В воскресенье, 9 июля, на аэродроме Клоково в Туле состоялась церемония закрытия I Чемпионата России по самолетному спорту в дисциплине «Исторические самолеты», а также открытие V Чемпионата Мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52.
В программе мероприятия: демонстрационные полеты самолетов Як-52 и других легкомоторных ВС, выступление пилотажной группы "Первый Полет", реконструкция обороны города Тула времен ВОВ, награждение победителей и концерт. Далее - обо всем по-порядку.
Проезжая по городу от Московского вокзала к аэродрому, было видно, как над точкой уже крутит пилотаж Як-52. Погода летная, значит все должно состояться согласно плану. Добрался на аэродром одновременно с группой "Первый Полет", которая в составе 7 самолетов в фирменной ливрее заходила на посадку около 10 часов утра. Первым приземлился и зарулил на стоянку Як-18Т (RA-44259):
Если быть несколько точнее, то зарулил не совсем на стоянку, а на край бетонной взлетно-посадочной полосы, отведенный для стоянки группы. Следом заруливают и выстраиваются по очереди 3 самолета Як-52 (RA-1895G, RA-0680G, RA-1764G), самолет Як-54 (RA-01955) и заключительный борт группы - Piper PA-23-250 Aztec (RA-1885G).
Самолеты Як-18Т и Piper не участвуют в показательных полетах, предназначены у группы как технички во время перелетов на различные аэродромы. Piper - салон, даже шторки имеются для комфорта пассажиров.
Итак, вся группа в полном составе расположилась по правой стороне ВПП26. Их выступление над точкой ожидается в районе 13 часов, а тем временем в небе Тулы после небольшой паузы продолжат тренироваться по очереди участники предстоящего Чемпионата Мира.
Пока же перейдем к статической экспозиции. Так как аэродром военный, и базируется целая эскадрилья авиации ВДВ (примерно 10-12 бортов), то стоило ожидать и военные Ан-2, как минимум на статической экспозиции в ряду послевоенных самолетов. Эскадрилья предоставила на статику всего 1 свой борт: военно-транспортный самолет Ан-2Т (12 желтый, s/n: 1Г73-24) "ВВС России", базируется на аэродроме Клоково в составе 110 ОВТАЭ. Скорее всего недавно прошел КВР на Шахтинском АРЗ (судя по шрифту написания бортового номера).
На статической экспозиции расположились еще несколько самолетов: Вильга-35А (RA-0889G) "Частное ВС", базируется на аэродроме Северка. Год выпуска - 1987. Используется для буксировки планеров. В этот день, но немного позже, три спортсмена парашютиста будут прыгать именно из этого самолета.
Следом стоит американский двухместный легкомоторный самолет Aviat Husky A-1B (RA-2072G) "Частное ВС". Год выпуска - 1999. Базируется на аэродроме Северка, Московская область. В России эксплуатируется около 10 самолетов этого типа, всего же выпущено - более 650 самолетов за 20 лет производства. Предназначается длы буксировки планеров и различного рода наблюдений, приспособлен ко взлету с ВПП плохого качества.
По соседству Чехословакский учебно-тренировочный самолет Zlin Z-142 (возможно, RA-1977G). Принадлежит федерации самолетного спорта Тульской области.
Самолет "Шершень". Год выпуска - 2005. Выставлялся на МАКС-2005. Биплан "Шершень" - дальнейшее развитие конструкции биплана "Ретро", построенного в 2003 году. Дальность полета до 980 км, потолок - 4000 метров.
Немного позже к статическому ряду присоединяется и самолет Zlin Z-326 (RA-2801G / 1 белый) "Частное ВС". Год выпуска - 1961. Подруливает с противоположной стороны аэродрома.
Тем временем продолжаются тренировочные полеты. Як-52 (RF-01053, s/n: 9111606) "ДОСААФ России" во время занятия исполнительного ВПП26. Базируется на аэродроме ДОСААФ Рыбинск - Южный. Скорее всего прошел ремонт, после чего перекрашен в оригинальные цвета ДОССАФ. Ранее был в весьма нестандартной окраске, в 2009 году. Все взлеты производились с грунтовой взлетно-посадочной полосы, а руление по бетонной. Посадки также - на грунт.
Як-52 (RF-01092) "ДОСААФ России", базируется на аэродроме Иваново - Ясюниха. Весь день на аэродроме был сильный западный ветер, до 10 м/с, что не стало помехой для выполнения показательных полетов и тренировочного пилотажа перед Чемпионатом Мира. На заднем плане виден освобождающий грунтовую ВПП Як-52. Вот такой плотный трафик)).
Заходит на посадку Як-52 (RA-2372G / 02 красный) "Частное ВС". Базируется на аэродроме Гостилицы в Ленинградской области.
Як-52 (RF-00638, s/n: 9010804) "ДОСААФ России". Базируется на аэродроме Дракино, не так давно прошел ремонт. Пару лет назад с номером "78 желтый" стоял на хранении.
Пока осталось еще немного времени до официальной церемонии закрытия чемпионата России и открытия Чемпионата Мира, которая начнется в 12:00, в Клоково слетаются гости - на посадку заходит Piper PA-28R-180 Cherokee Arrow (RA-2524G) "Частное ВС".
А через некоторое время прилетает очень необычный самолет - Cessna 182N Skylane (RA-0983G) "Частное ВС". После посадки по бетонной ВПП подруливает к общей стоянке.
К середине дня, когда началась торжественная часть мероприятия, облачность почти рассеялась.
Як-52 "Маэстро" (RA-1773G) с аэродрома Дракино (Серпухов). Летал на перегонки с Мерседесом)).
А вот к выступлению пилотажной группы "Первый полет" небо снова затянула облачность. Самолеты запускаются, по очереди начинают руление и готовятся ко взлету:
Проход над аэродромом и пилотаж:
Таким было открытие Чемпионата Мира по высшему пилотажу на аэродроме Клоково. Дальше продолжились одиночные полеты Як-52. В 13 часов мне нужно было уже уезжать в Москву, так как с электричками из Тулы не все так просто. Для Тулы - это наверное самый грандиозный авиацонный праздник за много последних лет!