Калужская земля велика и обильна интересными местами. Козельск и Угра - начало и конец монгольского ига. Боровск стал «Лобным местом» для старообрядцев. Тарутино, Малоярославец и Медынь помнят 1812 год. Оптина пустынь и Шамордино - крупный духовный центр страны. Обнинск - один из важнейших наукоградов...
А мы побывали там, где соединились промышленный прогресс и военная доблесть, культура и красота природы. Имение
Полотняный Завод берет исток в петровских временах: в 1718 году Петр I поручает Тимофею Карамышеву строительство мануфактур для производства парусного полотна и бумаги. Через несколько лет Карамышев ищет средства для расширения производства, и его «компанейщиками» - партнерами-соинвесторами - становятся приказчики мануфактуры Щепочкин (племянник Карамышева) и молодой калужский купец Афанасий Абрамович Гончаров, которые вкладывают в производство соответственно 5 и 15 тысяч рублей. Вскоре Карамышев умирает, вдова его повторно выходит замуж и продает свою долю в предприятии компаньонам. Еще через пару лет они решают разделить производство, чтобы каждому самостоятельно управлять своим имуществом. При этом остаются в хороших отношениях и ставят две усадьбы по соседству - два Полотняных Завода.
Барский дом усадьбы Гончаровых (к сожалению, стоит так, что фотографировать немного сложно):
Гончаров оказался талантливейшим фабрикантом - я бы сравнил его с легендарными
Демидовыми. Ему удалось создать огромную промышленную империю, владения которой находились не только в Калужской, но и Тульской, Орловской, Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской и даже Ярославской губерниях. Парусину его мануфактуры закупал не только российский флот, но даже англичане - после того, как прекратились поставки из Северной Америки. Бумага его мануфактуры почиталась одно время лучшей в стране. Состояние его исчислялось миллионами. Вот портрет А.А.Гончарова уже екатерининских времен, когда императрица подтвердила указ Елизаветы Петровны о пожаловании его в чин коллежского асессора, что давало право на потомственное дворянство (картинка цельнотянутая из сети, фото в музее не получилось):
Кубок из кокосового ореха с изображением Петра I, заказанный благодарными потомками Афанасия Абрамовича.
К сожалению, усадьба сгорела в первый день немецкой оккупации в ноябре 1941 года, остались одни стены, поэтому все, что мы видим сейчас, восстановлено лишь по описаниям и сохранившимся изображениям. Спасти удалось лишь небольшое количество мебели и вещей. В северном флигеле, примыкавшем к мануфактуре, находился кабинет хозяина и его комната для отдыха - из нее сохранился вот такой книжный шкаф с сочинениями Вольтера и других французских мыслителей:
От кабинета начинается анфилада парадных залов, занимающая основную часть второго этажа. Столовая:
Часы, заказанные Афанасием Абрамовичем Гончаровым из Лондона:
Вид из окна на канал, который подводил воду к мануфактуре:
Большая гостиная:
Инкрустированный стол:
Клавикорды:
Диванная:
Парадная спальня:
У этой комнаты интересная история - Гончаров пригласил путешествовавшую по России Екатерину II посетить его имение, и государыня приняла приглашение. Для нее была специально подготовлена спальня: за тем местом, где сейчас стоит диван, находился альков с роскошной кроватью. Государыня, однако, изволила лишь отужинать у Гончаровых. Тем не менее, это был знак неслыханной милости, и в семейных легендах ужин вырос до многодневного пребывания императрицы в Полотняном Заводе. Вот на этом стуле она, по легенде, сидела:
А это небольшая копия статуи, которую А.А.Гончаров хотел установить в своем имении и получил соответствующее разрешение. Многотонную «медную бабушку» изготовили, но установить так и не смогли, и она почти 70 лет томилась в подвалах, пока ее не продали государству для установки в Екатеринославе:
Через несколько лет после посещения государыни Афанасий Абрамович скончался. Его сын Николай ненадолго пережил отца, и в 1785 году владельцем имения становится внук основателя Афанасий Николаевич. Он оказался почти полной противоположностью деду: добрый, гостеприимный, но малообразованный и не особенно интересующийся делами, он умудрился не только промотать доставшиеся ему шесть с половиной миллионов, но и оставил полтора миллиона рублей долгов.
Дела отчасти удалось поправить, когда после разрыва с женой в 1808 году Афанасий Николаевич уехал за границу, и имением стал управлять его сын, Николай Афанасьевич, но в 1812 году глава рода возвращается в Россию и приезжает в Полотняный завод в середине октября, когда здесь на три дня останавливается русская армия во главе с Кутузовым. Гончаровы принимают главнокомандующего в своем доме, и его комнаты с тех пор называются Кутузовскими. К сожалению, где они были - достоверно неизвестно. Портрет светлейшего князя - копия с портрета Д.Доу из Галереи 1812 года в Эрмитаже - висит в южном флигеле:
Вскоре после этого Афанасий Николаевич отстранил сына от управления заводами и имением, и тот вместе с женой и старшими детьми уехал в Москву, оставив, однако, на попечение деда младшую, недавно родившуюся дочь: Наталью Николаевну Гончарову. Здесь она росла до шести лет, ее обожали и баловали абсолютно все, и воспоминания об этих днях остались у нее самыми светлыми.
Огромная часть экспозиции посвящена Пушкину и всему, что с ним связано. Несколько залов отданы под, прямо скажем, сомнительной художественной ценности иллюстрации к Евгению Онегину. Я очень люблю Пушкина. «Наше все» - это не просто слова. И понятно, что Полотняный Завод через Наталью Николаевну неразрывно связан с именем поэта. Но все же мне хотелось бы, чтобы здесь больше рассказывали о самих Гончаровых. Об истории производства. О становлении гончаровской «империи» и о ее падении. О том, как старшему шурину Пушкина Дмитрию Николаевичу удалось-таки худо-бедно справиться с разорением имения. О том, чем жили его потомки - рассказ о них краток и очень сжат. Однако создать музей удалось лишь в 1999 году, и понятно, что его основная направленность могла быть только пушкинской. Возможно, со временем что-то изменится. В любом случае, побывать в этом имении было очень интересно. В том числе и затем, чтобы чуть лучше понять и почувствовать ту, что стала верной спутницей поэта.
Вход в парк усадьбы:
Роскошная липовая аллея (а за забором - запущенный яблоневый сад):
Вид на реку Суходрев, в излучине которой стоит имение:
«На фоне Пушкина снимается семейство» - здесь, в дальнем конце парка, любил сидеть над рекой Пушкин, когда приезжал в Полотняный Завод:
Я сказал выше, что мне хотелось бы больше узнать об истории производства в Полотняном Заводе - это правда, но отчасти эту задачу решает исключительно интересный музей «Бузеон», которому через две с половиной недели исполнится всего год (он был открыт к 300-летию Полотняного Завода). Это единственный в России музей, посвященный истории бумаги и ее производству. Мы прошлись по нему с экскурсией, и это полный и абсолютный восторг. Музей расположен в старом здании бумажной мануфактуры:
Музейные залы - бывшие производственные помещения:
Карта пути бумаги из Китая по всему миру:
Макет мануфактуры:
Стол управляющего, а на нем - образцы различной бумаги и других материалов для письма:
Голландер - устройство для измельчения сырья, совершившее революцию в бумажной промышленности:
Слева - часть мельницы с молотками для измельчения сырья, впереди - чан для вымачивания:
Разное сырье, из которого можно делать бумагу:
Там показано еще много разного оборудования, и старого, и современного, подробно рассказывают о том, как делается бумага, и еще много чего. И самое замечательное - в конце экскурсии можно самим сделать лист декоративной бумаги с натуральными цветами!
Вот что получается в результате:
В общем, такое вот нечаянное счастье - мы про этот музей не знали и попали туда почти случайно. Настоятельно рекомендую всем. Вообще всем. Очень душевное место.
Начало путешествия: Торжок Бородино Тула один,
два,
три,
четыре Дворяниново Таруса один,
два (Поленово) Таруса - Калуга Калуга