"А что же тогда Бог Дух Святой? Это Божественная энергия, предвечно исходящая от Бога Отца. Ибо не было такого времени, когда эта энергия не исходила бы, и не будет такого времени, когда она перестанет исходить. Исхождение Духа Святого не истощает природы Отца и Его личности, как не истощает Его личности и Его природы предвечное, вневременное
(
Read more... )
А энергия о.Андрея это сам о.Андрей "вне себя"? С каких это пор действие субъекта стало самим субъектом?
"тезис о "предвечном" исхождении энергий все же порождает вопросы"
Конечно.
"И у иных энергий Бога были начало и конец, как о том опять же свидетельствуют все святые. Ибо если философ, думающий, что он в точности знает все, считает все имеющее начало тем самым тварным (почему, назвав божественную сущность единственным безначальным, он и прибавляет в виде противопоставления, что «помимо нее все обладает ставшей природой»), - если, говорю, он полагает все берущее начало тем самым и тварным, то мы знаем, что все божественные энергии нетварны, хотя не все безначальны." Триады, III, 2-8 ( ... )
Reply
По Аристотелю "энергия"=действительность. Даже в материальном мире E=mc²; материальный мир и есть энергия. Духовная реальность - тоже "энергия"=дейсвительность, в меру "самореализации" сущности (например, грудной ребенок еще не взрослый мужчина или женщина, но по сущности грудной ребенок есть взрослый человек, способный говорить и продолжать род).
Флоровский насчет несвободы Бога чего-то загнул не туда совсем.
Reply
Флоровский ссылался на свт.Афанасия Великого. Если Вы считаете, что причиной бытия Сына является воля Отца, Вы арианин. Речь идет о внутритроичных актах, о бытии Бога в себе. Лично я не знаю, как назвать не зависящий от воли акт, избежав при этом определения природный. Другое дело, что и воля Божия неизменна.
Reply
Reply
Хоть в вики посмотрите, если словари недоступны.
Reply
Reply
Нет. Именно он атрибутировал намедни обсуждавшиеся анафемы Влахернскому собору. С тех пор эта мулька и гуляет. Те анафемы - продукт творчества одного из архиерейских совещаний уже после КС-1351, был составлен текст, включен в синодик и впоследствии успешно забыт, пока Успенский не опубликовал его на цсл, а Лосев не перевел на русский, снабдив своими ложными подсказками в квадратных скобках и ложно атрибутировав.
Ответ на вопрос, что такое энергия содержится в моем первом комментарии здесь, в п.1 во втором предложении. Вы не смогли бы не заметить, если бы вникали в прочитанное. Аристотелево понятие энтелехии здесь совершенно ни причем.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Различил - не значит противопоставил. Вам будет проще понять, если Вы усвоите, что действие и действительность - не одно и то же, и что энергия или акт в богословии означают именно первое, но не второе. Вы пишете комментарий - это Ваше действие (энергия, акт). Сам комментарий - это результат Вашего действия (энергии, акта). Действительность - это о другом ( в русском языке).
Reply
<<<<ЭНЕРГИЯ
[греч. , от - действую, совершаю (на деле)], термин др.греч. философии, означающий: 1) действие, осуществление, 2) действительность (ср. нем. Wirklichkeit - действительность, от wirken - действовать). Наряду с энтелехией один из двух терминов Аристотеля для обозначения актуальной действительности предмета в отличие от потенциальной возможности (, potentia) его бытия. Уже у Боэция и затем в лат. схоластике переводится как actus.>>>>
dic.academic. ru/dic.nsf/enc_philosophy/3793/%D0%AD%D0%9D%D0%95%D0%A0%D0%93%D0%98%D0%AF
Reply
Reply
Reply
Природа существует сама по себе, или в ипостасях? Сколько ипостасей во Христе?
Reply
Leave a comment