В разрушенной (не врагами, а временем и природой) синагоге города Кайфына (Кайфэна) находились четыре не связанные друг с другом временем создания и сюжетом стелы с иероглифическим рассказом об истории евреев в Китае.
На двух стелах упоминается татуировка, находившаяся на спине легендарного военачальника эпохи Сун Юэ Фэя (岳飛; 1103-1142). Юэ Фэй - образцовый китайский патриот, служивший династии Южная Сун и оборонявший ее от войск чжурчжэней (ими правила династия Цзинь). После смерти Юэ Фэй немедленно занял в китайской культуре и национальном сознании место эталона преданности родной стране. Татуировка, некогда спасшая его жизнь, состояла из четырех иероглифов «цзинь», «чжун», «бао» и «го» - «безграничный», «преданность», «служить, и «страна» (盡忠報國).
Казалось бы, где китайский полководец XII века, а где кайфынская синагога? Однако в 1489 году на кайфынской стеле в части текста, посвященной евреям, впервые появляются иероглифы в контексте «Безграничной преданности стране и правителю». Во второй раз надпись всплывает на стеле, датированной 1512 годом, - в контексте безграничной верности еврейских солдат и офицеров, служивших в китайских армиях («Безгранично преданы стране»). На той же стеле указано, что израэлиты - как по свидетельству Маттео Риччи называли себя в его время китайские (кайфынские) евреи - служили в армиях Юэ Фэя.
Классическая эпиграфика не рассматривает татуировки как предмет изучения, но в этом случае, видимо, зря. Так что посмотрим еще раз на четыре иероглифа, спасших военачальника Юэ Фэя. Биографию «генерала» написал через шестьдесят лет после его смерти внук - поэт и историк Юэ Кэ (岳柯), а позже (в 1345 г.) она вошла вместе с другими подобными биографиями в «Сун-ши» («Историю династии Сун»). По свидетельству этой биографии, после того как предатель Цинь Хуэй (秦檜) чужими руками незаконно арестовал Юэ Фэя с сыном, суд предъявил им обвинения в измене. Однако «Юэ сорвал с себя куртку и обнажил четыре иероглифа, словно написанные кистью на спине - «Служить стране с беспредельной верностью». Это доказало, что он был совершенно невиновен в предъявленных обвинениях».
В биографии, однако, не объяснялось, кто и когда сделал Юэ Фэю эту татуировку. Этот пробел восполнили позднейшие беллетризированные биографии. В одном из раннеминских романов утверждалось, что после вторжения в Китай чжурчжэньских армий молодые и горячие герои из деревни, принадлежавшей Юэ Фэю, рвались вступать в ряды горных «партизан». Однако Юэ не одобрил порыва и в качестве острастки приказал сделать на спине одного из добровольцев ту самую татуировку. Так он поступал с любым, рвавшимся не в регулярную армию, а в свободные бандиты.
Наиболее распространенная легенда гласит, что Юэ Фэй получил татуировку от матери. Впервые она записана в «Истории Юэ Фэя» («Шо Юэ цюань чжуань»: «說岳全傳» - дословно «Расскажу полную биографию Юэ»), принадлежащей кисти Цянь Цая (錢彩). В главе 21, озаглавленной «[Как] по примеру Ван Цзо, поклявшегося в братстве, госпожа Юэ наставляла своего сына при помощи татуировки», Юэ Фэй осуждает пиратского головореза Ян Яо (杨幺), отвергнув его просьбу сделаться военачальником армии Юэ Фэя. После госпожа Яо говорит сыну: «Я, твоя мать, видела: ты не принял на службу дерзкого вора, ты смиренно переносишь бедность и не подвержен искушению богатством и чинами… Но я боюсь, что после моей смерти может встретиться [тебе] недостойное существо, способное соблазнить тебя … По этой причине… Я желаю сделать у тебя на спине татуировку из четырех иероглифов ‘беспредельный’, ‘верность’, ‘служить’ и ‘страна’... Госпожа выбрала кисть и написала у него вдоль позвоночника четыре иероглифа, означавшие «служить стране с беспредельной верностью»... [Потом] она сжала зубы и начала колоть. Закончив, она раскрасила иероглифы чернилами, смешанными с уксусом, чтобы краска никогда не сошла».
Судя по всему, отсылки на двух стелах из синагоги к татуировке на спине одного из самых знаменитых патриотов Китая были призваны если и не утверждать прямые военные заслуги иудеев в государственной службе, но подтвердить их абсолютную преданность стране проживания.