Теперь, как и обещал, отдельный пост о моём докладе на городском архитектурно-градостроительном совете. Его тема касалась перспектив выделения в Саратове особых зон, которые можно использовать в качестве "Исторического центра" города - создать точки притяжения для туристов и местных жителей. Основой для этого должна стать архитектура данных улиц, на которую будут нанизываться все остальные составляющие. Я попытался выделить основные территории, которые необходимо временно "заморозить" особыми регламентами, чтобы потом не стало слишком поздно.
Я выложил лишь краткую версию доклада, но даже в ней более 60 иллюстраций. Прочитать её можно на портале Стройсар:
Перспективы формирования «исторического центра» в Саратове или здесь:
Перспективы формирования «исторического центра» в Саратове
В большинстве городе Европы имеется для туристов и городских жителей имеется «Исторический центр», который выполняет сразу ряд функций:
- место притяжения туристов;
- место отдыха и досуга местных жителей;
- место эффективной работы малого бизнеса.
Макет исторического центра Гамбурга (Германия) для слепых
Попадая в границы т.н. «исторического центра» - мы попадаем в обособленный от «нового и шумного» города исторический оазис.
Амстердам (Нидерланды)
Большинство улиц здесь пешеходные (или пешеходно-трамвайные).
Амстердам (Нидерланды) - пешеходно-трамвайная улица
Здесь мы оказываемся один на один с исторической застройкой - новые высотные дома с улиц не видны или скрыты. Застройка малоэтажная, каждый дом индивидуален либо в одном стиле с рядом стоящими.
Гамбург (Германия)
По такому центру хочется гулять. Здесь множество заведений питания, магазинов, музеев, объектов монументального искусства.
Братислава (Словакия)
Многие зарубежные города мы посещаем, даже не выходя за пределы границ их центров. Когда за несколько часов надо осмотреть и получить впечатление от какого-то города, мы идём гулять по его историческому центру.
Любек (Германия)
И чаще всего исторический центр - это очень небольшая часть города.
Гамла Стэн - исторический район Стокгольма (Швеция)
То есть впечатление о городе формируется по этой крохотной зоне. Но именно в ней сосредоточены основные достопримечательности и точки притяжения.
Вид на историческую часть Праги (Чехия), где запрещена высотная застройка. Многи не представляют Прагу другой.
Размер этой исторической части на карте Праги. На самом деле она очень небольшая.
Исторический центр Братиславы
Исторические районы в Гамбурге
Историческая часть Мангейма (Германия)
Исторический район Гамла Стэн на карте центральной части Стокгольма
«Старый город» Барселоны, Испания
Историческая часть Вены, Австрия. Туристы даже за неделю пребывания в Вене редко выходят за пределы этой области.
Историческая часть небольшого городка Любек, Германия
В России попытки создания подобных центров имеются, но в основном это «исторические улицы», ограниченные всего одной пешеходной тропой. Дома, как отреставрированные, так и новоделы.
Что надо для создания подобной территории:
- льготы для малого бизнеса (на время раскрутки исторической зоны)
- льготы на аренду/восстановление исторических объектов недвижимости.
Даже при наличии последнего условия, выигрывают все - и предприниматели (которые смогут получить прибыль), и город (которому не придётся искать деньги на восстанавление памятников, при этом увеличатся доходы от налогов и туристический потенциал), и жители (у которых появятся новые места притяжения для общения, прогулок и отдыха).
Как выглядит стандартная экскурсия в европейском городе? Вас привозят в исторический центр, экскурсовод около часа рассказывает вам про город, показывает основные достопримечательности, даёт карту центра в руки и свободное время на изучение города, указывая место сбора. И все эти свободные часы мы гуляем по центру, пользуясь картой, смотрим достопримечательности, едим в кафе, покупаем сувениры, фотографируем… С чем в итоге у нас ассоциируется у нас европейский город: с архитектурой, уникальным рисунком и силуэтом улиц, фонтанами, храмами, дворцами, театрами и парками.
А вот как выглядит стандартная экскурсия по Саратову с круизных теплоходов? На автобусе всех везут по Московской, Радищева (выход для осмотра консерватории, «Утоли моя печали» и окружающих достопримечательностей), затем везут на Соколовую гору, показывают «Журавли», парк Победы и национальную деревню. Ну и потом Лимонарий на Соколовой горе (о наличии которого, я уверен, не знает большинство жителей города). В итоге у туристов наш город ассоциируется с консерваторией, парком Победы и лимонарием.
Но как я уже писал выше, зоны «исторического центра» нужны не только, чтобы побродить туристам. Это магнит притяжения местных жителей, т.к. в них расположены все основные кафе, магазины, развлечения, да и просто - по нему приятно ходить.
К сожалению, в советское время Саратов начал обезображиваться, а после 1990-х ещё больше изменился из-за точечной застройки, которая продолжается и в настоящее время. В итоге не так давно с Саратова сняли статус «исторического поселения».
Однако в Саратове ещё есть участки города, не испорченные «новоделами», которые не вписываются в общий стиль исторического места. Пока не поздно необходимо их сохранить, с перспективой организации на этих пространствах саратовского исторического центра притяжения.
Первый шаг к сохранению части исторической застройки был сделан в начале этого года, когда гордума утвердила карту регламентов застройки в историческом центре.
Какие зоны из систем улиц можно было бы выделить в Саратове сегодня для перспективного создания на них «исторических зон»?
1. Проспект Кирова с включением в эту территорию улиц Яблочкова и Дзержинского - самый перспективный вариант, т.к. отчасти уже несёт такую функцию.
Этот вариант предлагался и институтом «Стрелка».
Но проспект испорчен некоторыми строениями, которые выполняют все функции исторического центра, кроме формирования аутентичного места - получается набор различных времён и стилей. Может это тоже хорошо, но это не «фишка» - ведь так на любой улице любого российского города.
2. Образец «купеческой архитектуры» - Улица Московская от Лермонтова до Октябрьской, со включением Соляной и Октябрьской от Московской до Глебучева оврага.
Здесь сохранились как полноценные особняки, так и интересные постройки со стороны дворов.
3. В качестве образца «мещанской застройки»: улица Челюскинцев от Радищева до Некрасова.
Малоэтажная застройка рубежа 19-20 веков.
4.
Посёлок НИИ Юго-Востока - в качестве «уникального зеленого поселка-парка». Условно территорию можно разделить на две зоны: дореволюционный посёлок сельскохозяйственной станции и зелёный посёлок НИИ 30-х годов.
Для сельскохозяйственной станции в 1912 году по проекту архитектора губернского земства В.К. Карпенко в 3-х км от Саратова была выстроена целая усадьба, состоящая из восьми зданий.
Жилые здания посёлка век тому назад и сегодня.
Жилые и производственные строения исторической части относятся к объектам архитектурного наследия регионального значения.
Центральную постройку усадьбы (здание селекционной лаборатории) Карпенко решил в виде английского коттеджа. В ней были использованы нововведения того времени: электрический подъёмник и новые стройматериалы - стены из пустотелого бетона, а полы производственных помещений были сделаны из асфальта.
Здание селекционной лаборатории
Другие
производственные строения:
К
зелёной части посёлка относятся здания НИИ и общежития 30-х годов, сквер имени Тулайкова и дендрарий, являющийся особо охраняемой природной территорией Саратовской области. Организация дендрария и сбор коллекции начались ещё в 1949 году. В настоящее время в дендрарии собрана уникальная для Поволжья коллекция древесных и кустарниковых растений, не имеющая в регионе аналогов по дендрологическому составу, объему и возрасту.
Дворы «зелёной части»:
5. В качестве «рабочего поселка сталинского времени»:
поселок 4-й Дачной.
Сейчас многие скажут, что это никому не интересно, однако через 50, а тем более через 100 лет полноценный средовой комплекс станет уникальным. Пока он ещё мало пострадал от точечной застройки. В пределах предлагаемых кварталов находится около 50 выявленных объектов культурного наследия. Главные проблемы территории - довольно высокие затраты на поддержание и низкая коммерческая привлекательность на данном временном отрезке. Однако, например в Вене «Рабочие посёлки», кварталы и уникальные дома времён социалистической Вены 1930-х уже сейчас пользуются большим интересом у туристов.
Уже сейчас надо предпринимать шаги для сохранения уцелевших однородных территорий застройки, иначе нам скоро нечего будет показывать не только туристам, но и внукам.