более-менее значительное знание Таро.
*11 Papus. The Tarot Of the Bohemians. Не следует путать с его же книгой «Предсказательное Таро», имеющей, в основном, довольно прикладной характер. Из русского наследия я очень ценю книги Владимира Шмакова. Также я люблю небольшую, но эмоциональную статью «О Книге Гермеса» академика Б. Л. Смирнова.
*12 Например, зануднейшая для обычного чтения Книга Чисел содержит, как считается, математические принципы строения мироздания.
*13 Rutherford, Adam. «Pyramidology» и др. Мода на «пирамидологию» настолько велика, что американское художественное кино использует эту тему вовсю.
*14 Гюрджиев описывал как их группа обнаружила и исследовала древнюю скульптуру, являвшуюся произведением объективного искусства (Успенский П. Д. «В поисках чудесного»). Но где эта скульптура (если она и существовала), и где другие, и, главное, где те, кто смогут их расшифровать?
*15 Я знаю так называемый «список Ганна» (перечисляющий малую часть его библиотеки). Кстати, в библиотеке Ганна был и английский перевод книги Успенского “Tertium Organum”.
*16 Тайны (с «большой буквы»), обладая большей «глубиной», раскрываются в более высоких состояниях сознания.
*17 Он написал небольшую, но важную алхимическую книгу: Dee, Arthur. “Fasciculus Chemicus”.
*18 Четвертый девиз мага: «молчать».
*19 Его целью была помощь человечеству.
*20 «Мы заявляем, что такое знание действительно существует и что, в настоящее время и для людей, к которым эта декларация обращена, имеется возможность передать его» (Д.Л.Т.).
*21 Гюрджиев также не рекомендовал смешивать язык Системы с другими, во всяком случае, на ранних стадиях изучения.
*22 «А этот пацак всё время думает на языках, продолжений которых не знает» (К-ф «Кин-Дза-Дза»).
*23 Peers, E. Allison. Fool of Love. The Life of Ramon Lull; Peers, E. Allison. Ramon Lull. A Biography.
*24 Yates, Frances A. Lull & Bruno.
*25 Llull, Ramon (A. Bonner). Doctor Illuminatus. A Ramon Llull Reader; Llull, Ramon (A. Bonner). Selected Works of Ramon llull (In two volumes).
*26 Gardner, Martin. Logic Machines and Diagrams.
*27 Erdmann, J. E. A History of Philosophy, Volume I: Ancient and Mediaeval.
*28 Saint-Martin, Louis Claude de.Tableau Naturel.
*29 Levi, Eliphas. Transcendental Magic, Its Doctrine and Ritual.
*30 Andreae, Johann. The Chemical Wedding of Christian Rosenkreutz.
*31 Fulcanelli. Le Mystere des Cathedrales.
*32 Charpentier, Louis. The Mysteries of Chartres Cathedral.
*33 Kaplan, Stuart R. The Encylopedia of the Tarot.
*34 “Traders World”.
*35 Shah, Idries The Secret Lore of Magic.
*36 Shah, Idries. The Sufis.
*37 Atwood, M.A. A Suggestive Inquiry Into Hermetic Philosophy.
*38 Суфизм 7.