мне не нужен мессенджер. Хотя то, что у программистов ЛЖ все время что-то чешется, заставляя вводить новые фичи, -- добро. Провела ночь с
художниками и их фрагментами, начав с тысяча подтертого места (вот столько у нас любителей изобразительного искусства на одном отдельно взятом сайте), поднялась до гордого двести какого-то. Либо пока, либо вообще, потому что очень затягивает, надо бороться.
Попутно выяснилось, что, будучи во Флоренции, я не осознавала слишком большое количество очевидностей, от которых хочется кусать чьи-нибудь локти. Ну, вот, например, когда мы стояли по-над рекой Арно в упоительной аркаде и любовались на, собственно, Арно, некоторыми частями нас даже и поедая джелато, купленное через дорогу, над нашими головами проходил коридор Вазари. И проходил он, как понимаю, из палаццо Веккьо, через Уффици, вдоль Арно по верху аркады (как раз у нас над головой), затем верхами через Арно по Понте Веккьо и во дворец Питти. Всю эту дорожку мы тогда, естественно, прошли, но по земле. Вот интересно, можно ли пройти вместе с Вазари?
Но и это еще не все открытия человека без путеводителя в голове. Понятно все про Дуомо. Все смотрела на него с двух точек (зрения) -- с точки заговора Пацци и с точки первого великого купола Бруннелески. Кампанильей лишь полюбовались... а она оказалась
кампанильей работы Джотто. Ну, что за беда. Все равно дураком помрешь.
В плане Джотто же и Данте непонятно мне следующее. Вот ведь Джотто написал же первый (и единственный, кажется, прижизненный) портрет Данте. Вот этот:
(Оставим в стороне, что на эту тему другой Данте написал картину "Джотто пишет Данте", на которой Джотто пишет Данте, а Данте режет гранат [никак, в Ад собрался]; вот эту [эскиз]:
.)
Но ведь
утверждают, что Данте выглядел вовсе не так, а вот так:
, уверяя, что орлинопрофильный гвельф в красном колпаке с белыми ушами и терновом лавровом венце -- романтизация, основанная на посмертных фантазиях о первом подземном туристе. Но Джотто-то, Джотто! Он же писал Данте при жизни, молодого, еще до того, как тот покинул Город Цветов!
...За что Данте отплатил Джотто (по воспоминаниям Бокаччо) подколкой. Джотто был (в отличие от Данте:)) не эффектен лицом. Тот же Бокаччо писал, что более уродливого человека во Флоренции было не сыскать. И детей первый гигант В. настрогал таких же, "простых". Данте как-то и спросил его, а что, друг мой Джотто, дети у тебя такие некрасивые, у человека, способного творить кистью такую Красоту. "А я их в темноте делал", -- парировал быстрый на шутку Джотто. Вот, говорят, его останки демонстрируют разные глаза, позвонки, деформированные так, как бывает у человека, вечно закидывающего голову (фрески) и стесанные передние зубы (в них держалась запасная кисть). Это, конечно, записал для нас Вазари. Как и старую сказку (еще от
Апеллеса) о том, как Джотто пририсовал на картине своего учителя Чимабуэ муху, а тот долго пытался согнать ее с полотна кистью.
Так здорово представлять всю эту гениальную компанию, не понимавшую, что она гениальна, и обменивавшуюся друг с другом простыми итальянскими шуточками.
А я пока буду в задумчивости бродить по коридору Вазари взад-вперед, как по граблям, открывая для себя очевидности.