Nov 01, 2017 14:44
Читаю Мердок «Дикая роза» - одна любовь. Всё - ради неё - движется в романе. У Айрис тема - любовь людей «недетородного» возраста, тех, про кого Толстой говорил - «стыдно! Какой пример дочерям!» (ну или как-то так). Мердок такие психологические оттенки и краски, и чувства, и мотивы поведения и поступков подмечает, что порою диву даёшься.
А вспомнишь в связи с этим своё - и думаешь: ведь, наверное, было, почему же ничего не осталось? Или перестали выделяться какие-то гормоны - и всё, никакой любви? Одна привязанность и приступы нежности и жалости.
Вот типичная семейная коллизия: муж жену вывел из равновесия. Это он умеет. Сказать приятное, просто порадовать - это только в день рождения. А вот подловить или нагрубить за пустяк - это всегда пожалуйста, он так самоутверждается, жену пригнув. Та ему иногда гневную отповедь закатит, а иногда - смиренно: «Ну, зачем ты опять на меня? Сижу, тебя не трогаю… Тебе плохо, если мне хорошо?» Развязка: муж через сколько-то подходит: «Ну, ты на меня не обижайся. Я же тебя люблю». Это значит - стыдно за себя стало: правда - зачем? Или удовлетворил своё тщеславие и устыдился, понял, что не стоит оно того.
Но ведь насчёт - «люблю» - это не то. Это уже формула, пригодная, как пушечный удар по хибарке - уж наверняка проблем не останется.
За этим «люблю» - настоящее «люблю» не стоит.
То самое, семнадцатилетнее, когда тогда лишь живёшь, когда она - твоя. И ни с кем её не делишь, а чуть какой знак, что ещё и не твоя, то хоть под поезд - жизни не будет дальше, если без неё.
А ты ведь к ней ещё не привык, и общих детей нет, общих воспоминаний - это ещё не кусок твоей судьбы. Она просто тебе нужна не известно для каких целей.
Без каких! Вот пусть она будет тут, тогда мне хорошо.
По поводу