22 августа
Сегодня мы собираемся "с места в карьер" крутить в сторону перевала Ротанг, который, хоть и небольшой (3980 м), но яляется своеобразным пропуском в горы. В летнее время на нем постоянно идут дожди, а с наступлением зимы - это может произойти и в сентябре - там первым ложится снег, что и закрывает въезд в Ладакх с этой стороны.
Спускаемся из Верхнего Манали к мосту через реку Beas и выходим на главную автомобильную магистраль, которая ведет в горы - Лех-Манальское шоссе, NH3. Плавно начинаем набирать высоту, проезжая через многочисленные деревни. Постоянно крутим вверх, жарко, на дороге движуха.
Вскоре нас догоняет местный индус на велосипеде и просит с ним сфотографироваться. Белые велотуристы с багажом - настоящая диковинка для этого региона. Здесь больше мотоциклистов, которые, затарившись бензином, едут на арендованных Enfield-ах в горы. От них мы, мужду прочим, получили много одобрительных лайков, пока ехали по шоссе.
Перед селом Kulang случается первый прокол колеса, у Вани. Пока меняем камеру, нас догоняет группа вело туристов из Литвы. Они едут на Лех-Манальское шоссе с минимальным снаряжением, рассчитанным на ночевки и питание в хостелах. Какое-то время крутим педали вместе, параллельно общаясь, делаем коллективное фото на мосту.
Про креативные дорожные таблички от Огранизации Приграничных Дорог Индии я даже написала
целый пост, до того они хороши.
Вскрое мы начинаем подъем по первому, еще небольшому серпантину. До перевала Ротанг на дороге стабильный асфальт с небольшими участками камня.
В селе Palchan проезжаем съезд на строящийся Rothang тоннель. Он уже готов на 80%, и откроется в 2019, соединив тем самым долину Куллу (где мы находимся) и Лахаул/Спити, что обеспечит круглогодичный доступ в северные горные регионы. Уже по возвращению в Беларусь мы узнали, что с первыми снегопадами с той стороны Ротанга застряли около полусотни мото- и автотуристов, их всех выводили через туннель в сопровождении военных. То есть на самом деле туннель уже готов, остались “отделочные” работы.
У деревни Kothi останавливаемся на обед в кафе. Покупаем масала чай и печенье, а бутерброды с колбасой едим свои. Владельцы не возражают.
У Вани снова начинает шалить велосипед, на этот раз трещотка стала издавать странные звуки. Перед поездкой Ваня ее тщательно перебирал и смазывал, вот смазка и попала на резьбу. Для начала просто снимаем колесо и подкручиваем крышку трещотки в надежде на то, что этого будет достаточно. Примерно в 3 километрах от села Gulaba случается прокол переднего колеса у меня, в камеру попал шип растения. В общем, как ни готовься к походу - мышки всё равно будут плакать и колоться, но продолжать упорно есть кактус.
От Gulaba начинается настоящий подъем на перевал. Набор высоты постоянный и очень изнурительный, но на удивление большую часть пути мы едем. Время от времени переходим на пеший шаг, чтобы отдохнуть, делаем небольшие привалы. Внизу в долине ходят облака, периодически сверху начинает накрапывать.
Перед финальным подъемом к Marchi наспех перекусываем и едем выше, т.к. уже темнеет, но мест для ночевки нет совсем, склон здесь крутой и обрывистый. Туман сгущается, плавно переходит в дождь. Выезжаем с серпантина в зону лугов и на ближайшем подходящем месте ставим палатку на берегу реки Beas. До Marchi осталось 2 километра, но мы ночуем в палатке, нам хостелы не нужны.
Уже вовсю идет дождь. Сидя в большой трехместной палатке, мы ужинаем, заклеиваем пробитые днем камеры, пишем путевые заметки, а после довольно быстро засыпаем. Удивительно, но даже ночью машины продолжали ездить через перевал.
Общий километраж 36,5 км. за 9 часов 5 минут.
Набор высоты: 1456 м.
Сброс высоты: 148 м.
Высота ночевки: 3287 м (+1300 м относительно предыдущей).
23 августа
Утро приветствовало нас туманом и видимостью в 20 метров. Но мы недолго любовались пейзажами, потому что очередная порция сильного дождя загнала нас в палатку. Мы окончательно сдались и оценили преимущества королевской трешки с большим тамбуром, в котором можно готовить внутри, что и делали весь поход.
С утра у нас по плану несколько витков серпантина вверх до села Marchi. Из тумана постепенно показываются строения, придорожные ларьки и люди, которые предлагают купить у них шафран и кое-что поинтереснее. На дороге грязь, какой-то ремонт или стройка, быстро (всё относительно) уезжаем оттуда вверх.
Ванина трещетка продолжает попытки побега. На этот раз мы заливаем резьбу суперклеем, потому что ее потеря в горной местности ни с каким ремнабором невосполнима.
Подъем от Marchi на Rohtang извилистый. Инженеры из BRO умеют строить серпантины так, чтобы витки были максимально плавными и безопасными. На склонах мы замечаем и "работу на местах" - пока нет машин, мужчины палками сбрасывают шаткие камни вниз, чтобы те не смогли это сделать самостоятельно при очередной непогоде.
На этом отрезке асфальт будет или идеальным, или его не будет совсем. Впрочем, по сравнению с отчетами минувших лет, у дороги отличное состояние.
Километровые столбы. От Marchi 3 километра, до Ротанга осталось 11.
Продолжаем подъём. Туман. Видимость не более 50-75 метров. Особо доставляют колонны грузовиков, движущихся вверх - приходится останавливаться, прижиматься к луже и надеяться, что он тебя не зацепит и не свалится с дороги в попытке объехать. Но всё это иллюзии - здесь ребята знают, что делают. Периодически устраиваем небольшие перекусы и привалы. Незадолго перед Ротангом дождь прекращается, зато поднимается сильный ветер.
И вот перевал Rothang (3 978 м). У индийским туристов сюда принято ездить весной, чтобы посмотреть на снег, но и сейчас народу хватает. Местные предприниматели торгуют чаем из термосов и сдают напрокат шубы. Говорят, пару лет назад здесь были дхабы (кафе), но правительство свернуло эту деятельность, чтобы позволить горам оставаться грозным и святым местом, что в общем-то правильно.
Приняв решение пообедать в тишине, мы быстро поднимается на холм к молитвенным флажкам и в течении получаса уезжаем вниз, в долину рекі Chandra, что в переводе с хинди означает “луна”.
Через 2 километра стремительного спуска устроили обед. Несмотря на то, что от Ротанга нас разделяет 300 метров по вертикали, погода здесь уже значительно лучше - проглядывает чистое небо, ветер, холодно. К сожалению, нет чистой воды - ручьи все заполнены мусором, который туристы оставляют на перевале.
Продолжаем спуск. На крутом участке асфальт сменяется ухабистой дорогой с крупными камнями - это объезд дороги, закрытой из-за оползня. Вниз и вверх идёт много грузовиков. Время от времени приходится останавливаться на обочине и пропускать колонну. В промежутки между траффиком стремительно едем вниз, подпрыгивая на камнях.
Под такую тряску Женя обнаруживает небольшую трещину на ободе заднего колеса - он вздулся и ритмично стучит о V-brake. Обод - это уже проблема посеръезнее трещетки, которая на супер-клее без проблем проедет весь поход. Пока Женя разжимает тормоз и мы продолжаем спуск в надежде найти мастерскую в городе Keylong.
Благо, трясучка скоро закончилась. После спуска выходим на Т-образный перекресток с NH505. На северо-запад эта дорога ведет Ладакх и Занскар, а на юго-восток - в долину реки Spiti. Мы поворачиваем на северо-запад (направо), в Ладакх.
Спустя 4 км приезжаем в деревню Khoksar, где находится полицейский пост. Нас, как и всех туристов, здесь останавливают для проверки паспортов и виз. Подобных чек постов и в принципе военных объектов в регионе очень много, потому что Джамму и Кашмир до сих пор считается спорной территорией между Индией и Пакистаном, несмотря на то, что военные действия не ведутся уже очень давно.
Полицейский был приветлив и разговорчив. Он нас заверил, что вело мастерская точно есть в Кейлонге и может быть еще даже в Sissu, предполагаемом районе ночевки.
После чайной паузы в дхабе на окраине Khoksar мы продолжаем движение по долине реки Chandra в сторону села Sissu. Асфальтовая дорога, без больших перепадов высоты, едем быстро.
Мост через Чандру
Долина Чандры
Ротангский тоннель со стороны Ладакха
Перед Sissu замечаем группу палаток в лиственном лесу, и становимся чуть поодаль, еще не зная о кармическом значении этого решения. Из палаточного городка на нас пришли посмотреть местные индусы - о их любимая привычка молча окружить тебя и смотреть! - а потом и белые господа-велосипедисты, которых они сопровождали.
Палатки принадлежали группе коммерческих туристов из Европы, и с ними ехала машина сопровождения. Руководитель этой группы, Раджу, узнав про проблему с Жениным ободом, рассказал, что в Keylong магазина и мастерской нет (кто знает), но предложил доставить нам колесо из Manali рейсовым автобусом в Jispa, следующую точки ночевки его группы.
Конечно, мы соглашаемся, не смотря на то, что Jispa - это только две трети завтрашнего плана. Связи на Кейлонгом уже не будет, но мы на всякий случай переписываем телефон Раджу и договариваемся с ним встретитья в Yak Hotel, где будут ночевать его туристы. Раджу даже предлагает не мучаться и сразу завезти Женю туда, но как же слабоумие и отвага спортивный туризм? Планируем дотянуть до Jispa на треснувшем колесе, и по возможности после замены продолжить путь.
Общий километраж 52 км. за 8 часов 40 минут.
Набор высоты: 865 м.
Сброс высоты: 1107 м.
Высота ночевки: 3027 м (-267 м относительно предыдущей).
<< Пролог Дни 3-4 >>__________________________________________
Техническая информация ПрологВелопоход:
1-2,
3-4,
5,
6,
7-8,
9,
10-11,
12-13,
14-15