А я продолжаю
тему переездов, которые существовали в нашем городе. Сегодня, вдогонку
посту про Красный мост, поговорим об Астраханском переезде, который соединял части города по обе стороны от железной дороги в районе этого моста. На фотографии военных лет в правом верхнем углу прекрасно виден этот переезд:
А вот фотография того же места в наше время:
Ну и анимация. Правда затачивал я её не под этот мост, на сотые доли отличается масштаб. Кстати тут же мы видим как уменьшилась в объёмах Улешовская нефтебаза, а также старый путепровод через железную дорогу в районе 1 жилучастка, который до сих пор стоит на том же месте, разрушаясь в ожидании демонтажа.
Красный мост, которым начинался переезд находится между Большой Садовой и 3 солдатским проездом.
Он перекинут всего-навсего через одну железнодорожную ветку:
Столбы у моста довольно массивные, причём по ним проложены провода, которые далее уходят под землю и появляются снова на другой стороне от железной дороги, т.е. идут так же, как раньше происходило здесь автомобильное движение.
Сейчас же Красный мост служит мостом для автомобилей, направляющихся к гаражам и складам, расположенным у железной дороги, а переезда через железную дорогу давно нет. Есть лишь пешеходные тропки.
Вот в этом направлении и был проложен переезд через железнодорожные пути на дорогу Дружбы. Вдали за путями видна стелла въезда в Октябрьский район на этой самой дороге. Дорога Дружбы должны была получиться из улиц: Тракторная, Большая Садовая, Крайняя (Политехническая). Садовую и Политехническую должны были спрямить, да и сейчас это всё ещё возможно (я об этом уже
писал). По ней должны были пойти троллейбусы на Пролетарку (продление 13 маршрута). Но не сложилось...
А память о переезде навсегда осталась в названии остановки электрички.
Согласно генплану на месте бывшего переезда давно запланирован путепровод-эстакада и серия развязок. Только воплотится ли это когда-нибудь в реальность никому не известно...
Рассказав об этом переезде, стоит упомянуть ещё об одном, расположенном совсем рядом. Ветка под Красным мостом шла от товарной станции на метизный завод. Завод этот появился в мае 1898 году и до революции был известен, как Саратовский гвоздильно-проволочный и чугунолитейный завод. Завод был основан акционерным обществом металлических заводов Б. Гантке, правление которого находилось в г. Варшаве, 24 января 1902 года был продан Акционерному обществу Русской железной промышленности, а 23 мая 1917 года Акционерному обществу Нижегородского металлического завода «Новая Этна». С этого времени завод стал называться Саратовским заводом «Новая Этна».
После революции завод был национализирован и перешел в ведение ВСНХ РСФСР. С 1922 г. завод стал носить имя В.И. Ленина, позже стал называться Саратовским метизным заводом им. В.И. Ленина.
До момента продажи части корпусов завода (сейчас там т/к "Мой новый" - Стройбери, Реал и т.д.), железнодорожная ветка заканчивалась у корпусов таким вот образом:
К кожзаводу, который располагался до недавнего времени по другую сторону от автодороги (сейчас на его месте новый Макдональдс и строительство нового жилого комплекса) так же подходила железнодорожная ветка, но со стороны Волги. Ветка и сейчас там. И в прошлом году ещё действовала, обслуживая предприятия, находящиеся по её ходу.
А раньше эти ветки соединялись. Т.е. ветка была одной целой, проходив по улице Верхней. В итоге ещё существовал ещё один переезд - на улице Чернышевского.
Давайте взглянем на путевое развитие в историческом аспекте. Ветки на Саратов-3 до 1941-го не существовало. Она появилась вместе с "Волжской рокадой" во время ВОВ.
По карте 1914 года можно предположить что ветка от Товарной станции через гвоздильно-проволочный завод могла быть основной веткой, соединяющей пути от пассажирского вокзала с веткой вдоль Волги - на переправу РУЖД.
В 1940 на подмогу в этом направлении стала работать ветка, проходящая между Юришом и 1 жилучастком к заводу комбайнов-САЗу.
Лишь на карте 1981 года мы видим, что первоначальная ветка прервалась. Но появилась соединительная ветка от путей в районе Юриша на часть прерванной ветки к кожзаводу, чтобы обеспечить движение на оторванный участок со стороны центра города: