Давайте ещё раз взглянем на эту картинку
трамвайного кольца на 2-й дачной, но повнимательнее. Прямо по центру картинки мы увидим дорогу, которая ведёт к железнодорожному переезду. Там как раз едет товарняк. За переездом справа возвышаются здания ГНУ НИИСХ Юго-Востока (в момент образования - оптыная сельскохозяйственная станция, потом институт засухи, зернового хозяйства, земледелия и с 1955 года - сельского хозяйства). Чтобы понять что это за местность, откроем зимнюю аэрофотосъёмку 1943 года.
Итак на аэрофотосъёмке все рассматриваемые нами элементы я обозначил. Здесь хорошо видно и ход трамвайной линии, и наш переезд.
Что же сейчас? Сейчас дорога, которая шла к переезду находится на закрытой территории завода "Тантал" (она обозначена красным). Но просматривается и новая, альтернативная дорога к бывшему переезду, через Деловой тупик (зелёная).
Итак, вот здесь дорога к переезду начиналась. Сейчас тут ворота, закрывающие въезд на территорию завода "Тантал". Обратите внимание на уходящий вдаль ряд столбов освещения. А в 30-х годах дорога, являясь продолжением деловой улицы, от Красноармейской слободы шла по пустырю. Справа от дороги собирался скотопригонный рынок, слева была столовая Всесоюзного института зернового хозяйства. А за переездом - сам институт. В 40-х здесь по обе стороны дороги уже размещались заводы, производящие детали для военных нужд.
Прямая дорога на переезд была закрыта, когда эта территория стала принадлежать заводу "Тантал". Поэтому до бывшего переезда мы дойдём по другому. Для этого вернёмся к бывшей трамвайной остановке и лестнице, которая спускается как раз к этой самой альтернативной дороге.
Это - Деловой тупик. Из достопримечательностей этого тупика, по которому многим он до боли известен - налоговая инспекция Ленинского района г. Саратова, располагающаяся в этом высотном здании.
С другой стороны - заводские корпуса Саратовского радиоприборного завода. Как недостроенные.
Так и совсем старые.
В 50-е годы на их месте в начале Делового проезда стояли несколько одноэтажных жилых бараков. В первом из них был продовольственный магазин. Других магазинов в округе тогда ближе, чем на 1-й дачной не было. Сталинки с другой стороны Красноармейского шоссе ещё не были построены.
Ворота в стену.
Напротив них огромная открытая территория завода "Тантал", которая теперь используется как автостоянка.
3D-анаглиф (кликабельно): (
Как смотреть 3D-анаглиф?)
Ну а мы идём дальше. А дальше тупик поворачивает налево.
Проходим градирню.
3D-анаглиф (кликабельно):
Ну или вот такое вам 3D:
За другим забором современно окрашенные трубы. В 60-х где-то здесь располагалась рембаза, где ремонтировали военную технику..
Дорога вновь поворачивает направо и вот мы уже стоим на той самой первоначальной дороге, по которой автомобили ездили через железнодорожные пути. Cправа перед переездом в 60-х была лесопилка. Брёвна распиливали на доски.
Дорога теперь действительно является тупиком - забор для автомобилей непреодолим. За забором проходят железнодорожные пути.
А вы заметили рельсы на вышележащей фотографии?
Да, это действительно рельсы, которые ведут в ворота предприятий.
Правда не все они используются.
А теперь вид от забора. Именно такой пейзаж видели бы водители автомобилей, только что преодолев переезд через железную дорогу.
3D-анаглиф (кликабельно):
Если вы думаете, что на этом наше путешествие закончено, то вы ошибаетесь. Ведь в заборе есть дырка! Пройдя через неё мы оказываемся прямо перед железной дорогой. Обратите внимание на то, что труба здесь как будто специально поднимается!
Это ничто иное как остановочный пункт электричек "Студгородок".
С другой стороны даже билетная касса
3D-анаглиф (кликабельно):
Переходим через пути и под ногами под землёй обнаруживаем твёрдую щебневую подстилку.
Обернёмся назад и увидим, что эта подстилка ведёт как раз под трубу к бывшему переезду, где с другой стороны сейчас забор.
А теперь вновь развернёмся на 180 градусов и увидим два странных столба, которые отличаются от всех других столбов на улице Шехурдина. Они высоки и очень старые. Эти столбы стояли по сторонам от продолжения дороги, которая от переезда переходила в улицу Тулайкова!
На столбе висит крепление под дорожный знак, обращённый лицом к выезжающим с переезда. Интересно что же за знак здесь когда-то висел?
Зайдём за этот столб со знаком и снова развернёмся на 180 градусов чтобы посмотреть в сторону переезда. Вот так дорога от НИИ раньше выруливала к переезду. Столб от нас справа. И ещё одна находка! По ходу бывшей дороги виден ещё один столб по правую сторону дороги ближе к переезду, заросший деревьями!
Деревья его совсем спрятали от любопытных глаз!
Теперь посмотрим от него в сторону столбов со стороны НИИ и мысленно увидим прежнюю, не существующую ныне дорогу.
Стемнело... Возвращаемся... Подходя к железнодорожному переходу мы замечаем столбы прямо у забора! Между ними проходила наша дорога.
На столбе остались какие-то дырки. Может к ним крепился дорожный знак?
От столбов поворачиваем голову в противоположный конец переезда и замечаем, что там тоже стоят столбы.
Да если бы просто столбы!!! Между столбами до сих пор висит ограничительная планка!!! Эта планка определяла максимально допустимую высоту транспортного средства для переезда. Если автомобиль проезжал под планкой, то далее он мог беспрепятственно переехать через переезд, не повредив контактной сети над железной дорогой.
В общем назовём нашу прогулку более, чем удачной. Мы нашли много артефактов, которые остались здесь со времён существовавшего здесь когда-то железнодорожного переезда.
3D-анаглиф (кликабельно):
P.S. Через год после написания этого поста вот такую фотографию этого переезда у НИИ Юго-Восток, сделанную в 1960 году, выложил на сайт "Фотографии старого Саратова" Михаил Лавренко!
Снято фото было ещё до электрификации железной дороги. Тогда ещё вовсю ходили паровозы.
А вот какие воспоминания выписал
nztz из книги Н.Н. Тихонова "На волнах памяти":
"Ликвидация Лаврентия Берии и восхождение на престол Н.С. Хрущева прошло мимо нас, школьников, незаметно. Уже в конце лета 1953 года пошли слухи, что Хрущев собирается приехать в Саратов и обязательно посетит наш институт. Это было логично, считалось, что сельское хозяйство его конек. Осенью вдруг пригнали технику и начали срочно асфальтировать дорогу от трамвайной остановки «Вторая Дачная» до института. Дорога эта проходила на большом протяжении между двух высоких бетонных заборов, ограждающих два крупных завода, поэтому мы называли ее коридором, была грязной и ухабистой. Ходить по ней было мучением в любое время года. Тротуаров не было, летом, если проходила машина, пыль стояла непроглядная, а при дожде - грязь непролазная. В темное время по этой дороге вообще было опасно ходить, довольно часто там грабили, у женщин отнимали сумки и, как тогда говорили, раздевали, т. е. отнимали верхнюю одежду. Когда эту дорогу стали покрывать асфальтом, да еще красить серые бетонные заборы, все поверили, что Хрущев действительно приедет.
В день его приезда институт собрал ученый совет, ему приготовили место в президиуме, но он не стал проходить на сцену, демонстративно сел в обычном ряду и стал разговаривать с теми, кто сидел рядом, а дирекция и городское начальство были в президиуме. Разговор шел в одну сторону, Хрущев всем читал нотацию и учил, как надо работать и выводить новые сорта. Дирекция оказалась в неудобном положении, заседание скомкалось..."
Бывшие ж/д переезды Саратова:
у Товарной станции у НИИ Юго-Восток Астраханский переезд Пройденый путь:
Посты:
2 ДачнаяБывший железнодорожный переезд у НИИ Юго-Востока
НИИ Юго-Востока