Сбылась мечта многих саратовцев. Десятки тысяч людей работали на Саратовском авиационном заводе, несколько тысяч человек в Саратовском объединённом авиаотряде, преобразованном позже в "Саратовские авиалинии". Ещё больше людей - их родственники и потомки, авиафанаты и авиаспоттеры, пассажиры, которые летали на Як-42. Все они мечтали о том, чтобы память о самолёте, непосредственно связанным с нашим городом, была сохранена.
Общественники и бывшие заводчане не один год писали во все инстанции просьбы о сохранении хотя бы одного Як-42 для истории. Именно тогда на территории старого аэропорта избавлялись от поставленных на прикол самолётов. Два экземпляра на крыле были проданы в другие авиакомпании (
Прощание с последним летающим Як-42 "Саратовских авиалиний"), из всех остальных было изъято всё, что возможно было продать, а то, что осталось резалось на металлолом.
После забитой тревоги, авиакомпания, лишённая сертификата на полёты и терпящая убытки, согласилась отказаться от продажи одного из самолётов на металл, чтобы вместо этого передать его городу по цене металла.
Через некоторое время, когда все остальные самолёты распилили, оставшийся перевезли на перрон ближе к аэровокзалу (фото 2019 года).
Но вопрос выкупа самолёта повис в воздухе. Лились обещания, а потом отписки. В основном, что на это денег нет и в следующем году финансирование тоже не предусмотрено. В итоге через 2 года самолёт снова был выставлен на продажу.
Тогда снова забили тревогу заводчане. Во многом благодаря бывшему работнику САЗа Александру Бернадскому, дело вновь сдвинулось с мёртвой точки. Вячеслав Володин на встрече с заводчанами сказал, что выкупить самолёт и передаст городу. Это очень быстро случилось, появился проект как будет выглядеть будущий самолёт-памятник.
Вместо авиазавода его решили установить рядом с аэровокзалом и уже
установленным в 2014-м году Ан-24. Это сводило транспортные расходы и сложность операции практически к нулю, т.к. расстояние перевозки уменьшилось всего лишь до 200 метров. Вот такой путь он проделал (на спутниковом снимке тот самый самолёт, который больше 2 лет стоял на этом месте в ожидании).
Собирались сделать это до Нового года, но не успели, поэтому транспортировка состоялась 3 января. Об истории самолёта Як-42 и его транспортировке я делал отдельную публикацию:
Смутило то, что после установки на плиты, кроме лежащих рядом крыльев, были обнаружены и обтекатели механизма закрылок. Коллеги-споттеры спрятали их внутрь крыла, чтобы никто их не украл до момента монтажа крыльев. Но стало закрадываться подозрение, что работают не совсем компетентные в вопросах авиации специалисты.
Но как только мы увидели крылья, стало понятно, что ситуация ещё хуже, чем казалась на первый взгляд. Во время монтажа крыльев стало понятно, что они не просто отрезаны, а ещё и сильно повреждены.
Часть крыла вообще отсутствует кусками.
Конечно это возмутило авиастроителей, которые сообщили в паблик Володина о том, как поступают с подаренным им городу самолётом.
Самое удивительное, что к процессу не стали привлекать специалистов, которых у нас великое множество. С Як-42 у нас умеют работать больше людей, чем в любом городе мира! Бывшие работники САЗ, бывшие работники
АТБ "Саратовских авиалиний", действующие работники
ООО Завод "Сокол" ЗАО "САЗ", которые бы сделали всё по уму. Сотрудники завода выезжают даже в другие города, чтобы обслуживать действующие Як-42. Те самые люди, которые строили и обслуживали в Саратове эти самолёты.
Да что тут говорить - многие из прогуливающихся у этого самолёта сейчас - бывшие техники АТБ. Тут целый посёлок многоквартирных домов, в которых живут работники старого аэропорта. За день я получил огромное количество сообщений и звонков по поводу этой ситуации - все возмущены. Для людей это как ножом по сердцу.
Вместо того, чтобы доверить самолёт специалистам, многие из которых наверняка согласились бы и бесплатно оказать консультативную помощь, всё возложили на Облспас (структура МЧС по Саратовской области).
В итоге - варварски отрезанные крылья, которым уже невозможно придать первозданный вид. В нынешнем состоянии они и без подпорок не держатся. Как можно было так сделать и как теперь будут это устранять?
По хорошему многие элементы механизации крыла надо заказывать заново: предкрылки, обтекатели, закрылки, элероны, частично менять обшивку!
Такое хорошее дело и так провалить! Столько людей ждали этот самолёт. Вячеслав Володин выделил деньги на выкуп, вроде бы мечта осуществилась. Но самое простое - транспортировку самолёта на 100 метров без потерь выполнить не сумели!
Ситуация на текущий момент такая. Будем следить за развитием ситуации. Надеюсь, что специалисты всё же будут привлечены, и не станет ещё хуже, чем сейчас.
Update 14:00: Есть результат: сегодня привлекли специалистов ООО Завод "Сокол" ЗАО "САЗ". Это наследник САЗа, имеющий все лицензии от ОКБ Яковлева на работы с Як-42. Состоится совещание, на котором будут решать судьбу крыльев. Не исключено, что их придется везти на завод и заново укомплектовывать.
Update 21:00: Информация от техников с места осмотра:
"Крыло надо было демонтировать по 16-й нервюре. Сделали не там. Крыло не будет держаться без подпорки. Т.е. его заново предстоит перемонтировать. Многие детали в полной негодности. Это только по правому крылу. В стойки шасси надо было закачать азот, чтобы держали высоту. Их же приварили. Зачем-то срезали щитки шасси и.т.д. и т.п. Полнейшая некомпетентность. Как они закрепили мотогандолу в отсутствии двигателя или его макета непонятно. Их же ветром сдует. Теперь во что выльется восстановление даже не представляю. В четверг планируют новую встречу".