Плавание на байдарках у нас не сложилось, но мы нашли-таки возможность хоть немного по воде прокатиться, при этом вернулись на несколько часов в Тульскую губернию. Погода пыталась поездку подпортить, но одумалась :)
В нескольких верстах от Тарусы, чуть ниже по течению Оки, на противоположном берегу лежит
музей-заповедник «Поленово»: бывшее имение великого художника Василия Дмитриевича Поленова. Мы отправились туда вот на таком катерке:
История имения начинается в 1887 году, когда Поленов был очарован здешними пейзажами. «Красивые места на Оке под Серпуховым и дальше - вверх по течению», - пишет он жене.
Через три года на средства, вырученные от продажи картины «Христос и грешница» (ее приобрел Александр III за колоссальные деньги - 30 000 рублей серебром), художник покупает запущенное имение в деревне Бёхово, но мечтает о песчаном холме чуть выше по течению реки. Однако та земля принадлежит крестьянской общине, и купить ее нельзя - можно только обменять на равноценную территорию. Поленов предлагает крестьянам вдвое больше хорошей плодородной земли за пустырь, на котором ничего нельзя вырастить, и крестьяне, разумеется, не отказываются обменять 14 десятин песка на 28 десятин пашни:) Тут же начинается строительство дома и благоустройство территории: Поленов сажает сосны, которые быстро приживаются на песке, начинают задерживать землю, после этого в новой усадьбе появляются и лиственные деревья, а вскоре приходится уже делать просеки, чтобы сохранить виды на Оку. Вот так сейчас выглядит подъем от реки к усадьбе - можно ли поверить, что это был почти голый песчаный холм?
Небольшое напоминание о том, в каком виде надо идти в музей :)
К «Большому дому» - главному зданию усадьбы - ведет вот такая аллея.
«Адмиралтейство» - бывший лодочный сарай.
Рядом якоря и камень с вензелем «ВП» - «Василий Поленов».
«Аббатство» - мастерская художника, про которую он в 1904-м году писал И.В.Цветаеву: «...я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен...».
И, наконец, сам «Большой дом», названный так в противовес временному флигелю в старой беховской усадьбе.
Перед ним камень с напоминанием о Великой Отечественной войне - это братская могила нескольких разведчиков и их 10-летнего проводника. Гитлеровцы сюда не дошли: бои шли на другом берегу Оки.
Дом с самого начала задумывался как общедоступный музей, что по тем временам было почти неслыханно: частный дом - музей! Под «экспозицию» использовались три комнаты на первом этаже (сейчас для посетителей открыты шесть комнат из двадцати с лишним, в остальных - служебные помещения и кабинеты научных сотрудников). Столь же неслыханным было по тем временам техническое оснащение дома: водопровод, канализация, калориферное отопление были далеко не во всех городских домах, а уж в деревне!..
В «Большой дом» можно попасть только с экскурсией, которая нас не очень порадовала, но, возможно, бывает лучше. Впрочем, возможность побывать в доме искупает недостатки рассказа. Здесь выставлена очень интересная коллекция живописи - эскизы и этюды русских художников к их картинам. Вот это, например, как легко догадаться даже на моем фото, Васнецов.
Тут же, кстати, хранится этюд к «Трем богатырям», от которого Поленов пришел в восторг, и Васнецов тут же решил подарить этюд другу. Поленов, однако, отказался, сказав: «Вот когда напишете картину, тогда с удовольствием приму». И действительно, когда Васнецов спустя много лет закончил полотно, то подарил этюд Поленову.
А это мозаичный портрет хозяина дома, сделанный его учеником Егише Татевосяном из камешков, найденных на берегах Оки. Поленов пришел в восторг и сказал, что теперь сам будет у Татевосяна учиться. И действительно начал делать очень интересные мозаики.
Виды из окон - как будто живые картины.
В столовой собрана очень интересная керамика - работы младшей сестры художника Елены Дмитриевны, самого Василия Дмитриевича, других мастеров, но все это было очень неудобно фотографировать, к сожалению. А в красном углу - образ Покрова Богородицы, написанный Е.Д.Поленовой. Этим образом освящали школу в селе Страхово, построенную по проекту и на средства Василия Дмитриевича. Под образом - резные деревянные блюда, поднесенные хозяину благодарными крестьянами.
Вообще Поленова крестьяне полюбили - помимо школы в Страхово, он строит школу в Бехово, народный театр, новую церковь. Поэтому, когда в 1917-м приехали какие-то горлопаны разбираться с очередным «буржуем», крестьяне сразу же встали с вилами на защиту поленовской усадьбы.
В оформлении дома неоднократно встречается герб рода Поленовых: старый пень дуба, от которого идет молодая ветвь - символ передачи опыта от поколения к поколению. Например, он хорошо виден на перилах лестничной площадки второго этажа:
На втором этаже отдельный зал выделен под экспозицию полноразмерного графического варианта картины «Христос и грешница». Изумительное полотно. Очень жаль, что из Евангельского цикла Поленова сейчас доступны лишь единичные картины.
После «Большого дома» мы отправились в «Аббатство» - мемориальную мастерскую. При входе гостей встречает столярный верстак Василия Дмитриевича - очень мощная и продуманная конструкция:
В частности, на этом верстаке он соорудил себе для работы вращающийся табурет с регулировкой высоты, который виден ниже, рядом с рабочим столом мастера:
Сбоку висит мозаика Поленова из все тех же окских камешков:
В соседней комнате выставлены куклы, сделанные Е.Д.Поленовой для детского театра.
На печи снова герб Поленовых:
Дух места настоятельно требует творчески самовыразиться хоть как-нибудь, поэтому младшие члены нашего семейства отправились на мастер-класс по росписи филимоновской игрушки:
Слегка перекусив (по поводу кафе ничего хорошего сказать не могу, поэтому промолчу; отмечу только, что ссылаться на техническую невозможность оплаты картами, при том что буквально в соседней комнате находится касса музея, где я безо всяких проблем расплатился картой, - это неприлично), мы пошли в село Бёхово, где Поленов когда-то приобрел первый свой кусок земли на Оке, а позже построил школу (как и в Страхово) и церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Дорога идет по берегу Оки.
Поднимаемся вверх по косогору и замираем в восхищении.
Церковь стоит чуть дальше, не на самом берегу. При ее проектировании Поленов опирался на северные, в первую очередь новгородские храмы.
Василий Дмитриевич, при всем своем, как я понимаю, сложном отношении к «официальному» христианству, глубоко чувствовал связь религии и искусства: «Эстетика была во все времена одним из самых постоянных и могучих спутников религии, - писал он. - ...Большинство великих созданий возникло на религиозной почве, было вызвано религией, и храм, посвященный Божеству, становясь домом молитвы, становился хранителем искусства или искусств. Наша церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение как в прошедшем, так и в настоящем и будущем».
Сам Поленов был удивительно одаренным человеком: помимо картин, графических работ, архитектурных проектов он оставил еще и музыкальные произведения, а также книги, в том числе подробный философский комментарий к своему евангельскому циклу, который, к сожалению, не издан.
На прощание мы зашли на кладбище, где похоронен сам Василий Дмитриевич Поленов и члены его семьи. Согласно его завещанию, на могиле нет памятника, только стоит простой двускатный северный крест и лежит большой валун. На этот валун мы и положили сорванные по дороге полевые цветы.
Сегодня с утра еще немного пройдемся по Тарусе, а там - снова в путь :)
Начало путешествия: Торжок Бородино Тула один,
два,
три,
четыре Дворяниново Таруса