Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя - ч. 5

Jun 02, 2024 21:24

... мы перемещаемся по опаленному тридцатиградусной жарой городу - полный штиль - тот же штиль - в византийских церквах - стамбульских мечетях - хорошо посидеть на ковре укрывшись в старой апсиде - так делает Л. пока я рассматриваю сохранившийся от Византии декор - капители колонн, карнизы и фризы - иногда мне стоит труда её обнаружить - здесь нетрудно спрятаться и заблудиться

... тот же штиль в торговом районе Lalelı - той его части, где расположены торговые центры - конторы доставки во всё части света - Африку, Ближний Восток - здесь каждый торговец, вышедший поработать в воскресенье знает полсотни слов на русском - на русском - вывески и реклама одежды

... в X в. здесь находился дворец Романа I Лакапина, руководившего императорским флотом и захватившего трон в 920 г. - в декабре 944 г он был свергнут собственными сыновьями, всего лишь спустя чуть более месяца свергнутыми законным императором Константином VII Багрянородным, достаточно едко отозвавшимся об узурпатора своего трона и вынужденном тесте: “Господин Роман был человеком простым и неграмотным, не принадлежал к тем, кто с детства воспитан в царских палатах. Он многое вершил деспотично и крайне самовластно. Еще при жизни господин Роман был крайне ненавидим сенатом, народом и самою церковью”.

... от дворца сохранилась лишь церковь - мечеть Bodrum Camıı - тщательно отреставрированная, но лишённая почти всех византийских атрибутов - а также интегрированная во дворец ротонда V в., занятая сейчас торговым пассажем, вход в который - с Mesihpaşa Caddesi

... С. А. Иванов отмечает, что "... церковь не скрывает ничего о себе: активно выступающие наружные пилястры полукруглой формы отвечают расположению опор внутри сооружения, а внешние аркатуры рассказывают о высоте и расположении внутренних сводов. Внутри полукругам полуколонн соответствуют выступы кирпича в кладке. И купол, и барабан, составленные из вогнутых сегментов, наподобие тыквы, вызывают ощущение органичного роста форм. Восьмидольный купол, крестовые своды вместо цилиндрических в рукавах креста, большое количество света - все это создает очень активное, подвижное и выразительное пространство..."

... Миралейон стоит на высоком цоколе, особенно заметном если спустится вниз - к Мраморному морю, на Mesihpaşa Caddesi - который "... был Мирелейону необходим, чтобы выровнять площадку под дворцовый комплекс. Церковь стоит, как на подиуме, за счет чего усиливается эффект скульптурности. Действительно, если отсчитывать от Св. Софии, где внешний вид был всего лишь следствием конструирования определенного внутреннего пространства, тут виден совсем иной подход. Мирелейон - это небольшая игрушка, с выразительными, очень индивидуальными, конкретными скульптурными формами, это пластика, сделанная исключительно из кирпича, изваяние на постаменте. Вот только, наблюдая эту красоту, надо непрерывно иметь в виду несколько последовательно исправляющих друг друга реставраций прошлого века, перемежающихся аккуратными раскопками, что не оставило от церкви ни одной оригинальной поверхности." (С.А. Иванов)

... от Миралейона всего около километра до Кючюк Айя Софии - достаточное расстояние, чтобы получить непереносимую дозу летнего солнца и - нырнуть под бесконечный купол церкви, названной в честь святых мучеников Сергия и Вакха и построенную Юстинианом I по обету после подавления восстания 532 г. вспыхнувшего на ипподроме когда "синие" и "зелёные" сумели объединиться против правительства - во время коронации "нового" императора преданные Юстиниану войска уничтожили на ипподроме более 30-ти тысяч человек

... храм строился вместе со Святой Софией сильно пострадавшей во время восстания - по тем же архитектурным лекалам - из остатков не пошедшего на строительство Святой Софии материала - со всей империи в Константинополь свозились колонны античных (= языческих) храмов - цветные мраморные плиты и т. п. - но - в отличии от Св. Софии здесь не возникает ощущения мрачного великолепия - недостижимости и непостижимости величия мироздания - небо кажется ближе - и - достижимо

... кроме нас с Л. храм осматривает пожилая турецкая женщина - в кроссовках - со спортивным рюкзачком за спиной - снаружи её дожидается муж - они перемещаются по городу в сопровождении спаниэля - пока один осматривает достопримечательности другой ожидает снаружи

... в районе, где стоит Кючюк Айя София - во времена Константина Великого располагались самые богатые дворцы города - в т. ч. патрициев отправившихся с ним из "старого" Рима создавать новый - второй Рим

... от этих дворцов сохранились только цистерны - сокрытое всегда легче сохранить/ утаить, чем явное - одна из них - под большим магазином ковров Nıkkas, расположенном по адресу Nakilbent Sokağı, 33 -
С. А. Иванов пишет, что можно войти в магазин и спуститься по лестнице в подвал - из него - в цистерну - но мне достаточно посидеть сверху - в тени - как об этом написано у Сефериса

Цистерна
(отрывок)

Здесь, под землей, цистерна затаилась,
хранилище накопленной воды.
Над нею - звон шагов. И звездный свет
в ее не проникает недра. Дни летят
и множатся, не трогая ее.

Подобно вееру, распахнут светлый мир,
играют тени утреннего ветра;
биение жизни к вечеру стихает,
и под покровом гаснущей надежды
тихонько стонет нажитая боль.

Под сводами немилосердной ночи
заботы копятся, а радость мчится мимо
под перестук стремительной судьбы.
Одно, другое промелькнет лицо
и растворится вновь во мраке ночи.

Неуловимы образы! Глаза,
еще глаза летят в привычный желоб;
и их, и дня великого приметы
он принимает и уносит в землю,
от коей не откупишься ничем.

Тела людские клонятся к земле,
чтобы любви не угасала жажда;
очередная статуя нагая,
закованный во мрамор лик эпохи,
нисходит вглубь великого лона.

Но жажда жизни требует и слез.
Склонились розы - это глас души,
листвою шелестящий пульс Творения,
и вот уж вечер близится, как странник,
за ним же - ночь. Ну, а за нею - смерть.

Но где-то здесь, внизу, цистерна скрыта,
подземное хранилище святое
страданий тела на ветру сыром,
в бою то с наступившим днем, то с ночью,
и множатся миры, ее не тронув.

Проходят сутки, месяцы, года;
вода застыла зеркалом. Надежда
распахивает ясные глаза,
когда вдали, за синим горизонтом,
по очереди тонут паруса.
/…/

Пер. Евгения Колесова

Bodrum Camii


интерьеры Малой (= Кючюк) Айя Софии/ церковь святых мучеников Сергия и Вакха





Сеферис, стихи, 2024_3, архитектура, собаки, Стамбул, Турция

Previous post Next post
Up