Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя - ч. 4

Jun 02, 2024 20:37

... также как современный Стамбул "разделен" между болельщиками Фенербахче и Галатасарая, византийский Константинополь в V-VI вв. н. э. был разделён между "синими" (= венеты) и "зелёными" (= прасины), выставлявшими и болевшими за свои команды на ипподроме

... эпицентром "синих" служил холм Оксия (= Крутой) , на вершине которого сейчас стоит мечеть Сулеймана - здесь строили свои дома их вожди, располагались конюшни и клуб, храм Св. Дагисфея и баня - в зале бани встречалось руководство "синих"

... о "синих" здесь сейчас ничего не напоминает, но с ипподромом, бегами место остаётся связанным - в качестве колонн внутреннего двора перед восточным входом Сулеймание Мимар Синан использовал 24 колонны Кафисмы - ложи василевса на ипподроме, из которой он наблюдал за бегами

... ещё четыре византийских колонны поддерживают купол Сулеймание - на одной из них - расположенной в северо-восточном углу - в Константинополе была установлена статуя Афродиты

... эта статуя - и колонна - была известна как "колонна девственниц" - в сочинении “Древности Константинополя” сообщается, что “на вершине холма Константин Великий построил публичный дом. Перед ним на витом каменном цоколе стояла статуя Афродиты. Статуя была вещей для находившихся под подозрением жен и дев, как богатых, так и бедных. Если девушку лишили девственности, а она в этом не признавалась, родители и друзья говорили ей: “Пойдем к статуе Афродиты, и если ты чиста, это будет доказано”. И вот когда они подходили к тамошней статуе, то если женщина была безупречна, она проходила беспрепятственно; если же ее девственность была нарушена, то, когда она приближалась к цоколю статуи, ее всю охватывало какое-то помрачение, и она, против своей воли и желания, задирала одежду и показывала всем свой срам. Однажды сестра жены апокуропалата Юстина отправилась в баню во Влахерны, и поскольку разразилась ужасная буря, не было возможности плыть на императорских кораблях; она поехала верхом, и когда проезжала мимо статуи, ее срам заголился, доказывая, что она соблудила. Вот за это она и разрушила статую”

... несколько веков спустя Михаил VIII воздвиг на этой колонне статую архангела Михаила, а рядом изобразил самого себя - коленопреклоненного - подносящего архангелу Константинополь в виде модели

... мне хотелось прикоснуться к этой колонне, но - сейчас пространство в котором она установлена, предназначено только для пришедших сделать намаз

... партии достигли кульминации своего политического значения к концу VI в. н.э. - когда поддержка хотя бы одной из них была необходима, чтобы занять престол василевса - позже партии утратили своё значение, сохранив лишь церемониальную функцию - вплоть до XIII, когда скачки были прекращены

... о, Византия - тиражируемое изящество - церкви похожие на букву утраченного алфавита - образ Ковчега - универсальный мёртвый язык - тяжёлая кирпичная кладка - здесь работали не - мастерком, но - киркой

... одна из них - сейчас - Molla Güranı Camıı - она же Vefa Kılıse Camıı - бывшая главная церковь монастыря Богородицы Твёрдого Упования - сохранилась на склоне холма Оксия - среди выкорчеванных вместе с фундаментами старых османских домов - мечеть закрыта, но распахнуты забранные решётками окна - и внутри - купол - в котором - фрески - лёгкие - не рукотворные

... ещё десять минут блужданий по склону холма и ныряешь в пространство затененное акведуком Валенса и притуленной к нему мечетью Календерхане - оказываешься как будто внутри тёмного драгоценного камня - оникса, аметиста - здесь - первый константинопольский храм посвященный Богородице и известный как Кириотисса - в честь его основателя - Патрикия Кира. "Вся эта постройка - пишет С. А. Иванов - как перекроенное старое платье, последняя церковь включает в себя не просто колонны, капители или плиты, она, ничуть не смущаясь, вбирает в себя целые куски старых построек. Такова Византия. Ее пафос не в обновлении, а в сбережении."

... тиражирование - это очень хороший способ сбережения

... если войти в храм - стены почти полностью покрыты цветными мраморными плитами VI-го века - обернуться - закинуть голову - утыкаешься взглядом в два закрытых окна, сохранившихся от византийской церкви - это - окна в следующий - за смертью и воскресением - мир - но кто подберёт к ним ключик?

Сулеймание - колонны Кафисмы Ипподрома во внутреннем дворе


слева - та самая "колонна девственниц"


отреставрированный фасад мечети Molla Güranı Camıı - она же Vefa Kılıse Camıı - бывшая главная церковь монастыря Богородицы Твёрдого Упования


Календерхане Джами/ церковь Богородицы Кириотисса, интерьер
те самые двери в иной мир


отделка стен византийскими плитами из цветного мрамора



2024_3, футбол, архитектура, Стамбул, Турция

Previous post Next post
Up