(no subject)

Jun 13, 2021 17:48

Вернулась из путешествия с летным клубом, запишу, пожалуй, впечатления.
Мы летали в Грецию. Из Швейцарии через Альпы, потом вдоль моря через Словению, Хорватию, Черногорию и Албанию до Корфу, потом оттуда к разным греческим островам, и дальше через центр страны и Македонию в Косово, и обратно через Албанию снова к морю и домой.
Путешествие получилось эпическим, впрочем, меня заверили, что настолько эпических путешествий клуб не организовывал уже несколько лет, это просто я так удачно попала в свой первый же вылет. Обычно вылетают дня на три в ближайшие страны, которые доброжелательны к малой авиации, там весело проводят время и возвращаются домой. Мы летали почти неделю, и время, конечно, провели весело, но и устали все до чертиков - и это мы только летели, а вот наш организатор путешествия, помимо полетов, еще все остальное время разруливал бюрократию и прочие неожиданности на нашем пути, и успешно их все разрулил, но, я думаю, он следующую неделю будет только спать и смотреть в стену в промежутки бодрствования.
Но по порядку.
Нас было три маленьких самолета - одна Чессна 172 и два Пайпер Арчера


Арчеры летают несколько быстрее нашей Чессны, так что совсем вместе лететь бы не получилось, но у нас было общее радио, поэтому идея была, что мы все летим, как можем, в дороге перекликаемся по радио, на ночевку останавливаемся вместе, на промежуточных посадках друг друга ждем, если позволяет время. На самом деле, было довольно удобно, потому что на промежуточных посадках Арчеры организовывали для нас заправку, мы прилетали уже на все готовое - иначе пришлось бы ждать этих заправщиков еще неизвестно сколько. Плюс, они же разведывали дорогу, особенно через Альпы.
Прогноз погоды на первый день нашего вылета был пессимистичен. Низкие облака, грозы, особенно в Альпах, и всякие такие удовольствия. Учитывая, что в первый день мы планировали добраться до Корфу - само по себе 7-часовое путешествие - любая задержка в Альпах означала бы, что мы бы вообще никуда не попали.
Поэтому организатор вылета принял волевое решение вылететь на день раньше. Вечером, чтобы пересечь Альпы, заночевать где-нибудь в Италии, и уже оттуда по равнине продолжить. Прогноз на день раньше был тоже не фонтан, но методом вдумчивого просмотра вебкамер с разных точек Альп и звонков местному метеоцентру было установлено, что в западной части Швейцарии, вроде бы, есть возможность проскочить между горами и облаками. Ну мы и полетели.
Вылетели в 6 вечера, долго печально тарахтели низко над землей на запад, в районе Берна облака, наконец, начали подниматься, мы начали подниматься вместе с ними. В начале восьмого мы долетели до входа в долину, ведущую к предположительно открытому перевалу. В этой же долине расположен один из довольно крупных аэродромов в Швейцарии - Сион, и перед нами встал первый выбор. Если бы оказалось, что перевал закрыт, и нам бы пришлось возвращаться - Сион закрывается в 8 вечера, и мы, скорее всего, не успели бы сесть. Арчеры, которые шли впереди с разведкой, впрочем, звучали оптимистично, так что мы решили идти на прорыв.
Нужный нам перевал выглядел примерно так:


При некотором усилии воображения можно было подумать, что с другой его стороны, вроде бы, немного светлеет, то есть, у нас есть шанс пролезть. Мы полезли. С другой стороны действительно посветлело, но радовались мы недолго, потому что Арчер-разведчик доложил, что вокруг них все темнеет и погромыхивает, и к первоначально задуманному месту ночевки долететь шансов нет. Мы повернули в сторону резервного аэродрома - все еще в Италии. Два Арчера впереди нас продолжали докладывать об ухудшении погоды, но они прошли. Когда к тому же аэродрому прилетели мы - он уже был окружен грозовыми тучами, и каждую нашу попытку подлететь поближе встречала какая-нибудь приветливая молния, так что после пары попыток мы от этой идеи отказались. Стали думать, что делать дальше. Покружили в окрестностях - гроза шла на юг, то есть должна была бы уйти от аэродрома и от нас, но шла медленно, и было непонятно, успеет ли уйти до ночи - а ночные полеты в Италии запрещены. В какой-то момент нам показалось, что с другой стороны аэродрома опять начинает светлеть, мы сунулись туда, получили еще одну приветливую молнию навстречу и решили воздержаться. Из вариантов оставалось - либо садиться в поле, где мы кружили, и закончить на этом наше путешествие, либо вернуться на 10 минут назад, где мы пролетели два швейцарских аэродрома Локарно и Лугано, закрытые еще с шести вечера, но зато оба с асфальтированными взлетками и горючим (в рабочие часы). Лугано покрупнее, принимает международные полеты, Локарно - только для малой авиации. После некоторых колебаний мы выбрали Локарно, потому что посадка на аэродроме после его закрытия - это авиационный инцидент, и мы решили, что на маленьком аэродроме это повлечет за собой меньшее количество объяснительных и оправдательных писем. Когда мы садились, было уже почти совсем темно - в горах темнеет рано - но мы сели без лишних проблем, припарковались, привязали самолет покрепче, чтобы его за ночь не унесло грозой, и перешли к решению следующих насущных проблем. Аэродром закрыт - надо лезть через забор. На той стороне забора надо придумать, где мы будем ночевать, и хорошо бы еще что-нибудь съесть. Проблемы, впрочем, разрешились неожиданным образом. В процессе перелезания через забор нас застал немолодой мужчина с вопросом, что у нас тут происходит. Мы сперва насторожились - мало ли, может, это нас уже полиция нашла, будут вменять незаконное проникновение на территорию и всякое. Но мужчина оказался сам пилотом, живущим недалеко от аэродрома. В свободное время этим вечером он наблюдал за трафиком в округе через флайтрадар, наши метания привлекли его внимание, и он решил приехать, спросить, не нужна ли нам помощь. Помощь была с благодарностью принята, он отвез нас в гостиницу - сам нашел еще открытую (близилось 10 вечера) и со свободными комнатами - посоветовал, где в это время можно поесть, и вызвался забрать нас из этой же гостиницы утром, чтобы отвезти обратно на аэродром.
Утром на аэродроме нас ждали с нетерпением. Несмотря на то, что летала все это лично я и приземлилась в Локарно тоже лично я, в кабине среди нас был летный инструктор, поэтому с меня взятки были гладки, а с него затребовали отчета о том, как он так запланировал вылет в такую-то погоду. Инструктор объяснил наши решения, менеджер аэродрома похихикал над фразой "мы решили, что в Локарно будет меньше драмы, если мы сядем в нерабочие часы", согласился с ней полностью, но порекомендовал в отчет ее все-таки не включать.
Пока мы со вторым пилотом готовили самолет к вылету, инструктор написал отчет, причем умудрился выторговать нам снижение штрафа, потому что посадка все-таки была почти аварийной. Менеджер аэродрома с ним согласился, так что вместо большой суммы за посадку на аэродроме в его нерабочие часы мы заплатили небольшую - как за посадку без предварительного согласования. Все это заняло не очень много времени, и мы двинулись дальше.
Следующим пунктом в программе был Порторож, в Словении. Если бы мы летели напрямую из Цюриха, нам бы пришлось пересекать довольно запутанное воздушное пространство вокруг Венеции, но из Локарно мы смогли обогнуть его вдоль берега, посмотреть на Венецию издалека и приземлиться в Портороже практически без происшествий. Встретили там экипажи обоих Арчеров, которые, пока мы писали объяснительные, охотились за топливом в Италии - для малой авиации там это сложно. Из достопримечательностей аэродрома в Портороже стоит бутылка какого-то местного самогона с наклейкой "джет топливо" - из нее наливают тем, для кого Порторож - конечная цель полета.


Нам было лететь дальше, причем еще в этот же день, так что мы обошлись.

Дальше был аэродром Брач, в Хорватии. Он примечателен тем, что находится на довольно высоком плато на острове среди моря.


Когда уже на обратном пути я оттуда вылетала, мне дали разрешение на высоту 1500 футов после взлета, при том, что сам аэродром находится на 1800 футах. Я поинтересовалась у инструктора, как я должна этого достичь, к тому моменту, как он перестал хихикать, мне выдали новое разрешение на 2500 футов.

Для ночевки, как я уже писала, в первый день был выбран Корфу, и из Брача мы полетели прямо туда. Диспетчер в Корфу звучала загнанно, пытаясь нас всех разрулить, посылала Арчеры туда и сюда, посадила первый из них по ветру, а не против ветра (при том, что ветер был довольно заметный, я бы к такому хвостом садиться не стала). Второй довольно настойчиво запросил посадку против ветра, диспетчер немного пришла в себя, и нам уже тоже дала нормальную посадку. Бонусом был тот факт, что заход на эту посадку провел нас над старым городом с крепостью - очень красиво, но я была за штурвалом и не фотографировала, смогла только сделать один снимок крепости уже на следующий день на вылете.


Зато гостиница у нас в этот вечер была с видом на аэропорт.


На второй день предстоял еще один довольно длинный перегон - к южным греческим островам, с одной посадкой на дозаправку на военном аэродроме по дороге. Военные нам были не очень рады, но и запретить не могли, так что после некоторой борьбы с бюрократией мы заправились и снова двинулись в путь. По дороге видели мост с континентальной части Греции на Пелопоннес:


Хотели еще пролететь на Дельфами, но по времени не выходило. Приземлились мы в этот день на острове Астипалея. В аэропорту гордо написано, что это остров-бабочка и жемчужина моря (Критского, кажется). Остров действительно состоит из двух частей - по сути, двух горных вершин, соединенных между собой узкой перемычкой на уровне моря, где и построили аэродром. Сразу после нашего приземления аэродром с облегчением закрылся до следующего утра, а мы принялись искать гостиницу. Организатор поездки висел на телефоне добрых полчаса, дозвонился до кого-то, после чего диалог был примерно такой.
- Здравствуйте, это такая-то гостиница?
- Да.
- У вас есть свободные комнаты на сегодня?
- Конечно (длинный рассказ о том, какие у него прекрасные комнаты, с морскими видами и всеми удобствами, и так близко к центру города, и вообще, приезжайте).
- Ага, отлично. Мне нужно девять комнат.
- Девять??? (у человека на том конце провода сердечный приступ, сезон еще толком не начался, у него в лучшем случае треть сотрудников работает, и те не полный день, а тут надо организовать девять комнат, а с другой стороны - как отказать? Черт его знает, каким будет сезон, может, эти девять - это половина месячного оборота...) Ну мы можем через пару часов...
- Нет, через пару часов - это долго. Мы уже прилетели, будем у вас через полчаса, и нам нужны комнаты.
- (У человека на том конце провода второй сердечный приступ, он юлил и ныл, выторговал себе час вместо получаса, и, кажется, вместе с телефоном сам и побежал все готовить).
В итоге к нашему приезду, разумеется, еще ничего готово не было, но у них была прохладная терраса, еще через полчаса нашелся бармен, принес нам напитков и, по греческой традиции, закусок за счет заведения, так что ждали мы с комфортом.


Комнаты тоже превзошли ожидания. Просторные, с террасами с видом на море, двухуровневые с ванной на нижнем уровне:


(нет, спускаются туда не по приставной лестнице, она там в декоративных целях).

Учитывая, что из машины по дороге было видно город на холме и крепость на верху холма, я просто обязана была туда сходить и посмотреть на все это поближе.


Крепость еще довольно недавно была жилой, но в какой-то момент ее решили расселить, обитатели послушно потянулись на выход, но взяли с собой все детали привычной обстановки, включая, в некоторых случаях, стены. Поэтому изнутри крепость выглядит примерно так:


Церковь стоит, даже две, и обе выглядят регулярно ремонтируемыми, не знаю, открыты ли.


Помимо крепости в городе есть ветряные мельницы:


И просто симпатичные улочки в том самом запоминающемся белом:


На следующий день мы полетали наперегонки:


В плане на день был Кос, но очень коротко, чисто приземлиться и полететь дальше. Один из экипажей решил вместо этого лишние полчаса поспать, мы слетали отметились. К обеду встретились все вместе на острове Самос, где нам нужно было сделать тесты на коронавирус для остановок дальше по маршруту. По телефону тест-центр наврал нашему организатору, что они все сделают за полчаса, поэтому мы туда приехали на такси из аэропорта и попросили такси подождать. Полчаса растянулись на полтора, таксисты по очереди подходили узнать, собираемся ли мы еще вообще ехать назад, у нас подходило время вылета, а тест-центр продолжал неторопливо вспоминать про "а вот еще форму надо заполнить". В конце концов мы победили все формы, сдали тесты, получили обещание результатов емейлом и помчались обратно к самолетам. На ночевку в этот день мы остановились на Икарии. Аэропорт Икарии интересен тем, что встречает вас лично Афина, а провожает лично Икар.




На Икарии мы взяли машины напрокат, потому что до нашей гостиницы было довольно далеко, и на такси этого делать не хотелось. Прокатчики выдали нам Ниссаны Микра, сообщили, что к гостинице можно доехать по северному берегу или южному, там практически одно и то же, только северная дорога чуть длиннее, и отправили в дорогу. Южная дорога, которая покороче, выглядела примерно так:


Бедная Микра явно думала о нас много плохого, пока мы с ней по вот этому вот продирались. Нам еще повезло ехать впереди колонны, что думал экипаж позади нас, мы решили не уточнять. В начале путешествия Микра была белой, к концу приобрела заметную рыжину. Но не соврали, приехали мы действительно минут на 15 раньше третьего экипажа, выбравшего асфальтированную северную дорогу. На обратном пути мы попытались было тоже поехать северным берегом, но коварный гуглонавигатор завел нас на очередные проселки, где наш инструктор, наконец, взял навигацию в собственные руки и вывел нас на приличный асфальт. Приемщик машин при виде нашей Микры скривился: вы, что ли, южным берегом ехали? Да, говорим, нам посоветовали. Соврали, сказал приемщик, не надо было вам туда ехать.
Гостиница, впрочем, опять оказалась очень милой, с собственным спуском к морю среди камней и идеально пустым общественным пляжем в сотне метров, куда даже добивал гостиничный вайфай.




Я сходила на пляж, остальные искупались возле гостиницы.
И тут появились новые новости. Оказалось, что на следующий день в Греции ожидалась забастовка авиадиспетчеров, что означало закрытие множества аэродромов и диспетчерских по нашему маршруту. Аэродром на Икарии в честь этого открывался на час раньше, чтобы успеть выпустить трафик до начала забастовки, но аэродром, где мы планировали дозаправиться, после некоторых колебаний решил не открываться вообще. Наш организатор за ужином сидел с ноутбуком и телефоном, обзванивая всех, до кого мог дотянуться. Сначала хотели вернуться на уже знакомый нам военный аэродром на дозаправку, но те тоже сообщили, что их диспетчер бастует вместе со всеми, нас туда не примут. Потыкались еще в пару мест - кто бастует, у кого нет горючего, кто и до этого не работал. В конце концов приняли волевое решение лететь заправляться в Афины. Дорого, а что поделать. Афины, впрочем, оказались не дороже Корфу, только намного медленнее. Цистерна с горючим медленно проезжала вдоль рядов самолетов, ждущих заправки, заправщик очень медленно и вдумчиво заполнял формы, еще более вдумчиво заливал горючее, заполнял еще несколько форм, очень внимательно подсчитывал стоимость горючего и собирал платежи - на один самолет у него таким образом уходило около получаса.
После заправки мы попытались улететь, но не тут-то было - оказалось, что наш план полета почему-то не был получен аэропортом. Без плана полета лететь нельзя, мы пометались, заполнили и отправили еще один, снова связались с диспетчерской - плана снова нет. Мы нашли в интернете телефон общего центра, который получает и распределяет планы полетов, позвонили им, чтобы заполнить план через них напрямую. Человек в телефоне, услышав наш номер, жизнерадостно сказал "да, мне тут показывает ваш план!" Мы подавили желание спросить, почему он его не отправит диспетчерам в Афинах, уточнили детали, вежливо попросили план все-таки переслать, и еще через десять минут получили подтверждение от диспетчера, что план есть, и можно лететь. Пролетели над городом, полюбовались Акрополем. Диспетчер так и не понял, куда же мы собирались лететь, переключил нас на частоту какого-то ближайшего аэродрома, где нас попросили сообщить, когда мы будем пролетать над ними. Минуты через три мы нашли этот аэродром на карте и установили, что над ними мы пролетать не будем вообще. Диспетчера этот ответ, видимо, удовлетворил, он передал нас следующему диспетчеру по курсу, и дальше мы летели без приключений.
Ночевали на острове Скиатос, снова рядом с пляжем, снова - совершенно пустынным.


Наш инструктор в качестве светской беседы расспрашивал таксистов по дороге, как идет сезон, достаточно ли туристов, и все таксисты бодро отвечали, что да, у них тут такие толпы, такие толпы! Не знаю, где все эти толпы были, я никого не видела. Может быть, конечно, они сравнивают с прошлым годом, но все-таки.
Сама гостиница была немного на холме, поэтому можно было опять бесконечно любоваться морем:




А можно было сидеть у бассейна в баре, там тоже симпатично:


Еда в гостинице, впрочем, оказалась в худших традициях позавчерашнего буфета из замороженных продуктов, поэтому поужинали мы в другом месте.
Наутро вылетели в Салоники. Диспетчер в Салониках звучал так, как будто видел самолеты впервые в жизни. Послал оба Арчера перед нами на ожидание - одного на 500 футах над морем, второго на 1000, но в одном и том же месте, где правил кружения прописано не было, зато земля поднималась футов на 200-300, то есть нижний экипаж поимел немало удовольствия, заглядывая людям в окна по ходу кружения. Нам этот же диспетчер сначала ничего не сказал - видимо, вообще о нас забыл, но когда мы ему о себе напомнили, сообщая, что сейчас влетим в его зону контроля, послал нас на ожидание в ту же точку и тоже на 1000 футов, что обрадовало два уже ожидающих экипажа еще больше. Потом он еще дал им другую радиочастоту для контакта, таким образом добившись, что три самолета, кружащих на малой высоте в одной точке (из них два - на одной и той же высоте), слушают разные радиочастоты и понятия не имеют, что каждый из них будет делать дальше. Своеобразное у них там представление о безопасности. На вылете он ухитрился перепутать нашу Чессну с одним из Арчеров и давал им разрешения, подразумевая нас, а нам - подразумевая их. Когда мы ему объяснили разницу, он, не отменяя уже данных разрешений, выдал новых, то есть, если бы мы все четко следовали его указаниям, то либо въехали бы друг в друга еще до взлета, либо взлетали бы одновременно (взлетка, впрочем, позволяла, только правила нет). Но мы использовали здравый смысл, поэтому выжили. Из Салоников летели в Скопье на заправку, горючего было впритык, погода была подозрительной. С нашим вылетом из Салоников туда пришла гроза, еще одна шла рядом с нами по курсу, еще одна молния встретила нас на подлете к Скопье - впрочем, за холмами, так что мы успели сесть, прежде чем та туча пришла поближе. Пока заправились и разобрались с бюрократией, гроза прошла, надвигалась новая, и мы решили срочно лететь дальше - в Приштину. В Приштине сели тоже буквально за полчаса до грозы, как раз успели припарковаться и более или менее закрепить все подвижные части самолета - привязать его, к сожалению, в Приштине было некуда. Местный техник с сомнением сказал "Надеюсь, выдержит, если ветер налетит", мы сказали, что тоже надеемся, и побежали проходить очередной круг бюрократии.


В город нас выпустили довольно легко, а вот обратно пришлось прорываться с боем. Барышня, которая взяла на проверку мой паспорт, почему-то невзлюбила нашу следующую точку на маршруте - в ее списке этой точки не было, она требовала с меня посадочный талон, я ей объясняла, что у меня посадочного талона нет, потому что я сама и есть пилот, и лечу сама с собой куда хочу, а не куда у нее в списке написано, и конца этой беседе видно не было. В конце концов барышня воззвала к коллегам, те посоветовали ей написать, что мы летим в Цюрих (из Приштины есть прямые коммерческие рейсы в Цюрих), на этом барышня удовлетворилась.
Гостиница в Приштине была "в имперском стиле", по сообщению их рекламного проспекта, что на практике означало много мрамора и золота в самых неподходящих для этого местах.


Мне хватило одного только гладкого мраморного пола в душевой кабине, при том, что сам душ не держал температуру воды вообще никак, то есть мыться надо было, улавливая промежутки между кипятком и ледяной водой.
О том, как в Приштине водят, мы грустно помолчим - к счастью, там мы ездили на такси, а не на прокатных машинах, потому что только местные могут в этом хаосе хоть куда-нибудь попасть.
Погуляли по городу немного - я сначала пошла одна, потом встретила остальных в городе и дальше ходила уже с ними. Город ожидаемо новоотстроенный.


Местные, чаще чем по-английски, говорят по-немецки, но и американское присутствие тоже очень заметно.


С учетом того, что Косово - мусульманская страна, было удивительно видеть, насколько совершенно светски выглядят люди на улицах. Мы были там в пятницу, казалось бы, должны были наблюдать максимум религиозных проявлений, но кроме пары призывов к молитве с минаретов, ничего другого заметно не было. В центре довольно зелено, много памятников тому и другому.




Самый значимый памятник - Newborn, в честь новорожденной страны Косово. Его каждый год на годовщину независимости перекрашивают в новые цвета, в этом году - так:


Из очень необычного - здание библиотеки.


Из неприятного - много попрошаек на улице, особенно детей. И если взрослые молча сидят в сторонке с протянутой рукой, то дети активно заступают дорогу, хватают за руки и всячески цепляются.

Из Приштины мы уже летели домой - сначала через Албанию к морю и обратно в Брач, потом снова в Порторож и снова через горы в Цюрих. На вылете из Приштины наш план полета снова оказался потерянным - при том, что планы двух других экипажей были. С учетом того, что в Косово планы полета полагается подавать за трое суток до вылета, перед нами маячила веселая перспектива просидеть три дня в Косово. Но добрые люди дали нам номер местного офиса планирования полетов, там милая девушка согласилась скопировать наш план полета с планов двух других экипажей и выпустить нас вместе с ними. Улетели, по ходу выясняя у них по радио, как они спланировали маршрут, чтобы нам лететь по тому же маршруту и не пугать диспетчеров по дороге. Диспетчера в Албании мы, впрочем, все-таки напугали. Мы там летели через местные албанские Альпы, по дороге встретили красивое озеро и решили немного пролететь вдоль него. Диспетчер, наблюдавший за нами на радаре, заволновался и сразу спросил, правда ли мы летим к границе. Правда-правда, заверили мы его. Прямо к границе и летим.
- А почему вы вот сейчас свернули на юг? - подозрительно спросил диспетчер.
- У вас тут озеро очень красивое, - ответили мы. - Любуемся.


Диспетчер потерял дар речи, но отстал, мы налюбовались озером и полетели дальше по маршруту.

Горы в Албании впечатляют не меньше озер.


Как-то я даже не думала, что они там такие.

Из Албании мы пересекли границу в Черногорию и имели удовольствие наблюдать, как диспетчер прилагает все усилия к тому, чтобы держать двух наших Арчеров на положенном по его уставу расстоянии друг от друга. К малой авиации там, видимо, не привыкли, поэтому он пытался применять к нам (к ним) те же стандарты, которые созданы для авиалайнеров, и раз за разом терпел неудачу, потому что на предписанных им высотах они лететь не могли - там были облака, расстояние друг от друга не соблюдали, потому что а как иначе друг друга в полете фотографировать, и вообще как-то вот не как авиалайнеры себя вели. В конце концов диспетчер сдался, сказал "разбирайтесь сами" и затих.
В Портороже мы грустно посмотрели на прогноз погоды, обещавший облака и грозы в Альпах, но домой попасть было надо, так что мы полетели смотреть, что там за облака. Полетели через Доломиты, в туристических целях.


Налюбовались горами там, добрались до нужного нам перевала в сторону Швейцарии, интригуемые сообщениями Арчеров-разведчиков, что облака снижаются, а на перевалах ветер, и выяснили, что хотя облака и снижаются - но над перевалами они еще оставляют не меньше трех тысяч футов на спокойный пролет, а ветер - ну он там всегда. С одной стороны - восходящие потоки, с другой - нисходящие, все как по учебнику. Мы поразвлекались, катаясь в восходящих потоках, прошли оба перевала и без проблем вернулись в Цюрих. И даже сели в пределах пяти минут от нашего назначенного времени прилета.

Теперь вот буквально дня три отоспаться, и я снова буду чувствовать себя человеком.

первым делом - самолеты, дорожные впечатления, жизнь в картинках

Previous post Next post
Up