Болонья. Начало

Apr 05, 2016 23:04

Bologna la grassa. Bologna la dotta. O singular dolcezza del sangue Bolognese! Boccaccio. II Decamerone. G. VII. Nov. VII.

Это было без малого 2 года назад: 16 апреля 2014 года Красная стрела за один час и двадцать минут довезла нас из Венеции в Болонью. Это был не только другой город, но даже другой регион Италии - Эмилия-Романья.
Первой архитектурной достопримечательностью, встретившей нас, был конечно городской вокзал, стилизованный под средневековое палаццо.

Но стиль палаццо был уже совершенно другой - скорее флорентийский.
Вот этот отель напротив вокзала я рассматривал как вариант для проживания, но решил, что там будет шумновато.

Выбранный мной отель был в центре города и минутах в 10 ходьбы от вокзала - не перестает меня это в Европе радовать. Поэтому мы без всякого такси отправились пешком от вокзала до отеля.
По дороге удобно сфотографировать остатки 3-й городской стены, законченной в 1390 году. Это ворота Porta Galliera (перестроены в 1659-61).

Без проблем докатили чемоданы до отеля, заселились и сразу пошли на прогулку.В этот день у нас оставалось время только мельком познакомиться с Болоньей и поужинать.
До этого приезда про город Болонью я немного почерпнул из романа Джона Гришема "Брокер". Ну и из путеводителя, конечно. И Гришем и путеводитель сходятся в том, что главная "фишка" Болоньи - ее бесконечные уличные аркады. Собственно, сразу как только мы вышли из отеля эти самые аркады и начались.

Говорят в жару под аркадами гулять одно удовольствие.

Город Болонья гораздо старше Венеции, он известен еще с Римской империи, причем еще до нашей эры. В то время, когда беженцы основывали на островах лагуны Венецию, Болонья существовала уже 8 веков. За это время она успела перейти из Западной римской империи во владения Восточной римской империи. Потом она успела побывать частью государства лангобардов, потом империи франков, потом (в 11-м веке) получила статус свободной коммуны и тогда-же в Болонье был основан старейший в Европе Университет. В Болонском университете учились Данте, Боккаччо и Петрарка. В 1256 году (!!!) в Болонье было отменено крепостное право. Не избежала Болонья модной ренессансной традиции - семейного (кланового) правления: с 1445-го по 1506 год Болоньей правило семейство Бентивольо. Затем вплоть до 18-го века Болонья принадлежала папскому престолу.
Но мы приехали в Болонью не только за историческими достопримечательностями. Ведь Болонья - одна из кулинарных столиц Италии. Один соус болонезе чего стоит.
Но обо всем по порядку. По дороге в центр города на Via dell'Indipendenza невозможно пропустить огромную церковь слева.

Это Кафедральный собор святого Петра, основанный в 10-м веке. До конца 16-го века это была церковь в романском стиле, но неудачные перестройки с обрушением сводов оставили к 18-му веку в фасаде Собора только барочные черты. Внутрь пока не заходим - некогда.
Сердцевина Болоньи - это три примыкающие площади: Piazza del Nettuno, Piazza Maggiore и Piazza Re Enzo или можно считать это все одной Piazza Maggiore, части которой имеют свое название. Посередине большой Piazza Maggiore стоит причудливое старинное сооружение. Причудливое сооружение - это два дворца: Palazzo Re Enzo и Palazzo del Podestà, соединенные переходами. Но так как эти дворцы стоят здесь с 13-го века выглядит это все скорее, как крепость, а не как дворец. С нашей Via dell'Indipendenza мы выходим на Piazza del Nettuno и соответственно к Palazzo Re Enzo (Дворцу короля Энцо).

Душераздирающую историю про короля Сардинии Энцо, сына императора Фридриха II, который 23 года, до самой своей смерти, был узником в этом дворце, знает каждый турист, посетивший Болонью.

Но, с другой стороны, этот Энцо был захвачен в плен в честном сражении и может быть благодарен болонцам, что те оставили его в живых и держали в таком роскошном дворце в конце 13-го века (!!!). Говорят, ему даже разрешали встречаться с женщинами и по этому поводу есть одна легенда, о которой я еще расскажу при случае.
По краю площади перпендикулярно нашей Via dell'Indipendenza проходит улица Via Francesco Rizzoli, в конце которой нельзя не заметить один из символов Болоньи - башню Азинелли.

Построена она еще в 12-м веке и высота ее аж 97 метров. Мы решили на следующий день обязательно на нее подняться, поэтому о ней в рассказе о завтрашнем дне.
А сегодня мы гуляем по Piazza del Nettuno.

Площадь, понятно, названа так из-за фонтана Нептуна в центре со скульптурами работы флорентийца Джамболоньи (16-й век). Площадь с Запада ограничена Дворцом коммуны. Это его северная пристройка, в которой расположена библиотека.

С другой стороны площади Нептуна упомянутый выше Дворец короля Энцо.

И опять здесь мы видим родные для русского человека гибеллинско-кремлевские зубцы практически на всех строениях.
Фонтан Нептуна, судя по всему, является местом встречи для жителей и гостей Болоньи, а также местом тусовки всяких подозрительных личностей.

Надо сказать, что сам фонтан спроектировал в 1563 году Томмазо Лауретти, художник и архитектор из Палермо. Джамболонья только налепил по фонтану бронзовые статуи. Главная статуя Нептуна дала фонтану альтернативное название - "Гигант". А знакомые очертания трезубца Нептуна - это ничто иное как эмблема фирмы "Мазерати", основанной в Болонье.
Далее выходим на главную часть Piazza Maggiore.

Справа циклопического вида знаменитая Базилика святого Петрония (Basilica di San Petronio).

Заложена Базилика была в 1390 году и предполагалось, что по своим размерам она будет превосходить собор Св. Петра в Риме. Но, как это часто бывает, на полную реализацию замысла архитектора Антонио ди Винченцо не хватило денег и получилось то, что получилось - церковь осталась фактически недостроенной и верхняя часть фасада осталась необлицованной. Но все-равно эта церковь - одно из самых больших средневековых кирпичных зданий в Италии.
Слева можно было бы увидеть красивый ренессансный фасад Дворца градоправления (Дворец подеста; Palazzo del Podestà), но этот дворец в 2014-м году к сожалению был на реставрации.

Первоначально здание городского правительства было построено в 13-м веке, но в конце 15-го века романский фасад здания был переделан в духе эпохи Возрождения. Нам остается довольствоваться видом башни, построенной в 1259 году архитектором Альберто ди Сан Пьетро и переделанной в 1453 году тем самым Аристотелем Фиораванти.
В 2014-м году частично на ремонте была и Базилика святого Петрония (Basilica di San Petronio), но ее главный портал можно было посмотреть.

Портал украшал великий скульптор Якопо делла Кверча в 1425-1438 годах. Считается, что именно рельефы делла Кверча в Болонье положили начало эпохе Возрождения в искусстве скульптуры.

Внутрь Базилики мы не заходили, оставили на завтра, но просто пройти мимо, не посмотрев на творение предшественника и вдохновителя Микеланджело и Донателло, было нельзя.
После посещения Piazza Maggiore мы уже решили продвигаться в сторону ужина. Для начала обошли Palazzo Re Enzo с другой стороны и вышли обратно к широкой Via Francesco Rizzoli.

Потом прошли по Via Francesco Rizzoli немного по направлению к башне Азинелли.

Затем свернули налево в сторону намеченного заранее ресторана. По дороге к ресторану встретили еще одну грандиозную башню Прендипарте.

Эта башня 12-го века примечательна тем, что в ней расположена действующая гостиница. И именно в этой башне-гостинице чуть позже нашего визита в этот город в том же 2014 году жил Женя из телепередачи Орёл и Решка.

Из-за зубцеобразных выступов на высоте 50 метров башня получила второе название "Коронованная" (Coronata).

Наш искомый ресторан назывался вроде "Cinque 50" и имел неплохие отзывы на трипэдвайзере. По этой то причине видимо в нем и не нашлось свободных столиков этим вечером, пришлось заказать столик на завтра. После решили вернуться в центр к площади Piazza Maggiore, а потом от нее пошли на Восток по перспективной в плане ресторанов улице Via Clavature, в конце которой и зашли наконец в ресторан "Clavature Clive T".

Как я написал в отзыве, болонские специалитеты там были неплохие, а вот домашнее вино не понравилось. После ужина уже не было сил ни на что кроме как дойти до гостиницы и завалиться спать. Наша итальянская поездка постепенно приближалась к своему экватору.