За весной в Приморье. часть 1. Пешком по речкам.

Mar 29, 2015 22:18



Группа молодых чешуйчатых крохалей на реке Киевка.

На исходе мартовские дни, а весна не торопится в наши края. Снега в лесу ещё много, да и на болотах проталины не спешат появляться. А уже так хочется настоящего весеннего тепла и солнца, вдохнуть полной грудью аромат оживающего апрельского леса... Как прошлой весной...

Почти год прошёл с той поездки в Приморье. Фотографий хватит не на один рассказ, да вот практически ничего не пишется и не сочиняется.
Как я упоминал, выезд мой не был увеселительной фотопрогулкой - большую часть отпуска я потратил на работу в проекте по изучению чешуйчатого крохаля, которым вот уже пятнадцатый год занимаются мои друзья, изучая биологию этого редкого вида птиц.



Река Киевка у северной границы Лазовского заповедника. На  другом берегу, недоступному пожарам, начинается кедрово-широколиственный лес. На косах вдоль реки гнездятся перевозчики и уссурийские зуйки.



Фрагмент Киевки. Цветовая гамма леса в середине апреля. Хорошо выделяются высокие чозении с красноватыми кронами и зелёными шарами омелы.

Первые дни, сразу после приезда, мы проводили учёты на модельной территории - реке Киевке и соседних реках южного Приморья. На мою долю в общих работах выпало четыре однодневных маршрута и один многодневный по участку русла реки Бикин.



Пойменный лес местами сохранил свою первозданность. Но участков с огромными вязами, тополями, чозениями на Киевке осталось немного.



Уссурийский зуёк в гнездовом биотопе.

Зима в тот год выдалась практически бесснежной, и большинство не изобилующих водой речек пришлось проходить пешком. После холодного, не успевшего избавиться от снега Приамурья, я попал в тёплый и солнечный край. И хоть для фотографии такая погода не благоприятствовала, бродить было легко и приятно. Особенно радовало меня вновь оказаться в старых местах, которые остались в памяти после работы в Лазовском заповеднике. Один из маршрутов как раз проходил вдоль его северной границы. Крохали встречались редко, большинство птиц рассредоточилось по местам, где воды было больше. Но всё же встречи с этими красивыми птицами проходили регулярно. И многие из них, не смотря на прогнозы, успешно загнездились.



Река Кривая - правый приток Киевки. Её русло изобилует валунами.



Долина Кривой сильно изменена человеком и старовозрастные леса там практически отсутствуют.



Широколиственный лес на берегу реки. На таких плёсах чаще всего и встречаются чешуйчатые крохали.

Практически безводные реки едва струились, и большинство маршрутов приходилось топтать в болотных сапогах по прирусловым галечникам, или прямо по воде, если позволяла глубина. С биноклем в руках, фотоаппаратом на шее и рюкзачком за спиной продвигался вдоль русла, учитывая всех уток, встречающихся на моём пути. Попутно отмечал и прочих пернатых, коих успевал распознать до вида. Каждый новый маршрут с точностью походил на предыдущий, менялись лишь речки - верховья Киевки, её приток - Кривая, протекающая в соседнем районе Аввакумовка. Лишь по низовьям Киевки, где речное русло достаточно глубокое, учёты осуществлялись с резиновой лодки.



Верховья реки Аввакумовка. На этом маршруте мне не встретилось ни одного крохаля.



Местами на Аввакумовке сохранились остатки наледей.



Неяркие краски апреля на одной из проток Аввакумовки.

Лес набирал краски. Прогретая почва исходила ароматом разнообразных первоцветов. Вовсю цвели чозении и вязы, на черёмухе распускались листья, а с ивовых крон начали осыпаться соцветия-пушистики, жёлтыми «червяками» усеивая плёсы, унесённые течением, длинными вереницами оседая вдоль берегов и на валунах перекатов.

лес, пейзажи, Сихотэ-Алинь, весна, реки, птицы, Приморье

Previous post Next post
Up