Развитие речи в "Ключах": как это происходит

Sep 09, 2020 19:13


А это статья, посвященная уже не грамматике, а развитию речи по методике программы "Классические беседы".



Иллюстрация Сони М. к докладу про рыцарей (Раздел 6).
«Мастерская структуры и стиля русской речи» - это составная часть блока «Ключи», то есть, это курс диалектический, а не риторический. Это именно курс развития речи, а не риторики - то есть искусства владения речью. В чем разница? Разница в том, что риторикой сложнее овладеть по-настоящему, если до начала погружения в этот предмет ученик не освоил простейших правил работы с текстом. То есть, «Структура и стиль» - это подготовительный курс перед полноценным погружением в риторику с ее канонами и топосами по Аристотелю. В античности такой подготовительный курс тоже присутствовал и назывался «Прогимнасмата». Этот классический цикл упражнений для развития речи будущих ораторов был составлен Элием Феоном в Александрии и одобрен знаменитым римским ритором Квинтиллианом в «Наставлениях оратору» в I в н. э. При чем тут мы в XXI веке? Попробуем разобраться.


В наше время интерес к классическим методам образования переживает второе возрождение (после первого, которое началось в XV веке), и поэтому по образу и подобию античного курса развития речи была разработана его современная версия. Эта версия авторства Эндрю Пудева включает в себя ряд упражнений, обучающих детей шаг за шагом создавать основные виды текстов, распространенных в современной практике письменной речи, таких как нарратив, реферат, доклад, свободное сочинение, эссе; наконец, критический отзыв на литературное произведение или анализ его элемента.

Курс «Структура и стиль русской речи» состоит из 9 Разделов:



Создать карусель
Каждому Раздел «Структуры и стиля» соответствуют несколько уроков развития речи из одноименного сопутствующего курса: https://books.classical-conversations.ru/item/73
Попробуем соотнести их с упражнениями «Прогимнасматы» (сокращенно ПГМ):

• Разделы 1 и 2: выделение ключевых слов, составление опорной схемы, устный пересказ и письменное подробное изложение - 1-е упражнение ПГМ (пересказ басни);

• Раздел 3: изложение нарратива (сжатое или наоборот, расширенное / трансформированное) - 2 упражнение ПГМ (изложение повествования);

• Разделы 4 и 6: подбор и структурирование фактов из одного или нескольких источников для реферата или доклада (3-4 упражнения ПГМ)

• Раздел 5: описание одного изображения или серии изображений; сценарий (12-е упражнение ПГМ)

• Разделы 7, 8: тексты-рассуждения, включающие элементы повествования и описания (упражнения 5-10, 12-14 ПГМ)

• Раздел 9: критический отзыв на литературное произведение или его элемент (упражнения 5-13 ПГМ).

Как следует из структуры античной «Прогимнасматы», ее целью было подготовить будущего ритора к созданию собственных речей и законопроектов, а также речей по поводу законопроектов. У разработчиков «Структуры и стиля» цели не менее практичные, но менее амбициозные: все, чего они добиваются - чтобы ребенок уверенно ориентировался в структурах и стилях текста, типах письменной речи, видах стилистических техник, и умел все свои знания применять на практике в своей устной и письменной речи в разных ситуациях.



Создать карусель
На базе упражнений «Мастерской структуры и стиля» овладение разными типами речи и стилями текста происходит непринужденно и естественно.
Одной из важных целей курса является обучение ребенка умению анализировать любой текст и понимать, что перед ним: нарратив (авторское, субъективное повествование, которое не обязательно принимать на веру), дискурс (авторское, субъективное рассуждение, с которым не обязательно соглашаться), или объективное изложение фактов, которые можно проверить и которое в силу этого можно принимать (или не принимать, если факты не подтверждаются). С помощью знаний, умений и навыков, приобретенных в «Мастерской структуры и стиля», ученик сможет дальше успешно и осознанно совершенствовать свое писательское и ораторское мастерство на риторических семинарах «Вызова», либо, если этого не требуется, успешно писать экзаменационные эссе на ЕГЭ, исследовательские работы в вузе, посты в социальных сетях и т. д. и т. п.

На самом деле, методика курса гораздо проще, чем можно заключить из этого пространного описания. По большому счету, МСС - это большая дидактическая игра на 24 - 30 недель, в течение которых участники создают тексты по образцу или по алгоритму, действуя по раз и навсегда установленным правилам:

- созданию текста всегда должен предшествовать этап планирования (выделения ключевых слов в опорную схему будущего текста);

- опорная схема должна быть пересказана устно полными законченными предложениями;

- устный текст должен быть записан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным структуре и стилю письменного текста, и зафиксированными в специальной карте контроля;

- в текст должны быть добавлены все изучаемые в каждом Разделе средства художественной выразительности (с каждым Разделом их становится все больше и они усложняются);

- текст должен быть отредактирован один или несколько раз с помощью редактора-взрослого, а затем переписан начисто;

- при проверке текста основное внимание уделяется его структуре и стилю; орфография и пунктуация проверяется в последнюю очередь; на первых порах она может вообще игнорироваться.

Эти простые правила приводят к превосходным результатам, если эти правила тщательно соблюдаются в течение всех недель обучения. Причем методика работает, даже если курс сжимается вдвое или втрое (по числу уроков, а не по количеству Разделов; набор упражнений, соответствующих 9 Разделам, должен оставаться без изменения). Так, в ходе летнего интенсива, состоящего всего из 8 занятий, цель курса была достигнута, что доказывает действенность описанной методики даже в сжатых временных рамках. Однако нет сомнений, что наилучшие и наиболее устойчивые результаты дает курс, пройденный в полном объеме (30 занятий), и повторенный несколько раз (в идеале - 3 раза). Именно такой подход к развитию речи позволяет участнику курса не только преодолеть страх перед «чистым листом» и научиться быстро и эффективно комбинировать элементы структуры и стиля текста соответствии с замыслом, но и выработать критический взгляд на свою работу, сформировать собственный стиль и обрести понимание целей и смысла каждого этапа создания текста. Разумеется, в ходе значительно сокращенного летнего курса, имеющего чисто ознакомительное значение, всех этих целей добиться невозможно, но, тем не менее, его результаты все равно производят впечатление.

Позвольте проиллюстрировать все сказанное выше примерами текстов, написанных одной и той же ученицей (Ася Б., 12 лет, 7 класс, девочка обучается заочно) на протяжении 8 недель занятий. Чтобы сократить объем статьи, были выбраны тексты не ко всем, но лишь к нескольким Разделам МСС. Примеры расположены по мере возрастания их сложности. Сверху размещается первый черновик, снизу - чистовик (окончательная версия текста).

  1. Текст к Разделам 1 и 2: составление опорной схемы и составление текста по ней. Самая первая, еще робкая попытка «разобрать» исходный текст о византийском императоре Юстиниане Великом и «собрать» его заново по собственной опорной схеме. К сожалению, чистовик текста к этому Разделу не сохранился, хотя на данном этапе, когда автор еще очень не уверена в своих силах и ограничена в средствах, это не важно.




Создать каруселчерновикДобавьте описание
2. Текст к Разделу 3: творческое изложение нарратива. Куда более уверенный «подход к снаряду». Задачей было не просто изложить исходный текст, а пересказать его с точки зрения нового автора (исходный текст был от 3-го лица, а тут легенда о короле Артуре пересказана от лица вымышленного ученицей персонажа). В этом задании от участника курса требуется не только способность «разобрать» исходный текст на составные части и «собрать» собственный, чуть изменив детали. Здесь ученик делает попытку стать полноценным автором излагаемой истории через ее пересказ со своей субъективной точки зрения.



Создать карусель
1-й черновик



Создать карусель
Чистовик
3. Текст к Разделу 4: сжатое изложение справочной статьи. Задачей на данном этапе был отбор небольшого количества фактов из исходной статьи об одном из руководителей Первого крестового похода и их изложение в форме заготовки реферата на выбранную автором тему. Первый черновик содержит лишние факты, их искажение и ложные интерпретации. Окончательная версия текста четко соответствует заявленной теме и не вносит в нее личностных оценок и искажений. У этого текста пока нет вступления и заключения (на данном этапе методика этого не требует; вступление и заключение к тексту - это уже новый уровень работы с текстом, требующий от автора умения выстраивать рассуждение, а не только повествование).



Создать карусель
1-й черновик



Создать карусель
Чистовик
4. Текст к Разделу 7: свободное сочинение. Задача усложняется: автор опирается не на исходный текст или картину (серию картин), а на собственные мысли, чувства, эмоции, касающиеся избранной темы - в данном случае, одного из календарных праздников. Структура текста также усложняется, включая в себя вступление и заключение. Текст ценен ярким выражением личного отношения автора к избранной теме, а также экспрессивным динамическим описанием праздника. Финальная версия текста существенно переработана по сравнению с первым черновиком.



Создать карусель
1-й черновик



Создать карусель
Чистовик
5. Текст к Разделу 9: анализ элемента литературного произведения (персонажей легенды о Чингисхане и его соколе). Правок по тексту почти не было, так что публикуем только окончательную версию текста, в котором автор демонстрирует умение объективно излагать сюжет нарратива и давать оригинальную оценку его персонажей.



Создать карусель
Чистовик
Эта небольшая подборка примеров развития письменной речи одного и того же автора на протяжении двух месяцев освоения курса призвана показать, насколько современными и актуальными в нашем технологическом веке остаются классические методы, изобретенные тысячи лет назад. Классический подход к образованию доказывает свою действенность не потому, что он «инновационный и прогрессивный», а потом что он опирается на понимание человеческой природы и соответствует этапам развития мышления ребенка, для которого естественно двигаться к самостоятельному творчеству от подражания простым примерам и выполнения четких и понятных алгоритмов. Нельзя оставить ребенка один на один с чистым листом, сказав «Пиши, что хочешь», - таким образом желания писать у него не прибавится. Но если последовательно двигаться от того, как писать, к тому, что писать; и если относиться к этим задачам, как к увлекательной игре, а не как к утомительной повинности - желание связывать слова в осмысленные большие тексты приходит так, как аппетит приходит во время еды.

Дополнительная информация о программе "Классические беседы" и о том, как к ней присоединиться, тут.
Больше информации о курсе "Мастерская структуры и стиля" в группе ВК.

КБ, я знаю радость печатного слова, язык, homeschooling, образование

Previous post Next post
Up